Коллективные способы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 23:06, доклад

Краткое описание

Коллективные способы обучения в нашей стране появились в 1918 г. Педагог А.Г. Ривин (1877—1944) провел на хуторе Корнин под Киевом необычный педагогический эксперимент. В течение года он один вел занятия с 40 детьми в возрасте от 10 до 16 лет. Работая индивидуально и в парах, ученики делали все: решали задачи, конспектировали и реферировали учебники, разучивали стихотворения, выступали с докладами, отчитывались в знаниях перед учителем и друг перед другом. Традиционного расписания занятий

Файлы: 1 файл

Коллективные способы обучения.docx

— 31.17 Кб (Скачать)

     7. Снова берут тетради друг друга,  еще раз все просматривают  и ставят свои подписи: «проверял  Петров, проверял Сидоров».

     Совместная  работа пары заканчивается. Ее участники  находят новых партнеров, обмениваясь  карточками. Новенькому диктуется тот  текст, который диктующий сам  перед этим писал. Т.е. над диктантом  каждый ученик работает дважды, один раз  он пишет сам и делает разбор ошибок под контролем товарища, другой раз  он диктует этот текст, проверяет, требует  разбора ошибок.  

     Работа  по вопросникам.

     Устное  письменное выполнение упражнений: 

     1.Ученики  выучивают правило и выполняют  по нему упражнение.

     2.Один  ученик из пары проверяет как другой усвоил правило (теорию) и предлагает выполнить упражнение.

     3.Другой  ученик из пары предлагает  выполнить своему напарнику сое  упражнение. Затем они расходятся  для работы в следующей паре. 

     Решение задач и примеров.

     Учитель предварительно обучает учащихся ставить  вопросы друг другу, которые требуют  умения вдумываться в условия  задачи, анализировать ее состав и  содержание, выполнять обоснованные действия с целью решить задачу.

     Ученик  ведет себя как учитель: «Прочитай  условия задачи. Скажи что известно в задаче. Что нужно найти? Как  ты будешь это находить? Какое действие выполнишь первым? Что ты узнаешь?

     1.Раздаются  карточки, на каждой карточке  по одной задаче. У каждого  задачи разные. Работают самостоятельно, не переговариваясь с товарищами.

     2.Учитель  проверяет.

     3.Работа  в парах. Обмениваются карточками (задачами).Один из пары становится учителем, другой - учеником. Учитель дает свою карточку ученику, предлагает прочесть задачу и затем ставит вопросы по содержанию задачи и ее решению. Когда решение закончено, карточка передается тому, кто по ней отвечал, т. е. ученику. Теперь ученик становится учителем и ставит вопросы своему «бывшему» учителю по своей карточке (задаче).

     Партнеры  обмениваются карточками и работают в других парах. 

     1.5 Основные признаки КСО (преимущественно  перед традиционным образованием)

     - ориентация на индивидуальные  способности детей, обучение происходит  в соответствии со способностями  детей (индивидуальный темп обучения).

     - осмысленность процесса познания.

     - все обучают каждого и каждый  всех.

     - при коллективных учебных занятиях (КУЗ) знания - хорошие, умения - уверенные,  навыки - надежные.

     - обучение ведется на основе  и в атмосфере взаимопонимания  и сотрудничества учителя и  учащихся.

     - активизируются межличностные отношения  (ученик - ученик), которые способствуют  реализации в обучении принципов  непрерывной и безотлагательной  передачи знаний.

     - ведущей организационной формой  обучения является коллективная, т.е. работа учащихся в парах  сменного состава.

     Как мы все знаем, в каждом классе есть дети с разными способностями. Учителям нужно и надо учитывать способности  каждого и в то же время они  должны обучать класс, как единую группу. Как бы учителя ни старались, это противоречие при классно-урочной  системе остается неопределенным. Учитель  должен стать наставником, консультантом, организатором учебной деятельности, который помогает ученику понять смысл целей, действий и результатов. 

     Можно выделить следующие виды работы в  отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка. 

     Контроль  учащихся осуществляется на всех этапах деятельности: когда решают задачи и проблемы самостоятельно изучают  тему, обучают товарища. 

     Особенностью  КСО является то, что оценка (отметка) открытая (учащиеся имеют возможность  изучать каждую тему на разном уровне усвоения).

     Практический  опыт применения КСО позволяет выделить следующие его преимущества:

     · В результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического  мышления и понимания;

     · В процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

     · Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что  создает ситуацию успеха;

     · Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного  труда;

     · Обсуждение одной информации с несколькими  сменными партнерами увеличивает число  ассоциативных связей, а значит обеспечивает более прочное усвоение.

         правила общего обсуждения.

         1. Не говорить всем сразу.

         2. Смотреть на говорящего.

         3. Реагировать жестами, знаками.

         4. Называть собеседника по имени.

         5. Наглядно- доказывать, что для достижения цели необходима дружная работа.

         6. Не спорить, а доказывать, объяснять,  и стараться понять друг друга.

     Эффективность:

     увеличение  темпа чтения;

     безошибочность  и осознанность чтения;

     повышение успеваемости и качества;

     умение  слушать товарища и задавать вопросы;

     умение  выступать перед аудиторией;

     формирование  потребности у учащихся чтении;

     развитие  интереса к чтению. 

     Организационные:

     — постоянное рабочее место  — отсутствует

     — говорят все 

     — общаются все 

     — рабочий шум 

     — смена

     Дидактические:

     — обучают ученики 

     — разные темпы и материал

     — полная самостоятельность 

     — сотрудничество — основа обучения

     — максимально приближены  

     Развивающие:

     — ученик — субъект + объект

     — в соответствии с индивидуальными  особенностями 

     — спонтанный характер

     — учатся выступать, рассуждают, доказывают

     — развивают педагогические способности  

     Воспитательные:

     — на себя и на других

     — отношения ответственной зависимости (коллективистские)

         КЛАССИФИКАЦИРОВАННЫЕ  ПАРАМЕТРЫ ТЕХНОЛОГИИ КСО:

  1. Уровень и характер применения: в проекте, охватывающем всю систему образования.
  2. Методологический подход: диалектический.
  3. Ведущие факторы развития: социогенные.
  4. Ориентация на личные сферы и структуры: - информационная ЗУН

                                                   - операционная СУД способы умственных  действий.                              – саморазвитие СУМ самоуправляющие механизмы личности.

         5. Характер содержания: обучающийся  + воспитательный + светский + образовательный.

         6. Тип управления учебно – воспитательным процессом: «репетитор» + система малых групп + «консультант».

         7. Преобладающие методы: диалогические,  объяснительно-иллюстративные.

         8. Преобладающие средства: вербальные + программированные. 

     Деятельность  учителя:

     Этот  способ заключается в выходе учителя  на иной, новый уровень отношений  с учениками, в осмыслении мотивов  их действий, в учете их чувств и  переживаний. А это в свою очередь  предполагает изменение позиции  учителя, формирует его доброжелательность, уважение к детям, что закономерно  приводит к созданию положительного эмоционально-психологического климата  в классе. Сегодня очень важно последовательно использовать методы, активизирующие познавательную деятельность учеников, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений, создавая положительный эмоциональный фон, инициировать активный диалог, анализ проблемных ситуаций, познавательные и деловые игры, самостоятельную работу на уроке и др. В условиях групповой работы происходит преобразование, перестройка позиций личности, изменяются ценностные установки, смысловые ориентиры, цели обучения и само взаимодействие каждого из участников учебного процесса. Изменение позиции определяет переход школьников на новый уровень освоения учебной деятельности, к новым формам взаимодействия учеников друг с другом и с учителем. В условиях совместной работы наиболее полно и отчетливо раскрывается система отношений школьника к миру, одноклассникам, к самому себе. Эта форма работы не позволяет ему оставаться пассивным в учебном процессе, безразличным к другим членам группы, к выполняемому заданию, стимулирует такие ,важные способы взаимодействия, как групповая дискуссия, сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание, преодоление замкнутости учеников, и имеет еще целый ряд других позитивных моментов. Деятельность учителя как участника и основного организатора работы на уроке состоит в отборе и применении форм, соответствующих .реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса, его конкретным условиям. При этом каждый учитель оказывается перед необходимостью решать несколько принципиальных вопросов. 1. Выбор задания для групповой работы. От типа и характера учебного задания в большей мере зависит возможность и успешность совместной учебной работы на уроке. Анализ учебных дисциплин школьного обучения показывает, что разные предметы имеют различные возможности для освоения их в групповой форме. Вместе с тем практически каждый учебный предмет имеет темы и вопросы, которые могут быть успешно освоены в групповой форме.

     В основе технологии коллективного взаимообучения лежат психологические теории, рассматривающие коллективную работу учащихся с трех точек зрения: 

      -               социально-психологической (члены  группы зависят друг от друга); 

      -               когнитивной психологической теории (представление о развитии познавательных  функций человека); 

      -               бихевиористской теории научения (представление о положительном подкреплении результативной работы группы). 

     Социально-психологический  аспект опирается на исследования Курта Левина по изучению групповой динамики. Согласно Левину, суть группы – во взаимозависимости ее членов, порожденной наличием общей цели. Жизнь группы – это динамическое целое, где изменение в состоянии одного из членов автоматически влечет изменения в состоянии всех других. 

       Когнитивный аспект опирается  на идеи Ж.Пиаже и Л.С.Выготского о развитии познавательных способностей человека. Согласно разработкам школы Пиаже, выполнение совместных действий, как правило, сопровождается «социокогнитивным конфликтом». Пиаже считает, что в процессе совместной деятельности участники вовлекаются в дискуссии, которые и порождают познавательные конфликты, а также стимулируют их разрешение. Реальный когнитивный рост имеет место только тогда, когда дети сами конструируют свои знания. 

     Из  представленной школы Л.С.Выготского следует, что всякое знание носит социально-детерминированный характер и порождается совместными усилиями в ходе понимания и разрешения возникающих проблем. Среди очевидных достоинств такой работы – неизбежность разворачивания соответствующих умственных действий, естественность их громкоречевого проговаривания (П.Я.Гальперин). Для сохранения информации в памяти, для ее включения в существующие когнитивные структуры учащийся должен выполнить операции по «пересказу», реструктуризации этой информации в своих собственных внутренних образах (представлениях). Наиболее эффективно выполнить такую работу объяснив изученный материал партнеру. Сторонники бихевиористской  теории акцентируют внимание на групповых подкреплениях и итоговой награде, которая мотивирует усилия по обучению (R.Slavin). Особое значение здесь уделяется применяемой учителем системы оценок и поощрений. 

     Все три подхода, видно, что обращены к разным сторонам действительности…  Технология коллективного взаимообучения использует рекомендации каждого из перечисленных подходов. Заметное место среди них занимают представления о взаимозависимости, развиваемы в рамках социально-психологического подхода. 

Информация о работе Коллективные способы обучения