Классноурочная система обучения: основные и дополнительные формы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 08:40, контрольная работа

Краткое описание

Формирование учебной деятельности, как способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого. Специфика этого способа заключается в последовательной и целенаправленной отработке активности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активных преобразований объекта усвоения, овладение способами самоконтроля). На этой основе встает задача формирования все большей самостоятельности перехода обучаемых от выполнения одного компонента учебной деятельности к другим, то есть формирования способов самоорганизации деятельности.

Оглавление

1. Классификация организационных форм обучения……………………………...3
2. Урок как основная форма обучения ………………………………………………………5
2.1. Типология и структура уроков………………………………………………….7
2.2. Общие требования к современному уроку……………………………………13
3. Основные формы организации учебной деятельности………………………...15
4. Вспомогательные формы организации обучения………………………………21
Список используемой литературы…………………………………………………27

Файлы: 1 файл

к.р.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классно –  урочная система обучения: основные и дополнительные формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

1. Классификация организационных  форм обучения……………………………...3

2. Урок как основная форма обучения ………………………………………………………5

2.1. Типология и структура  уроков………………………………………………….7

2.2. Общие требования  к современному уроку……………………………………13

3. Основные формы организации  учебной деятельности………………………...15

4. Вспомогательные формы  организации обучения………………………………21

Список используемой литературы…………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. КЛАССИФИКАЦИЯ  ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ.

Формирование учебной  деятельности, как способа активного  добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого. Специфика этого способа заключается в последовательной и целенаправленной отработке активности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активных преобразований объекта усвоения, овладение способами самоконтроля). На этой основе встает задача формирования все большей самостоятельности перехода обучаемых от выполнения одного компонента учебной деятельности к другим, то есть формирования способов самоорганизации деятельности.

Существует  множество форм организации учебного процесса. Каждая из них имеет свои отличительные особенности, и вместе с тем все они связаны между собой классно-урочной системой обучения, основоположником которой является Я. А. Коменский.

Рассмотрим некоторые  из форм более подробно.

Урок — коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом.

Факультативные  занятия  призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми.

Экскурсии — форма, при которой учебная работа осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения.

Домашняя работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя.

Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т. п., должны способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.

При классно-урочной системе  учебная работа ведется по классам  с постоянным составом учащихся, в  определенные часы, поурочно, по разным учебным предметам.

Каждый урок представляет собой по содержанию часть учебного курса по тому или иному учебному предмету и имеет определенную дидактическую цель, которая обусловлена местом данного урока в учебном курсе, разделе, теме по тому или иному учебному предмету. При классно-урочной системе обучения учебная работа проводится со всеми учащимися одновременно. Она может носить общеклассный, групповой или индивидуальный характер.

Классно-урочная система  позволяет:

  1. равномерно распределять изучение учебного курса по тому или иному предмету на определенные части-уроки, которые в строгой логической последовательности следуют друг за другом по расписанию в рамках точно отведенного учебного времени;
  2. планомерно осуществлять руководящую роль учителя в образовании, воспитании и развитии учащихся;
  3. организовать учебную работу с учетом психологических особенностей овладения знаниями, умениями, навыками в их единстве с формированием личности;
  4. чередовать труд и отдых учащихся и тем самым содействовать внесению определенной четкости в работу школы;
  5. формировать коллективистические отношения.

Вместе с  тем классно-урочной системе присущи  и некоторые недостатки, в частности равнение на уроке на некого «среднего ученика». От этого страдают сильные и слабые ученики. Первые вынуждены «топтаться на месте», они не могут в полной мере использовать свои силы и возможности; вторые не поспевают за своими товарищами, начинают отставать в учебе, подчас становятся неуспевающими и второгодниками. Устранение указанного недостатка — задача первостепенной важности в условиях всеобщего среднего образования.

2. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ.

Более или менее законченный  отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения — это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий".

До настоящего времени  в педагогической науке преобладающим  является мнение, согласно которому урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Урок —  это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, — как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения.

Рождение любого урока  начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Что же такое цель и  когда, какие цели урока ставит учитель? Общепринято в науке, что цель — это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом — его уровень обученности, развитости и воспитанности.

Цель урока в современной  школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и переводом ее в конкретные дидактические задачи.

Дидактические задачи урока  реализуются в реальной педагогической действительности через учебные задачи (задачи для учащихся). Это решение учащимися арифметических задач, выполнение всевозможных упражнений, разбор предложений, составление плана пересказа и т.п. Эти задачи отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. ТИПОЛОГИЯ И СТРУКТУРА УРОКОВ.

Структура урока  и формы организации учебной  работы на нем имеют принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку в значительной степени определяют эффективность обучения, его результативность.

Какие же элементы и части  урока считаются структурными, а  какие нет? Единого мнения по этому вопросу на сегодняшний день в педагогической науке нет. Одни склонны выделять в качестве элементов урока те, которые наиболее часто встречаются в практике, а именно:

  1. изучение нового материала,
  2. закрепление пройденного материала,
  3. контроль и оценка знаний учащихся,
  4. домашнее задание,
  5. обобщение и систематизация знаний.

Другие —  цель урока, содержание учебного материала, методы и приемы обучения, способы организации учебной деятельности.

В урок включены содержание материала, методы и формы  обучения, методы управления и контроля учебной деятельности, технические средства, учебные средства, дидактические материалы для самостоятельной работы, формы организации учебной деятельности учащихся, личность учителя, но являются ли они компонентами урока? Конечно, нет! Так как не является компонентом урока и цель урока. Нельзя согласиться и с утверждением о том, что не существует объективно постоянной структуры урока.

Вместе с тем ученые-педагоги едины в том, что структура урока не может быть аморфной, безликой, случайной, что она должна отражать:

  • закономерности процесса обучения как явления действительности;
  • логику процесса учения;
  • закономерности процесса усвоения;
  • логику усвоения новых знаний как внутреннего психологического явления;
  • закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащегося как способов его индивидуального познания, отражающих логику познавательной деятельности человека;
  • логику преподавания;
  • виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса.

Элементами урока, которые  при своем взаимосвязанном функционировании отражают эти закономерности, являются актуализация, формирование новых понятий и способов действий и применение усвоенного. В реальном педагогическом процессе они выступают и как этапы процесса обучения, и как основные, неизменные, обязательно присутствующие на каждом уроке обобщенные дидактические задачи, и как компоненты дидактической структуры урока. Именно эти компоненты обеспечивают на уроке необходимые и достаточные условия для усвоения учащимися программного материала, формирования у них знаний, навыков, умений, активизации мыслительной деятельности учащихся при выполнении самостоятельных работ, развитие их интеллектуальных способностей - всего того, чем должна обеспечить школа полнокровную подготовку учащихся к жизни и труду. Взаимодействие структурных компонентов урока объективно. Однако процесс обучения эффективен лишь тогда, когда учитель правильно понимает единство функций каждого компонента в отдельности и его структурных взаимодействий с другими компонентами урока, когда он осознает, что каждый из компонентов дидактической структуры урока связан с предшествующими. Формирование новых знаний может быть успешным только с опорой на имеющиеся знания, а отработка навыков и умений успешно осуществляется после усвоения нового.

Методическая  подструктура урока, разрабатываемая  учителем на основе дидактической структуры, характеризуется большой вариативностью. Так, на одном уроке, она может предусматривать рассказ учителя, постановку вопросов на воспроизведение учащимися сообщенных им знаний, выполнение упражнений по образцу, решение задач и др., на другом - показ способов деятельности, его воспроизведение учащимися, решение задач с применением этого же способа деятельности, его воспроизведение в ситуациях и др., третьем - решение поисковых задач, с помощью которых приобретаются новые знания, обобщение учителя, воспроизведение знаний и т.д. все это свидетельствует о том, что практически невозможно дать единую схему для всех уроков по всем учебным предметам, изучающимся в школе.

Типологии уроков посвящено  много научных работ. На сегодняшний  день эта проблема остается спорной в современной дидактике. Имеются несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющим признаком. Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

В соответствии с классификацией уроков по цели организации, детерминированной общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся, выделяются следующие пять типов уроков:

— уроки изучения нового учебного материала;

 — уроки  совершенствования знаний, умений  и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.);

— уроки обобщения  и систематизации;

 — комбинированные  уроки;

 — уроки  контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Урок изучения нового материала. Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации.

Наиболее применимы  такие уроки в работе со школьниками среднего и старшего возраста, так как именно в средних и старших классах изучается довольно объемистый материал, применяется крупноблочный способ иго изучения. Формы такого изучения могут быть самыми разными: лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, постановка и проведение экспериментов, опытов и т. д.

Информация о работе Классноурочная система обучения: основные и дополнительные формы обучения