Коллективные способы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 23:06, доклад

Краткое описание

Коллективные способы обучения в нашей стране появились в 1918 г. Педагог А.Г. Ривин (1877—1944) провел на хуторе Корнин под Киевом необычный педагогический эксперимент. В течение года он один вел занятия с 40 детьми в возрасте от 10 до 16 лет. Работая индивидуально и в парах, ученики делали все: решали задачи, конспектировали и реферировали учебники, разучивали стихотворения, выступали с докладами, отчитывались в знаниях перед учителем и друг перед другом. Традиционного расписания занятий

Файлы: 1 файл

Коллективные способы обучения.docx

— 31.17 Кб (Скачать)

     Коллективные  способы обучения в нашей стране появились в 1918 г. Педагог А.Г. Ривин (1877—1944) провел на хуторе Корнин под  Киевом необычный педагогический эксперимент. В течение года он один вел занятия  с 40 детьми в возрасте от 10 до 16 лет. Работая индивидуально и в  парах, ученики делали все: решали задачи, конспектировали и реферировали учебники, разучивали стихотворения, выступали  с докладами, отчитывались в знаниях  перед учителем и друг перед другом. Традиционного расписания занятий  в этой школе не было. Каждый ученик за это время освоил учебный курс 3-4-летнего обучения. Впечатляющим было развитие учеников. Неразвитые сельские подростки спустя год научились  логично мыслить, доказывать, рассуждать, дискутировать, анализировать сложные  тексты и даже проявляли нередко  неплохие педагогические способности. В Корнине были сделаны три педагогических открытия: • впервые в отечественной и мировой педагогике в течение года шла интенсивная учебная деятельность в сменных парах и микрогруппах; • была разработана и апробирована новая технология учебно-воспитательной работы; • впервые был создан разновозрастный самообразовательный учебный коллектив, который сам себя обучал, сам себя контролировал, самоуправлялся, и все это — при лидирующей роли учителя. К сожалению, коллективные способы обучения не были поняты современниками и должным образом оценены. Вскоре в школах на многие годы стали насаждать методический и методологический догматизм, закрепленный официальными партийно-государственными постановлениями.

     Функции учителя при коллективной форме  обучения  

       Вопрос о функции учителя при  коллективной форме обучения  принципиальный. И очень важный. Роль педагога при старой системе  классно-урочной и при коллективном  способе обучения существенно  различается. При коллективной  форме обучения учителю совсем  не обязательно систематически  излагать новую тему. Есть методики, например, Ривина (А.Г.Ривин - учитель В. Дьяченко. - Г.О.), при которой каждый ученик изучает новую тему самостоятельно. А затем дети, встречаясь друг с другом, прорабатывают по частям свои статьи. При этом система знаний по учебному предмету формируется у них благодаря самостоятельной работе и общению с товарищами. А учитель здесь только содействует, помогает формированию этой системы. Да, порой ему приходится излагать материал, но совсем с другой, чем при классно-урочной системе, целью. Учитель дает образец: как нужно изучать тему, как спрашивать, планировать, чтобы обучение шло успешно. Ведь ученик становится своего рода преподавателем. При переходе на коллективную форму обучения, особенно в процессе становления, учитель выступает и в роли организатора: ведь ему нужно всех учеников настроить, организовать, чтобы у них появился коллектив - вначале образовательный, а потом и самообразовательный. Последнее, пожалуй, является главной целью коллективного способа обучения.  

       Учитель должен обладать очень  хорошими знаниями по своему  предмету. При старой традиционной  системе учитель готовится к  каждому уроку, пишет план. При  коллективной форме обучения  никакого плана он может не  писать, но должен знать весь  материал и данного года обучения, и последующих. Поэтому здесь должен быть хорошо подготовленный профессионал.  

       Какие главные условия нужны  для введения коллективных занятий  в школе: учебники, расписание?..  

      - Первое, что нужно сделать, провести, как мы называем, запуск коллективного  способа обучения. Для этого необходимо  включение всех учеников класса  в коллективные занятия, т.е.  пары сменного состава. Это  отнюдь не самая трудная вещь. Следующий шаг: учителю нужно  включить все содержание данного  года обучения в работу, сделать  так, чтобы все ученики класса  растянулись в большую "лестницу", и впереди идущие ученики (наиболее  способные) пусть не в совершенстве, но знали бы всю программу  предстоящего учебного года. Чтобы  подготовить таких учеников, идущих  в авангарде, учителю нужно  самому хорошо знать и теорию, и практику, и плюс еще заручиться  поддержкой коллег. Потому что,  когда учитель готовит очередного  ученика, класс в это время  оказывается "бесхозным". Вот  об этот "порог" больше всего  и спотыкаются при запуске  коллективной формы обучения. Кроме  этого, каждый ребенок имеет  учебник, карточки, чтобы себя  проверить. А в дополнение к  учебнику еще и программный  вопросник с упражнениями, задачами, контрольными работами. Учитель  же постоянно наблюдает, как  каждая тема усваивается учеником, а затем и передается следующим.  Конечно, в это сложное время  большим подспорьем является  помощь коллег. Они занимаются  с классом по традиционной  системе, в то время как один  педагог формирует ученика-учителя.  Конечно, эта работа требует  определенных изменений в расписании. В школе по новой технологии  должна работать группа, одному  сделать это очень трудно. Учителя-единомышленники  обязательно обсуждают, что у  кого, получается, ходят друг к  другу на занятия, поддерживают, помогают.  

       Главный критерий технологии  коллективной формы обучения - все  дети учатся! Только с разными  темпами и на разных уровнях:  одни овладеют только базовым (стандартным), другие продвинутся на повышенный, а кому-то удастся освоить высокий. Школьную программу способны освоить практически все дети, только если они не больны. Более способные смогут закончить изучение учебных предметов досрочно, на 1,5-2 года раньше, а другим, возможно, потребуется увеличить срок обучения. Все зависит от природных способностей, состояния здоровья, трудолюбия, интересов и наклонностей. В нашей технологии дети ориентируются на положительные примеры, и мы не наказываем двойками тех, кто отстает. Но они "наказаны" своим положением, когда находятся где-то в арьергарде и видят, что их товарищи уходят вперед. Характерно, что в освоении разных предметов ученики могут двигаться с разным темпом. И разные уровни - это нормальное явление при коллективном способе обучения, где главным ориентиром становится не оценка, а качественное усвоение материала. Ученик может прекрасно его изложить, доказать, применить на практике и перейти на более высокий уровень. 

     Основными методами анализа и отслеживания знаний, умений и навыков является устная, письменная, практическая и  графическая форма проверки. Основными  видами проверки являются текущая, четвертная и итоговая. Итоговая проверка включает проверку по теме, разделу, блоку, за четверть и полугодие. Также в деятельности применяются такие формы проверки, как уровневые контрольные работы, тесты-задания с выбором ответа. Одной из важных форм итоговой проверки знаний, умений и навыков являются зачёты. С помощью зачетов проверяются  знания учащихся по темам и по блокам, по индивидуальным заданиям. Отслеживается  динамика состояния здоровья учащихся.

       Новая педагогическая технология  на уроках способствует продвижению  учащихся в соответствии их  учебными способностями. Обеспечивает  овладением всеми учащимися знаний, умений и навыков, а у учащихся  более высокими учебными возможностями  появляются углубленное изучение  предмета и более качественное  усвоение программного материала.  Развивает умения слышать и  слушать, умение общаться и  сотрудничать. Конечно, есть трудности  и свои проблемы.

     1.1 Принципы коллективного способа  обучения  

     Согласно  теории Дьяченко в основу коллективного  способа обучения (КСО) должны быть заложены следующие восемь принципов:

     1. Завершенность: ученик имеет право  переходить к изучению нового  учебного материала, лишь прочно  усвоив предыдущий;

     2. Интернационализм: обучение должно  происходить на языках, представители  которых принимают участие в  учебном процессе. При этом происходит  взаимное проникновение культур  на базе предметного изучения  того или иного языка; 

     3. Дифференциальный подход: каждый  из обучаемых может работать согласно своим возможностям и способностям;

     4. Всеобщее сотрудничество и взаимопомощь: любой учащийся, прошедший процесс  обучения, должен приобрести навыки  сотрудничества с другими; уметь  оказывать помощь и уметь получать  ее;

     5. Разновозрастность и разноуровневость: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного возраста и уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;

     6. Разделение учебного труда: с  одной стороны, чем будет большее  разнообразие изучаемых тем, тем  богаче общество в целом; с  другой стороны, значительно легче  усвоить тот или иной учебный  материал, когда до этого в  нем уже разобрался твой товарищ; 

     7. Педагогизация населения: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, этому необходимо учиться в самом процессе обучения;

     8. Безотлагательная и непрерывная  передача знаний: знания, вырабатываемые  обществом, должны немедленно  становиться содержанием учебного  процесса.  

     1.2 Постулаты коллективного способа  обучения 

     Первый. Каждый здоровый человек может освоить  любой учебный материал.

Суть первого  постулата заключается в том, что всё открыто человечеству, доступно для понимания каждому  человеку.

     Конечно, не каждый ребёнок станет великим  математиком или физиком. Но всё, что известно в физике или математике и оформлено как учебный материал, может быть полностью освоено  ребёнком.

     Этот  постулат запрещает ссылаться на несостоятельность детей освоить  тот или иной учебный материал. 

     Второй. Дети отличаются не своими возможностями  усвоить тот или иной материал, а индивидуальными способами  и средствами освоения этого материала.

     2. Все дети отличаются друг от  друга. Их отличие проявляется  не в том, что одни плохие - другие хорошие, или что одним доступно учиться хорошо, а другим это не доступно.

     Дети  отличаются характером, типом мышления, темпераментом и т.п. Однако эти  отличия характеризуют их индивидуальность и относятся к внутренним средствам. Жизненные цели и задачи для разных детей могут быть одни и те же, но эти цели и задачи могут быть реализованы разными детьми за счёт разных внутренних средств.

     Именно  в вопросах средств, в выборе путей  и способов реализации целей должны учитываться индивидуальные особенности  детей, но не в обозначении образовательных  целей, тем более не в определении  общеобразовательных целей.

     Третий. Интерес ученика к изучаемому материалу определяется не содержанием  этого материала, а успешностью  действий ученика в процессе освоения этого материала.

     3. Достаточно распространено явление,  когда заботливые преподаватели  усердно улучшают содержание  преподаваемого предмета, стараются  включить в программу интересные, любопытные, полезные сведения с  надеждой на то, что это вызовет  интерес у учащихся, а проявленный  интерес будет способствовать  улучшению качества обучения. Можно  ссылаться на многих авторитетных преподавателей и учёных, которые признались, что такой подход практически малоэффективен. Это не случайно.

     Интерес, любопытство возникает и поддерживается тогда, когда изучаемый материал понятен и усвоен, а это обеспечивается успешностью действий учащегося. Когда  у ученика какой-то шаг, какие-то действия получаются, то он готов совершить  следующий шаг, следующие действия.

     Третий  постулат констатирует, что, с точки  зрения результативности, определяющим является не то, что изучается, а  то, как изучается. 

     1.3 Формы организации учебного процесса 
 

     Все формы организации процесса обучения делятся на общие и конкретные. Общие формы не зависят от конкретных дидактических задач и определяются только структурой общения между обучающимися и обучаемыми. Таких форм 4: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

     1.4 Методические приемы, используемые  на коллективных занятиях

         А.Г.Ривин  разработал несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях:

         * изучение текстового материала  по любому учебному предмету

         * взаимопередача текстов

         * взаимообмен заданиями

         * решение задач и примеров по  учебнику

         * взаимные диктанты

         * разучивание стихотворений в  сменных парах

         * выполнение упражнений в парах

         * работа по вопросникам

         * изучение иностранного языка

     Взаимные  диктанты. 

     Предварительно  нужно заготовить достаточно текстов  и наклеить на карточки на одни и  те же правила.

     Порядок работы:

     1. Один ученик из пары читает  текст по предложениям, другой  пишет (без предварительного чтения  текста в целом).

     2. Другой ученик, (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.

     3. Потом каждый берет тетрадь  своего соседа (партнера) и без  заглядывания в карточку проверяет написанный им диктант.

     4. Открывают карточки и проверяют  вторично (но уже вместе) сначала  один диктант, а потом второй.

     5. Допустивший ошибки под контролем  диктовавшего делает устный разбор ошибок.

     6. Каждый в своей тетради записывает  разбор своих ошибок.

Информация о работе Коллективные способы обучения