Комбинированный урок

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:48, контрольная работа

Краткое описание

Урок — это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

Оглавление

Теоретическая часть:
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Урок — основная форма организации обучения и его особенности……..4
2. Типология и структура уроков……………………………………………...6
3. Сущность комбинированных уроков и его этапы………………………..15
Практическая часть:
Роль комбинированных уроков в обучении информатике…………............17
Заключение……………………………………………………………………….22
Библиография…………………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

контрольная новая.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

Содержание:

Теоретическая часть:

Введение  …………………………………………………………………………..3

  1. Урок — основная форма организации обучения и его особенности……..4
  2. Типология и структура уроков……………………………………………...6
  3. Сущность комбинированных уроков и его этапы………………………..15

Практическая часть:

Роль комбинированных уроков в обучении информатике…………............17

Заключение……………………………………………………………………….22

Библиография…………………………………………………………………….23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение 

  Урок — это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

  Каждый урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя таким образом структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива.

  Наибольшую  поддержку среди теоретиков и  практиков получила классификация  уроков:

  1. комбинированные (смешанные);
  2. уроки изучения новых знаний;
  3. уроки формирования новых умений;
  4. уроки обобщения и систематизации изученного;
  5. уроки контроля и коррекции знаний, умений;

     6)уроки практического применения  знаний,  умений.[6; 276] 
 
 
 

  1.  Урок — основная форма организации обучения и его особенности.

     Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок.

     Урок — это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса — от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки.[5: 128]

     Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:

  1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
  2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
  1. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

  1. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
  2. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
  3. Эффективное использование педагогических средств.
  4. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.

10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

11. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.[3; 54]

     Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

     К дидактическим (или образовательным) требованиям относятся:

• четкое определение образовательных задач каждого урока;

• рационализация'информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;

  • внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
  • рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;
  • творческий подход к формированию структуры урока;
  • действенный контроль и управление.

К развивающим требованиям относят:

  • формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебной деятельности, интересов, инициативы;

• изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся;

• проведение учебных занятий на «опережающий» уровень, стимулирование при поступлении новых качественных изменений в развитии;

• прогнозирование «скачков» в интеллектуальном и эмоциональном развитии учащихся.

К воспитательным требованиям относятся:

  • постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
  • воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, коллективизма и др.;
  • внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.[3; 340]
 
 
 

  2. Типология и структура уроков. 

    Для того чтобы выявить общее в  огромном многообразии уроков, их необходимо классифицировать. Количество известных  ныне классификаций исчисляется десятками.

    Одна  из первых наиболее обоснованных классификаций уроков принадлежит советскому дидакту И.Н.Казанцеву, предложившему группировать уроки по двум критериям:

1) содержанию;

2) способу  проведения.

 По  первому критерию, например, уроки математики расчленяются по своему содержанию на уроки арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии, а внутри них — в зависимости от содержания преподаваемых тем. По способу проведения учебных занятий уроки делятся на уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т. д.

    По  логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности различаются следующие типы уроков:

    1) вводный, 

    2) урок первичного ознакомления  с материалом,

    3) усвоения новых знаний,

    4) применения полученных знаний  на практике,

    5) урок навыков,

    6) закрепления, повторения и обобщения,

    7) контрольный, 

    8) смешанный, или комбинированный1.

    Наибольшую  поддержку среди теоретиков и  практиков получила классификация  уроков по двум существенным признакам: дидактическим целям и месту уроков в общей системе: 1) комбинированные или смешанные уроки; 2) уроки ознакомления учащихся с новым материалом; 3) уроки закрепления знаний; 4) имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного; 5) имеющие основной целью выработку и закрепление умений и навыков; 6) имеющие основной целью проверку знаний. В рамках перечисленных типов выделяются еще и подтипы2.

    Уточненный  перечень главных типов уроков следующий:

  1. комбинированные (смешанные);
  2. уроки изучения новых знаний;
  3. уроки формирования новых умений;
  4. уроки обобщения и систематизации изученного;
  5. уроки контроля и коррекции знаний, умений;

    6) уроки практического применения знаний,  умений (Г.И. Щукина, В.А.  Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.).

    И.Я. Лернер считал, что существуют два  типа уроков: урок, отражающий все этапы  или их большинство и урок, представленный одним или двумя этапами.

    Традиционно используются и такие виды уроков, включенные в уточненный перечень главных  типов уроков, как: урок-лекция, урок-экскурсия, урок-практикум, урок-лабораторная работа.

    Существует  понятие «нетрадиционные уроки». Чаще всего, это: урок-конференция; урок-диспут; урок-игра (путешествие, суд и пр.) и т.д.[2; 112] 

Структура урока.

Введем  понятие структуры урока, под которой будем подразумевать его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью этапов.

    Урок  включает в себя следующие этапы:

    I. Организационный этап должен обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию.

    Содержание  этапа. .

  1. Приветствие. Взаимное приветствие должно выражать взаимное уважение, симпатию, желание. Оно - первый ключ к сотрудничеству.

    2. Определение отсутствующих. Смысл этой процедуры заключается в том, что учитель здесь формирует свою позицию к факту отсутствия того или иного ученика. Порицание, если ученик отсутствует без уважительных причин, сочувствие и оказание помощи тем, кто болеет. Обязательно нужно интересоваться у ребят состоянием здоровья их товарищей, которые давно болеют, передавать через учащихся свое сочувствие. Приветствовать ученика, который после долгого отсутствия вновь появился в классе. Словом, не забывать, что, казалось бы, прозаическая проверка отсутствующих может служить важным инструментом углубления сотрудничества, воспитания гуманизма, учебной дисциплины, любви к школе и учителю.

    3. Проверка готовности учащихся к уроку. Здесь учителя, прежде всего, должен интересовать внешний вид учеников, их рабочая поза, состояние рабочего места. В какой-то степени при соблюдении такта и чувства меры этот момент можно использовать для формирования вкуса, эталона внешности.

    4. Проверка подготовленности классного помещения к уроку. Классное помещение - рабочее место класса и учителя, и совсем небезразлично, в каком состоянии оно находится. Забота о своем здоровье каждого - один из важнейших каналов формирования чувства собственного достоинства.

    5. Организация внимания. Необходимо уметь установить четкую грань, отделяющую перемену от урока, новую психологическую ситуацию быстрой настроойки сосредоточения на предмете учебного занятия. Организующее влияние на учащихся оказывает психологическое состояние учителя в момент его появления в классе. Условия достижения положительных результатов: сосредоточенность, выдержка, самообладание, собранность учителя; отсутствие многословия, ярко выраженная волевая направленность; требовательность и твердое намерение без задержки перейти к уроку при одновременном внимании к состоянию учащихся; использование небольшой психологической паузы и вопроса, побуждающего их внимание к теме урока; спокойная уверенная манера держаться при появлении в классе, сочетающаяся с доброжелательностью и сердечностью; последовательность и постоянство в предъявлении требований.

Информация о работе Комбинированный урок