Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:19, контрольная работа
Целью исследования является комплексный анализ педагогических целей.
В работе поставлены следующие основные задачи:
проанализировать определения понятия «педагогическая цель»;
доказать важность педагогических целей в педагогическом процессе;
предложить способ систематизации видов педагогических целей;
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Характеристика и анализ педагогических целей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Проанализируйте различные определения понятия «педагогическая цель». Сформулируйте особенности и функции педагогических целей. Докажите важность педагогических целей в педагогическом процессе . . . . . 4
1.2. Обоснуйте методику целеполагания в педагогической деятельности. Предложите способ систематизации видов педагогических целей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3. Поясните понятие «диагностично поставленная цель», приведите примеры поставленных целей с учетом требований к формулированию педагогических целей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2. Согласны ли вы с высказыванием Ш.А. Амонашвили: «Цель в воспитании не есть конечный результат, она достигается постепенно, она растянута по всей протяженности педагогического процесса, она растворяется не только в содержании, но и в методах воспитания». (Размышления о гуманной педагогике.) Приведите примеры педагогических ситуаций, подтверждающих данное высказывание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
3. Сформулируйте наиболее актуальную проблему системы образования в современных условиях. Обоснуйте её актуальность, определите объект и предмет исследования данной проблемы, предложите гипотезу её решения 19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
V этап. Определение средств достижения цели: а) идеальных - знаний, умений и навыков обучаемых, общеучебных умений, методов и приемов обучения; б) материальных— носителей информации: учебников, книг, аудиовизуальных и других учебно-технических и электронных средств, оборудования и т.п.; в) организация учебно-воспитательного процесса на всех его этапах.
VI этап. Определение алгоритма деятельности
по достижению цели: точных предписаний,
шагов и действий, ведущих к достижению
цели.
VII этап. Поскольку педагогический процесс,
как мы уже знаем, есть процесс двусторонний
(если это не самообразование и самовоспитание),
то следует помнить, что у воспитуемых
также формируется или осуществляется
своя цель, иногда преднамеренная и осознанная,
иногда недостаточно осмысленная, притом
благоприятная или нежелательная для
субъекта воспитания. Педагог, прогнозируя
свои действия по достижению основной
цели, должен корректировать их так, чтобы
соцели взаимодействовали, а не конфликтовали.
И в любом случае главную свою цель на
каждом этапе учебно-воспитательного
процесса педагог видит в том, чтобы создать
самые благоприятные условия для воспитуемых,
чтобы максимально полно раскрылись все
их потенциальные возможности самодеятельности
и саморазвития.
Таковы, этапы целеполагания с точки зрения
методики.
Систематизация (от греч. syst:ema - целое, состоящее из частей), мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определённую систему на основе выбранного принципа.
Виды педагогических целей:
Каждая цель имеет свой предмет, т. е. то, что предполагается развить у воспитанника. На основе этого выделяются три группы целей:
– первая группа – цели формирования знаний, навыков, умений, т. е. цели формирования сознания и поведения;
– вторая группа – цели формирования отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т. д.;
– третья группа – цели формирования творческой деятельности, развитие способностей, задатков, интересов учащихся.
4. Организационные цели ставятся педагогом в области его управленческой функции (например, цель – использовать самоуправление в организации учебной деятельности учащихся).
5. Методические цели связаны с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся (например, изменить методы преподавания, внедрить новые формы организации учебного процесса).
1.3. Поясните понятие «диагностично поставленная цель», приведите пример поставленных целей с учетом требований к формулированию педагогических целей.
Диагностичная постановка целей обучения и воспитания - такая постановка целей обучения и воспитания, которая допускает объективный и однозначный контроль степени достижения цели. Цель в педагогической системе должна быть поставлена диагностично, т.е. настолько точно и определенно, чтобы можно было однозначно сделать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантируюший ее достижение за заданное время (Беспалько В.П., 1989).
Важным элементом модульной технологии является процесс целеобразования. Использование четкой, упорядоченной системы целей важно, так как:
Цель должна быть поставлена диагностично, т.е. настолько точно и определенно, чтобы можно было однозначно сделать заключение о степени её реализации, а также построить дидактический процесс, гарантируя её достижение за заданное время
Чтобы поставить цель диагностично, необходимо выполнить определенные требования.
Главное условие обеспечения указанных требований – это конкретизация целей. Осуществить её можно по нескольким направлениям:
Во-первых, обязательно охарактеризовать образовательные условия, каким образом воздействовать на учащихся, и какие условия для них обеспечить.
Во-вторых, дать характеристику внутренних процессуальных параметров, т.е. способностей и возможностей учащихся, которые необходимо сформировать.
В-третьих, охарактеризовать образовательные результаты, т.е. то, что способны достичь учащиеся в результате образовательного процесса.
Для того чтобы диагностично поставить цель, необходимо, помимо уже указанных требований, сформулировать её в соответствие с необходимым уровнем усвоения. Однако для этого необходимо определить особенности контингента учащихся, пользуясь такими категориями педагогической диагностики, как степень обучаемости и обученности. Беспалько В.П., в частности, считает, что школьным уровнем является II уровень усвоения. Можно ограничиться этим? Да. Но нужно ли? Модульная система (технология) позволяет осуществить переход на III уровень. Сохраняя алгоритмитмизацию деятельности, через систему целеполагания и анализа результатов достижения цели, учащиеся переходят к продуктивной деятельности, критически (с позиции поставленной цели) подходя к алгоритму действия, имея возможность изменить этот алгоритм, таким образом, создавая новую ООД.
Правильно строя деятельность на основе целеобразования, учитель обеспечивает свою собственную мотивацию в работе; осуществляя это совместно с детьми, обеспечивает мотивацию учащихся, а значит необходимый уровень усвоения, что обуславливает эффективность модульной технологии.
Цели занятия - это глубоко продуманный путь организации и руководства деятельностью студентов в конечном виде. Ставить цель, - значит, предопределять, планировать, решать, что и как будет сделано на уроке. И при этом очень чётко представлять себе весь ход предстоящей на уроке работы и тот уровень, на котором материал должен быть усвоен:
а) уровень представления;
б) уровень знаний;
в) уровень умений и навыков;
г) уровень творчества.
Диагностика целей. Преподаватель должен ставить лишь ту цель, в выполнении которой он уверен. Ведь четкая постановка целей и их достижение создает ситуацию успеха и радости на уроке, без чего общение может превратиться в тяжелый, нудный труд. И следует отметить, что одной из черт современных педагогических технологий является, прежде всего, диагностика целей, т.е. каждый педагог, ставя цель должен быть, уверен, что она будет выполнена. Если уверенности нет, то цель должна быть на ступеньку снижена (в группах с более слабым контингентом). Преподаватель должен брать не количеством затраченного времени, а четко поставленной целью и ее достижением.
Цель должна быть:
а) четко сформулированной;
б) понятной;
в) достижимой;
г) проверяемой;
д) конкретной;
Чётко, грамотно сформулированная цель занятия - это лишь одно, но очень важное из слагаемых педагогического мастерства. Это один из кирпичиков здания, которое называется - урок. Если цели не сформулированы, или сформулированы не четко, это равносильно тому кирпичику, который уложен набекрень. Значит и весь сценарий урока преподавателем построен второпях и без логического завершения: Примеры неправильной постановки цели:
1. Изучить тему: «Диэлектрические материалы»:
2. Углубить знания студентов по теме «Проводники»;
3. Расширить кругозор студентов;
Все эти цели не конкретны, не проверяемы, нет критериев их достижения. Нa занятиях преподаватель должен решать постоянно триединую задачу: учить, развивать, воспитывать студента; поэтому и ставить учебную (дидактическую), развивающую и воспитательную цели урока, а лично перед собой еще и методическую. Например, совершенствовать пошаговую систему контроля знании студентов, используя нетрадиционную форму урока «урок-метро».
Умение вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс формулирования целей и задач. Данный показатель отражает то, насколько педагог умеет сделать цель урока (другого занятия) целью для ученика (воспитанника), насколько ребенок принимает поставленную перед ним цель как свою и стремится к ее достижению. Успешность педагога при решении этой задачи зависит от того, насколько обучающийся (воспитанник) вовлечен в процесс формулирования целей и задач. Для того, чтобы вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс постановки цели, педагог сам должен хорошо ориентироваться в нем. Педагог, который может вовлекать обучающихся в процесс постановки цели, использует в практике такие приемы, как демонстрация способа достижения цели, описание программы действий и признаков, на которые можно ориентироваться при контроле, оценивании и прогнозировании изменений и др. Тогда деятельность по постановке цели превращается в совместную, а у обучающихся (воспитанников) формируется умение самостоятельно ставить цель деятельности.
В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:
Для других категорий педагогических работников показатель «Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.
С высказыванием Амонашвили я согласна, т.к. думаю воспитание происходит на протяжении всей жизни, чему то учишься, совершаешь какие либо поступки, преодолевая их, создавая себе образ жизни. И если ты достиг цели, это не значит что можно останавливаться на достигнутом, можно и дальше развивать свою цель. Также дальше ставить себе цели, достигая их, и если будут какие либо препятствия, не отчаиваться, добиваться ее и не совершать те же самые ошибки снова, чтобы не ошибиться.
Тема воспитания актуальна как раньше, так и сейчас. Потому что мировая и отечественная история образования свидетельствует о том, что содержательные параметры, цели воспитания подрастающих поколений отражают уровни цивилизации общества, его демократических характеристик, экономических возможностей, компетентности правительства, служб прогнозирования и расчета реальных условий развития педагогических систем.
Воспитание – передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитательные отношения – разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.
Цели педагогического процесса - идеальное предвидение результата деятельности, состоят из целей преподавания и целей учения буквально на каждом уроке, на уровне предмета, на уровне системы образования.
Методы педагогического процесса – это способы взаимодействия, практические действия педагога и учащихся, которые способствуют передаче, усвоению и использованию содержания как общественного опыта. Метод – путь к цели, способ действий или поведения.
Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных процессов - обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные задачи и поэтому, пересекаясь друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации. В настоящем разделе мы рассмотрим основные теоретические проблемы воспитания.
Информация о работе Контрольная работа по "Общей и проффесиональной педагогике"