Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 23:06, доклад
Коллективные способы обучения в нашей стране появились в 1918 г. Педагог А.Г. Ривин (1877—1944) провел на хуторе Корнин под Киевом необычный педагогический эксперимент. В течение года он один вел занятия с 40 детьми в возрасте от 10 до 16 лет. Работая индивидуально и в парах, ученики делали все: решали задачи, конспектировали и реферировали учебники, разучивали стихотворения, выступали с докладами, отчитывались в знаниях перед учителем и друг перед другом. Традиционного расписания занятий
Коллективные способы обучения в нашей стране появились в 1918 г. Педагог А.Г. Ривин (1877—1944) провел на хуторе Корнин под Киевом необычный педагогический эксперимент. В течение года он один вел занятия с 40 детьми в возрасте от 10 до 16 лет. Работая индивидуально и в парах, ученики делали все: решали задачи, конспектировали и реферировали учебники, разучивали стихотворения, выступали с докладами, отчитывались в знаниях перед учителем и друг перед другом. Традиционного расписания занятий в этой школе не было. Каждый ученик за это время освоил учебный курс 3-4-летнего обучения. Впечатляющим было развитие учеников. Неразвитые сельские подростки спустя год научились логично мыслить, доказывать, рассуждать, дискутировать, анализировать сложные тексты и даже проявляли нередко неплохие педагогические способности. В Корнине были сделаны три педагогических открытия: • впервые в отечественной и мировой педагогике в течение года шла интенсивная учебная деятельность в сменных парах и микрогруппах; • была разработана и апробирована новая технология учебно-воспитательной работы; • впервые был создан разновозрастный самообразовательный учебный коллектив, который сам себя обучал, сам себя контролировал, самоуправлялся, и все это — при лидирующей роли учителя. К сожалению, коллективные способы обучения не были поняты современниками и должным образом оценены. Вскоре в школах на многие годы стали насаждать методический и методологический догматизм, закрепленный официальными партийно-государственными постановлениями.
Функции
учителя при коллективной форме
обучения
Вопрос о функции учителя при
коллективной форме обучения
принципиальный. И очень важный.
Роль педагога при старой
Учитель должен обладать очень
хорошими знаниями по своему
предмету. При старой традиционной
системе учитель готовится к
каждому уроку, пишет план. При
коллективной форме обучения
никакого плана он может не
писать, но должен знать весь
материал и данного года
Какие главные условия нужны
для введения коллективных
- Первое, что нужно сделать, провести,
как мы называем, запуск коллективного
способа обучения. Для этого необходимо
включение всех учеников
Главный критерий технологии
коллективной формы обучения - все
дети учатся! Только с разными
темпами и на разных уровнях:
одни овладеют только базовым
(стандартным), другие продвинутся на повышенный,
а кому-то удастся освоить высокий. Школьную
программу способны освоить практически
все дети, только если они не больны. Более
способные смогут закончить изучение
учебных предметов досрочно, на 1,5-2 года
раньше, а другим, возможно, потребуется
увеличить срок обучения. Все зависит
от природных способностей, состояния
здоровья, трудолюбия, интересов и наклонностей.
В нашей технологии дети ориентируются
на положительные примеры, и мы не наказываем
двойками тех, кто отстает. Но они "наказаны"
своим положением, когда находятся где-то
в арьергарде и видят, что их товарищи
уходят вперед. Характерно, что в освоении
разных предметов ученики могут двигаться
с разным темпом. И разные уровни - это
нормальное явление при коллективном
способе обучения, где главным ориентиром
становится не оценка, а качественное
усвоение материала. Ученик может прекрасно
его изложить, доказать, применить на практике
и перейти на более высокий уровень.
Основными
методами анализа и отслеживания
знаний, умений и навыков является
устная, письменная, практическая и
графическая форма проверки. Основными
видами проверки являются текущая, четвертная
и итоговая. Итоговая проверка включает
проверку по теме, разделу, блоку, за четверть
и полугодие. Также в деятельности
применяются такие формы
Новая педагогическая
1.1
Принципы коллективного
Согласно теории Дьяченко в основу коллективного способа обучения (КСО) должны быть заложены следующие восемь принципов:
1.
Завершенность: ученик имеет
2.
Интернационализм: обучение должно
происходить на языках, представители
которых принимают участие в
учебном процессе. При этом происходит
взаимное проникновение
3. Дифференциальный подход: каждый из обучаемых может работать согласно своим возможностям и способностям;
4.
Всеобщее сотрудничество и
5. Разновозрастность и разноуровневость: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного возраста и уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;
6.
Разделение учебного труда: с
одной стороны, чем будет
7. Педагогизация населения: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, этому необходимо учиться в самом процессе обучения;
8.
Безотлагательная и
1.2
Постулаты коллективного
Первый. Каждый здоровый человек может освоить любой учебный материал.
Суть первого постулата заключается в том, что всё открыто человечеству, доступно для понимания каждому человеку.
Конечно,
не каждый ребёнок станет великим
математиком или физиком. Но всё,
что известно в физике или математике
и оформлено как учебный
Этот
постулат запрещает ссылаться на
несостоятельность детей
Второй. Дети отличаются не своими возможностями усвоить тот или иной материал, а индивидуальными способами и средствами освоения этого материала.
2. Все дети отличаются друг от друга. Их отличие проявляется не в том, что одни плохие - другие хорошие, или что одним доступно учиться хорошо, а другим это не доступно.
Дети отличаются характером, типом мышления, темпераментом и т.п. Однако эти отличия характеризуют их индивидуальность и относятся к внутренним средствам. Жизненные цели и задачи для разных детей могут быть одни и те же, но эти цели и задачи могут быть реализованы разными детьми за счёт разных внутренних средств.
Именно в вопросах средств, в выборе путей и способов реализации целей должны учитываться индивидуальные особенности детей, но не в обозначении образовательных целей, тем более не в определении общеобразовательных целей.
Третий. Интерес ученика к изучаемому материалу определяется не содержанием этого материала, а успешностью действий ученика в процессе освоения этого материала.
3.
Достаточно распространено
Интерес,
любопытство возникает и
Третий
постулат констатирует, что, с точки
зрения результативности, определяющим
является не то, что изучается, а
то, как изучается.
1.3
Формы организации учебного
Все формы организации процесса обучения делятся на общие и конкретные. Общие формы не зависят от конкретных дидактических задач и определяются только структурой общения между обучающимися и обучаемыми. Таких форм 4: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
1.4 Методические приемы, используемые на коллективных занятиях
А.Г.Ривин
разработал несколько методик КСО,
применяемых в различных
* изучение текстового материала по любому учебному предмету
* взаимопередача текстов
* взаимообмен заданиями
* решение задач и примеров по учебнику
* взаимные диктанты
* разучивание стихотворений в сменных парах
* выполнение упражнений в парах
* работа по вопросникам
* изучение иностранного языка
Взаимные
диктанты.
Предварительно нужно заготовить достаточно текстов и наклеить на карточки на одни и те же правила.
Порядок работы:
1.
Один ученик из пары читает
текст по предложениям, другой
пишет (без предварительного
2. Другой ученик, (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.
3. Потом каждый берет тетрадь своего соседа (партнера) и без заглядывания в карточку проверяет написанный им диктант.
4.
Открывают карточки и
5.
Допустивший ошибки под
6.
Каждый в своей тетради