Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:19, контрольная работа
Целью исследования является комплексный анализ педагогических целей.
В работе поставлены следующие основные задачи:
проанализировать определения понятия «педагогическая цель»;
доказать важность педагогических целей в педагогическом процессе;
предложить способ систематизации видов педагогических целей;
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Характеристика и анализ педагогических целей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Проанализируйте различные определения понятия «педагогическая цель». Сформулируйте особенности и функции педагогических целей. Докажите важность педагогических целей в педагогическом процессе . . . . . 4
1.2. Обоснуйте методику целеполагания в педагогической деятельности. Предложите способ систематизации видов педагогических целей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3. Поясните понятие «диагностично поставленная цель», приведите примеры поставленных целей с учетом требований к формулированию педагогических целей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2. Согласны ли вы с высказыванием Ш.А. Амонашвили: «Цель в воспитании не есть конечный результат, она достигается постепенно, она растянута по всей протяженности педагогического процесса, она растворяется не только в содержании, но и в методах воспитания». (Размышления о гуманной педагогике.) Приведите примеры педагогических ситуаций, подтверждающих данное высказывание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
3. Сформулируйте наиболее актуальную проблему системы образования в современных условиях. Обоснуйте её актуальность, определите объект и предмет исследования данной проблемы, предложите гипотезу её решения 19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
автономное образовательное учр
высшего профессионального
образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт менеджмента и экономической безопасности
Кафедра профессиональной педагогики
Контрольная работа
по дисциплине
«Общая и профессиональная педагогика »
Вариант № 6
Выполнила: Брызгалова Ксения Ивановна, ЗПД-201 , 1106506
Проверила: Сумина Татьяна Григорьевна , ______________, __________
Екатеринбург
2013
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Характеристика и анализ педагогических целей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Проанализируйте
различные определения понятия
«педагогическая цель».
1.2. Обоснуйте методику целеполагания в педагогической деятельности. Предложите способ систематизации видов педагогических целей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3. Поясните понятие «диагностично поставленная цель», приведите примеры поставленных целей с учетом требований к формулированию педагогических целей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2. Согласны ли вы с высказыванием Ш.А. Амонашвили: «Цель в воспитании не есть конечный результат, она достигается постепенно, она растянута по всей протяженности педагогического процесса, она растворяется не только в содержании, но и в методах воспитания». (Размышления о гуманной педагогике.) Приведите примеры педагогических ситуаций, подтверждающих данное высказывание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
3. Сформулируйте
наиболее актуальную проблему
системы образования в
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Введение
Любая конструктивно-проектировочная деятельность человека не только в педагогике, но и в любой другой сфере, как правило, начинается с постановки целей этой деятельности. По ходу деятельности цели трансформируются, дополняются, заменяются. Фактически разумную деятельность человека в каком-то конкретном направлении можно представить как деятельность по постановке и достижению системы взаимосвязанных целей. Не всегда цели оказываются осознанными и представленными в явном виде. Но осознание и четкая формулировка целей на каждом этапе деятельности способствуют ее успеху.
В теории и практике обучения целеполагание, относясь к краеугольным проблемам дидактики и будучи неразрывно связанным со всеми остальными ее проблемами, вызывает серьезные затруднения как у будущих, так и практикующих учителей.
Целью исследования является комплексный анализ педагогических целей.
В работе поставлены следующие основные задачи:
1. Характеристика и анализ педагогических целей
1.1. Проанализируйте
имеющиеся в различных
Педагогический
процесс создается
Цель – категория философская, приведем одно из определений:
Для педагога цель - это цель преподавания.
Для ученика цель - это цель учения.
Педагогическая цель - это предвидение педагогом и обучающимся (воспитанником) результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все остальные компоненты педагогического процесса.
Педагогическая цель - предполагаемый результат взаимодействия педагога и воспитанников, формируемый в сознании педагога, в соответствии с которым отбираются и соотносятся между собой все компоненты педагогического процесса.
Педагогическая цель - является системообразующим фактором, обусловливающим основные функции процесса подготовки и профессионального совершенствования специалистов любого профиля деятельности. В педагогических системах, по мнению В. Д. Шадрикова (1998), цель может выступать в двух аспектах: в одном из них она представляет собой образ будущих результатов, в другом - стремление к определенному уровню педагогических достижений.
Функции педагога состоят в том, чтобы сформировать у учащихся процедуры целеполагания. Изучать и знать цели каждого из них, способствовать реализации полезных целей. Цели учащихся должны войти в педагогический процесс наравне с целями, поставленными преподавателем. Совпадение целей педагога и учащихся – важнейшее условие успеха педагогического процесса.
Разработка цели – процесс логико-конструктивный, суть его заключается в том, чтобы:
1) сравнить, обобщить определенную информацию;
2) сделать выбор наиболее значимой информации;
3) на ее основе сформулировать цель, т. е. определить объект цели, предмет цели и необходимые конкретные действия.
Объект педагогической цели – конкретный ученик или группа учеников в определенных ролевых позициях.
Предмет педагогической цели – это та сторона личности воспитанника, которая должна быть преобразована в данном педагогическом процессе;
4) принять решение о достижении цели, осуществлять реализацию цели.
Цели должны иметь ряд характеристик:
1. цели должны быть конкретными и измеримыми. Конкретизация не мешает никому и никогда, так как чем четче поставлена цель, тем проще ее достигнуть в том плане, что снижается вероятность сделать что-либо лишнее. Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Также будет легче определить, насколько хорошо организация работает в направлении осуществления своих целей.
2. цели должны быть ориентированными во времени. Следует точно определять не только, что организация хочет осуществить, но также в общем, когда должен быть достигнут результат. Цели обычно устанавливаются на длительные или краткие временные промежутки. Долгосрочные цели имеют срок планирования, приблизительно равный пяти годам, иногда больше. Организация формирует их обычно в первую очередь Краткосрочная цель в большинстве случаев представляет, один из планов организации, который следует завершить в пределах года. Среднесрочные цели имеют горизонт планирования от одного до пяти лет.
3. цели должны быть достижимыми (об этом уже говорилось ранее), чтобы служить повышению эффективности организации. Установление цели, которая превышает возможности организации либо из-за недостаточности ресурсов, или из-за внешних факторов, может привести к катастрофическим последствиям. Если цели недостижимы, то стремление работников к успеху будет блокировано и их мотивация ослабнет.
4. цели организации должны быть взаимно поддерживающими — т.е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей. Невозможность сделать цели взаимно поддерживающими ведет к возникновению конфликта между подразделениями организации, которые отвечают за достижение установленных целей.
Важность педагогических целей:
Важнейшая задача педагогики - определение целей воспитания и образования. Педагогическая деятельность, как и любая другая, предваряется осознанием цели, которая задает импульс. Цель - это предполагаемый результат деятельности; то, к чему стремятся, что надо осуществить. Достижение цели порождает глубокое удовлетворение, составляющее основу человеческого счастья, в том числе профессионального.
Проблема педагогического
целеобразования и
«Образование, ориентированное на развитие личности, достигает своих целей в такой степени, в какой создаёт ситуацию востребованности личности, её сил саморазвития». Следовательно, педагогическая цель с позиций личностно ориентированного образования -- это не те взгляды и убеждения, которыми должен с точки зрения педагога обладать воспитанник, а те проявления человека, которые обществом воспринимаются как выражение личности: принятие и обоснование деятельности, опосредование внешних воздействий и внутренних импульсов поведения, видение скрытых противоречий действительности, критичности в отношении предлагаемых извне ценностей и норм, конструирование и удержание определённого образа «Я», определение системы своих жизненных смыслов вплоть до самого важного - сути жизни, построение личностной картины мира -- индивидуального мировоззрения, обеспечение творческого, преобразующего характера любой личностно значимой деятельности, стремление к признанию своего образа «Я» окружающими, обеспечение уровня духовности жизнедеятельности в соответствии с личностными притязаниями, чтобы жизнь человека не сводилась к утилитарным целям.
Важной проблемой педагогики является разработка и определение целей восприятия. Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить.
Определение цели вообще и цели воспитания в общем виде нужно для того, чтобы эти идеи сознательно и грамотно использовать в практической учебно-воспитательной деятельности, в профессиональной работе педагога, то есть в целеполагании.
Целеполагание — это практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами. Часто понимается как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека, или как процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для осуществления идеи.
Целеполагание представляет
неотъемлемую часть профессиональной
деятельности педагога. Целеполагание
имеет в виду структуру, иерархию и классификации
целей педагогической деятельности. Педагогическая
деятельность — это профессиональная
активность педагога, с помощью различных
действий решающего задачи обучения и
развития студентов (обучающая, воспитывающая,
организаторская, управленческая, конструктивно-диагностическая)
Целеобразование относится к формированию и разработке цели на конкретно-педагогическом уровне. Оно предполагает программирование целей воспитательной деятельности на разных его этапах. “Целеполагание — процесс определения целей, идеально представленного результата”, — считает Г. И. Железовская. Целеполагание и его методика были предметом специального исследования группы ученых кафедры педагогики Российского педуниверситета (бывшего Ленинградского пединститута им. А. Герцена), а также проф. И. П. Раченко в связи с научной организацией педагогического труда. В литературе по вопросу методики целеполагания в учебно-воспитательном процессе нет единства мнений.
Последовательные этапы этой методики:
I этап. Установить иерархию целей
1-й и 2-й ступеней воспитания
(т. е. от целей в социально-педагогическом
и общепедагогическом смысле). Иначе говоря,
определить стратегические, тактические
и оперативные цели.
Перевести их на “язык практических действий”
(К.В. Вербова), то есть с теоретического
уровня на технологический. Если речь
идет об учебном предмете, то определяются
общие цели обучения по конкретному предмету,
по отдельным разделам и темам данной
учебной дисциплины.
С учетом индивидуальных особенностей
школьников ставится ряд подцелей по их
индивидуальному развитию. Глобальные
воспитательные цели также конкретизируются
в задачах воспитательной работы с учетом
возраста учащихся, уровня их воспитанности,
конкретных условий воспитательной работы,
индивидуальных особенностей воспитуемых.
II этап. В целеполагании следует иметь
в виду как содержательную, так и организационную
стороны деятельности. Это может быть
цель и физического, и интеллектуального,
и духовного и т.д. развития; формирование
воли, творческих способностей, готовности
к саморазвитию. Необходимо определить
и перспективы целей дальних, средних
и близких, установить их логическую последовательность
и преемственную взаимосвязь.
III этап. Анализ целей на 3-м — 5-м уровнях
понятия воспитания с точки зрения их
технологичности и диагностичности. Иначе
говоря, цели тогда и только тогда будут
диагностичными, когда сформулированы
точные параметры деятельности; имеется
мера (мерило) для суждения о том, в какой
степени идет продвижение к цели; есть
образец-эталон как образец желаемого
предвосхищаемого результата (продукта).
Диагностичные цели технологичны и позволяют
точно определить, достигнута ли конкретная
цель.
IV этап. Диагностика условий предстоящей
учебно-воспитательной деятельности по
достижению цели.
Информация о работе Контрольная работа по "Общей и проффесиональной педагогике"