Коллективные способы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 23:06, доклад

Краткое описание

Коллективные способы обучения в нашей стране появились в 1918 г. Педагог А.Г. Ривин (1877—1944) провел на хуторе Корнин под Киевом необычный педагогический эксперимент. В течение года он один вел занятия с 40 детьми в возрасте от 10 до 16 лет. Работая индивидуально и в парах, ученики делали все: решали задачи, конспектировали и реферировали учебники, разучивали стихотворения, выступали с докладами, отчитывались в знаниях перед учителем и друг перед другом. Традиционного расписания занятий

Файлы: 1 файл

Коллективные способы обучения.docx

— 31.17 Кб (Скачать)

     Основатель  психоанализа З.Фрейд в «Психологии  гимназиста» (1914 г.) обратил внимание на специфику психологии учащихся выбирать своих учителей как «культурные  образцы». 

     Если  у определенного школьника неудачно развивается диалог с учителем, весь процесс формирования личности становится критическим. Важнейшую роль диалога  в обучении показал Л.В.Выготский, когда определил понятие «зоны ближайшего развития». 

     Общение с учителями или с любым  взрослым приобретает важнейшее  развивающее значение, благодаря ему они обогащаются знаниями о культуре другого, не теряя чувства своей культурной идентичности. 

     «Личностью  не рождаются», - писал А.Н.Леонтьев (1975 г.). В обыкновенной жизни мы употребляем  понятие о личности только по отношению  к человеку, начиная с определенного  периода его жизни. Индивид, как  он утверждает, это целостное существо, продукт филогенетического и  онтогенетического развития при  определенных внешних условиях. Но основание для порождения личности – это деятельность, конкретная внешняя деятельность. В процессе становления личности учащихся главная  роль принадлежит образовательной  деятельности, которая занимает большую  часть жизни ребенка. 

     Давыдов в 1996 г. отмечал, что совместные действия и их координация являются главным  условием развития у ребенка самостоятельности  в работе. По его мнению в учебной работе эффективную зону ближайшего можно установить, когда ученики работают совместно, но в маленьких группах. Такие группы становятся, как он пишет, инкубатором для развития учебной дискуссии, а дискуссия – не только основа для формирования теоретического мышления, но и средство для установления диалога. 

     В подростковом возрасте у школьников происходит интенсивное и в тоже время неравномерное физическое развитие. Этот возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов и дел. Самый важный фактор – половое  созревание. Нормальным считается появление  у подростков незнакомого и неожиданного влечения и соответствующих мыслей к определенному содержанию книг, фильмов и т.д. Важно переключить  внимание подростков. Поддержать его  интерес к различным творческим занятиям, техническим поделкам, увлечение  музыкой, спортом. 

       Подростковый возраст, по словам  Л.С.Выготского, не может быть охвачен одной формулой. Мы полагаем, что «кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других людей, присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (т.е. стремление проявить себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию». (Л.И.Божович «Избранные психологические труды». М., 1995 г., стр.107) 

       Общеизвестно, что учебная деятельность  в силу своей педагогической  специфики регламентирует и ограничивает  общение детей. Научная, техническая,  эстетическая, спортивная деятельность  обладают великолепными возможностями  организации коллективной работы.


Информация о работе Коллективные способы обучения