Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 23:06, доклад
Коллективные способы обучения в нашей стране появились в 1918 г. Педагог А.Г. Ривин (1877—1944) провел на хуторе Корнин под Киевом необычный педагогический эксперимент. В течение года он один вел занятия с 40 детьми в возрасте от 10 до 16 лет. Работая индивидуально и в парах, ученики делали все: решали задачи, конспектировали и реферировали учебники, разучивали стихотворения, выступали с докладами, отчитывались в знаниях перед учителем и друг перед другом. Традиционного расписания занятий
7.
Снова берут тетради друг
Совместная
работа пары заканчивается. Ее участники
находят новых партнеров, обмениваясь
карточками. Новенькому диктуется тот
текст, который диктующий сам
перед этим писал. Т.е. над диктантом
каждый ученик работает дважды, один раз
он пишет сам и делает разбор ошибок
под контролем товарища, другой раз
он диктует этот текст, проверяет, требует
разбора ошибок.
Работа по вопросникам.
Устное
письменное выполнение упражнений:
1.Ученики выучивают правило и выполняют по нему упражнение.
2.Один ученик из пары проверяет как другой усвоил правило (теорию) и предлагает выполнить упражнение.
3.Другой
ученик из пары предлагает
выполнить своему напарнику
Решение задач и примеров.
Учитель предварительно обучает учащихся ставить вопросы друг другу, которые требуют умения вдумываться в условия задачи, анализировать ее состав и содержание, выполнять обоснованные действия с целью решить задачу.
Ученик ведет себя как учитель: «Прочитай условия задачи. Скажи что известно в задаче. Что нужно найти? Как ты будешь это находить? Какое действие выполнишь первым? Что ты узнаешь?
1.Раздаются
карточки, на каждой карточке
по одной задаче. У каждого
задачи разные. Работают самостоятельно,
не переговариваясь с
2.Учитель проверяет.
3.Работа
в парах. Обмениваются
Партнеры
обмениваются карточками и работают
в других парах.
1.5
Основные признаки КСО (
-
ориентация на индивидуальные
способности детей, обучение
-
осмысленность процесса
- все обучают каждого и каждый всех.
-
при коллективных учебных
- обучение ведется на основе и в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества учителя и учащихся.
-
активизируются межличностные
-
ведущей организационной
Как
мы все знаем, в каждом классе есть
дети с разными способностями. Учителям
нужно и надо учитывать способности
каждого и в то же время они
должны обучать класс, как единую
группу. Как бы учителя ни старались,
это противоречие при классно-урочной
системе остается неопределенным. Учитель
должен стать наставником, консультантом,
организатором учебной
Можно
выделить следующие виды работы в
отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо,
совместное изучение нового материала,
обучение друг друга, тренировка, проверка.
Контроль
учащихся осуществляется на всех этапах
деятельности: когда решают задачи
и проблемы самостоятельно изучают
тему, обучают товарища.
Особенностью КСО является то, что оценка (отметка) открытая (учащиеся имеют возможность изучать каждую тему на разном уровне усвоения).
Практический опыт применения КСО позволяет выделить следующие его преимущества:
· В результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
· В процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
· Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха;
· Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
· Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит обеспечивает более прочное усвоение.
правила общего обсуждения.
1. Не говорить всем сразу.
2. Смотреть на говорящего.
3. Реагировать жестами, знаками.
4. Называть собеседника по имени.
5. Наглядно- доказывать, что для достижения цели необходима дружная работа.
6. Не спорить, а доказывать, объяснять, и стараться понять друг друга.
Эффективность:
увеличение темпа чтения;
безошибочность и осознанность чтения;
повышение успеваемости и качества;
умение слушать товарища и задавать вопросы;
умение выступать перед аудиторией;
формирование потребности у учащихся чтении;
развитие
интереса к чтению.
Организационные:
— постоянное рабочее место — отсутствует
— говорят все
— общаются все
— рабочий шум
— смена
Дидактические:
— обучают ученики
— разные темпы и материал
— полная самостоятельность
— сотрудничество — основа обучения
—
максимально приближены
Развивающие:
— ученик — субъект + объект
— в соответствии с индивидуальными особенностями
— спонтанный характер
— учатся выступать, рассуждают, доказывают
—
развивают педагогические способности
Воспитательные:
— на себя и на других
—
отношения ответственной
КЛАССИФИКАЦИРОВАННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТЕХНОЛОГИИ КСО:
5. Характер содержания: обучающийся + воспитательный + светский + образовательный.
6. Тип управления учебно – воспитательным процессом: «репетитор» + система малых групп + «консультант».
7. Преобладающие методы: диалогические, объяснительно-иллюстративные.
8. Преобладающие средства: вербальные
+ программированные.
Деятельность учителя:
Этот
способ заключается в выходе учителя
на иной, новый уровень отношений
с учениками, в осмыслении мотивов
их действий, в учете их чувств и
переживаний. А это в свою очередь
предполагает изменение позиции
учителя, формирует его
В
основе технологии коллективного взаимообучения
лежат психологические теории, рассматривающие
коллективную работу учащихся с трех точек
зрения:
-
социально-психологической (
-
когнитивной психологической
-
бихевиористской теории научения (представление
о положительном подкреплении результативной
работы группы).
Социально-
Когнитивный аспект опирается
на идеи Ж.Пиаже и Л.С.
Из
представленной школы Л.С.Выготского
следует, что всякое знание носит социально-детерминированный
характер и порождается совместными усилиями
в ходе понимания и разрешения возникающих
проблем. Среди очевидных достоинств такой
работы – неизбежность разворачивания
соответствующих умственных действий,
естественность их громкоречевого проговаривания
(П.Я.Гальперин). Для сохранения информации
в памяти, для ее включения в существующие
когнитивные структуры учащийся должен
выполнить операции по «пересказу», реструктуризации
этой информации в своих собственных внутренних
образах (представлениях). Наиболее эффективно
выполнить такую работу объяснив изученный
материал партнеру. Сторонники бихевиористской
теории акцентируют внимание на групповых
подкреплениях и итоговой награде, которая
мотивирует усилия по обучению (R.Slavin).
Особое значение здесь уделяется применяемой
учителем системы оценок и поощрений.
Все
три подхода, видно, что обращены
к разным сторонам действительности…
Технология коллективного взаимообучения
использует рекомендации каждого из перечисленных
подходов. Заметное место среди них занимают
представления о взаимозависимости, развиваемы
в рамках социально-психологического
подхода.