Комбинированный урок

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:48, контрольная работа

Краткое описание

Урок — это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

Оглавление

Теоретическая часть:
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Урок — основная форма организации обучения и его особенности……..4
2. Типология и структура уроков……………………………………………...6
3. Сущность комбинированных уроков и его этапы………………………..15
Практическая часть:
Роль комбинированных уроков в обучении информатике…………............17
Заключение……………………………………………………………………….22
Библиография…………………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

контрольная новая.doc

— 126.50 Кб (Скачать)
  1. Подведение итогов (3-5 минут)
  2. Домашнее задание.

     Учитель может придерживаться и иной структуры комбинированного урока.

     Нетрудно  понять, почему такой тип урока  назван комбинированным — на нем  учитель имеет возможность достижения нескольких целей – это повторить пройденный материал, изучить новый материал, закрепить новый материа. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач. Этим, в частности, и объясняется широкое распространение комбинированного урока в массовой практике; по некоторым данным, доля комбинированных уроков занимает 75—80% от общего числа всех проводимых уроков.

     Жизнестойкость  классического комбинированного урока  определило и то, что он лучше  других типов согласуется с закономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикой Умственной работоспособности и предоставляет педагогам больше возможности приспособления к конкретным условиям.

     Кроме своего важного преимущества — возможности  достигать на одном уроке нескольких целей комбинированный урок имеет  и недостатки. Они проявляются в том, что практически недостает времени не только на усвоение новых знаний, но и на все другие виды познавательной деятельности. С того времени, когда был предложен комбинированный урок, произошли радикальные перемены: значительно возрос объем знаний, изучаемых на уроке, во многих школах переполнены классы, что затрудняет управление познавательными процессами, ухудшилось отношение учащихся к обучению, а поэтому о всех этапов урока снизилась. [4; 198] 
 
 
 
 
 

  Практическая  часть. 

    Чтобы узнать роль комбинированного урока на практике я обратилась в МОУСОШ №84 г. Сочи п. Совет - Квадже. Мне согласился помочь учитель информатики  Хейшхо Дамир Халидович. В своей профессиональной деятельности учитель часто использует именно комбинированный урок, так как  он не только может сочетать различные цели, но и различные виды учебной работы – что является неотъемлемой частью преподавания уроков информатики. На уроках информатики часто приходиться совмещать  различную деятельность – это изучение нового материала в сопровождении с учебной презентацией, работа на компьютере с использованием прикладных программ, проверка знаний как устно, так и на компьютере используя различные тесты. Также ребятам часто приходиться работать с различными средствами мультимедиа: копировальной техникой, предназначенной для документирования и размножения информации (ксероксы), компьютерными средствами, обеспечивающими возможность электронного представления, обработки и хранения информации (компьютеры, принтеры, сканеры),

телекоммуникационными системами, обеспечивающими передачу информации по каналам связи (модемы), а также с интерактивной доской.

    Учитель информатики предложил мне остаться на уроке в 8 классе и ознакомил с планом - конспекта урока: 

  Тема: Разработка проекта в среде MS PowerPoint.

  Цели:

  • усвоить и закрепить основные возможности работы в среде PowerPoint;
  • освоить этапы работы над проектом с использованием программной среды.
  • Развивать навыки работы с Windows.
  • Воспитывать интерес к предмету.
 

  Оборудование: ПК, проектор.

  Тип урока: комбинированный. 

  План  урока:

  1.Орг.момент.(1-2 мин.)

  2.Актуализация  знаний учащихся (3-5 мин.)

  3.Теоретическая  часть.(10-15 мин.)

  4. Выполнение практической работы.(15-20 мин.)

  5. Подведение итогов (3-5 мин)

  6. Домашнее задание(2-3 мин)

  Ход     урока:

  I. Организационный момент

  II. Актуализация знаний

  • Для чего предназначена программа PowerPoint? (Данная программа используется для наглядного представления информации при выступлении, рекламы и т.д.)
  • Что такое презентация? (Происходит от английского слова «представление». Тогда можем сказать, что презентация - представление какой-либо идеи, разработок и планов с использованием различных информационных объектов, усиливающих наглядность презентуемого объекта.)
  • Что такое слайд? (Отдельный элемент презентации, имеющий логическую и содержательную целостность.)
  • Какие режимы просмотра встроены в систему PowerPoint? (Обычный режим, сортировщик слайдов, показ с текущего слайда.)
  • Как запустить программу PowerPoint? (Существует несколько возможных вариантов запуска программы: Пуск/Программы / Microsoft PowerPoint.)
  • Как определить назначение элементов меню и кнопок панелей инструментов? (При зависании мыши над элементом меню появляется всплывающая подсказка о назначении кнопки.)
  • Как пользоваться справочной системой PowerPoint? (В меню выбрать команду Справка, либо нажать функциональную клавишу F1.)
  • Как завершить работу с PowerPoint? (Чаще всего используют кнопку управления «Закрыть» с предварительным сохранением разработанной презентацией, либо выполнив последовательность команд Файл /Выход.)

  III. Теоретический материал урока

  При разработке презентации необходимо четко продумывать с одной  стороны содержание, с другой стороны способы преподнесения информации на слайде. Очень часто презентации перенасыщены информацией, и выступающий фактически читает по слайдам, что производит негативное впечатление на слушателей. Презентация должна дополнять выступающего для концентрации ключевой мысли и наглядного представления.

  Сформулируем  требования к презентациям:

  1. Целесообразность используемых средств.

  2. Содержание:

  • качественная избирательность информации;
  • соответствие особенностям аудитории и ситуации;
  •    информационная емкость;
  • возможности структурирования.

  3. Структура:

  • допустимое количество слайдов за единицу представленного времени;
  • расположение главной, второстепенной и косвенной информации на одном слайде.

  4. Оформление:

  • цветовая и шрифтовая согласованность;
  • использование гиперссылок (при необходимости);
  • единообразие слайдов презентации;
  • уместное использование анимационных эффектов.

  5. «Язык» (стилистика) слайда: 
•   преимущественное использование простых предложений с минимумом второстепенных членов;

  • использование оригинальных авторских аббревиатур для часто 
повторяющихся сложных терминов.

  Презентация состоит из двух частей:

  • содержательной;
  • технологической.

  Именно  содержание  определяет способы  выбора  цветовой  гаммы,

  шрифта, способов структурирования и спецэффектов. При демонстрации презентации, где  необходимо заострить внимание слушателей на информационном наполнении, недопустимо использование эффектов анимации. Необходимо помнить, что любые спецэффекты рассеивают внимание и достаточно сложно сконцентрировать внимание слушателей после того, как слова будут эффектно вылетать с разных сторон экрана.

  IV. Выполнение практической работы.

  Практическая работа «Создание презентации на основе шаблона оформления»

  шаг. Открытие программы

  • выполнить команду Пуск/Программы/ PowerPoint.

  2 шаг. Оформление слайда

  • выполнить команду Создание/Из шаблона оформления;
  • просмотреть  предложенные  шаблоны с  использованием  полосы прокрутки;
  • задать оформление одинарным щелчком по выбранному шаблону.

  шаг. Наполнение первой страницы

  • задать заголовок презентации (название проекта);
  • задать подзаголовок презентации (ФИО авторов проекта).

  шаг. Создание нового слайда

  • выполнить команду Вставка/Создать слайд.

  5 шаг. Выбор разметки слайда

  • выполнить команду Формат/Разметка слайда;
  • выбрать подходящие макеты для текста, либо макеты, с графическими элементами, либо с совмещенными возможностями;
  • создать необходимое количество слайдов.

  шаг. Сохранение программы

  • выполнить команду Файл/Сохранить как...;
  • задать имя файла и нажать кнопку «Сохранить».

  шаг. Использование эффектов

  • выделить текст или рисунок;
  • выполнить команду Показ слайдов/Эффекты анимации;
  • выбрать в появившемся списке подходящие эффекты.

  шаг. Просмотр презентации

  • нажать кнопку Показ слайдов.

  9 шаг. Редактирование презентации

  Выполнение  практического задания

  Создать презентацию на основе собственного проекта с использованием встроенных возможностей программы PowerPoint (3-5 слайдов).

  Подведение  итогов.

  Домашнее  задание. Прочитать в учебнике § 14-15, сделать конспект. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение 

     Комбинированный урок наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. В качестве основных элементов этого урока, составляющих его методическую подструктуру, являются: организация учащихся к занятиям; повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке; введение учителем нового материала и организации работы учащихся по его осмыслению и усвоению; первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике; задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению; подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока.[5; 87]

     Перечисленные компоненты методической подструктуры комбинированного урока в зависимости  от характера учебной ситуации и  педагогического мастерства учителя  взаимодействуют между собой  и зачастую переходят друг в друга, меняют свою последовательность в зависимости от организации познавательного процесса. В таких случаях структура комбинированного урока становится гибкой и подвижной. Это позволяет учителю избегать в своей работе шаблона формализма. В процессе изучения нового материала можно сразу организовать его закрепление и применение, а при закреплении осуществлять контроль знаний, умений и навыков и развитие навыков применения этих знаний в различных, в том числе нестандартных, ситуациях. Такое комплексное взаимодействие между структурными элементами комбинированного урока делает урок многоцелевым и вынуждает учителя при проведении урока правильно регламентировать время урока на его отдельные этапы.

     Эффективность и результативность комбинированного урока зависят не от абсолютизирования его структуры, а от четкого определения целевых установок урока, от ответа учителя на вопрос о том, чему он должен научить учащихся, как использовать занятия для разумной организации их деятельности.[7; 47] 
 

  Библиография 

  1. Конаржевский  Ю.А. Анализ урока. – М., 2000.
  2. Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок.- М.,1988.
  3. Пидкасистый П. И. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений. Издательство: Педагогическое общество России,1998.- 640 с.
  4. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., 1996.
  5. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002.
  6. Сластёнин В. А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 576 с.
  7. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.,1990.

Информация о работе Комбинированный урок