Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:11, контрольная работа
Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей. Дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, а также для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры.
1. Обзор и классификация детских игр. 3-6
1.1. Исторический обзор. 3-4
1.2. Современная классификация видового многообразия
детских игр. 4
1.3. Краткая характеристика видов игр (творческие игры; игры с правилами). 5-6
2. Игрушка. 7-12
2.1. Понятие. 7
2.2. История происхождения игрушки 7-9
2.3. Классификация игрушек. 9-11
2.4. Психолого – педагогические, санитарные-гигиенические
требования к игрушке. 11-12
3. Список литературы. 13
Игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результаты других (Сережа очень ловкий – ловишке трудно поймать его; Саша часто нарушает правила, спорит, когда ему об этом говорят, играет нечестно; я плохо ловлю мяч и, хотя знаю много растений, проигрываю в игре «Назови растение»). Ценно и то, что ребенок пытается самостоятельно оценивать свои действия и действия других играющих (в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые). Таким образом, игры с правилами благоприятны для развития у дошкольников способности к взаимооценке и самооценке. То, что ребенок в конкретной ситуации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требованиям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т.е. рождает стремление к совершенствованию. Также и успех в игре (был ловким, сообразительным, сложил узор из мозаики) поднимает его в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым усилиям и достижениям.
Таким образом,
игры с правилами – важнейшее
средство воспитания и
2. Игрушка.
2.1. Игрушки – специально изготовленные предметы детских игр; одно из средств обеспечения игровой деятельности. Игрушки должны быть педагогически целесообразными, художественно приемлемыми и отвечать возрастным интересам детей, быть безопасными, и гигиеничными. Воспитательное, обучающее, развивающее значение игрушки имеют для детей всех возрастов. Создаются игрушки, которые могут использоваться и взрослыми. Игрушки – активное средство воспитания. Влияние игрушки на детей и отношение к ним зависят от воспитательных позиций взрослых, воспитательных установок в обществе.
2.2. История игрушки. Возникновение игрушки ученые связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека, изменением положения ребенка в обществе. Первообразом игрушки были уменьшенные орудия труда, с помощью которых дети не столько играли, сколько упражнялись в овладении трудовыми операциями. В связи с постепенным вытеснением детей из трудовой жизни уменьшенные предметы использовались детьми для подражательных действий и, теряя свои функциональные качества, становились собственно игрушками. Выделяют (Е.А.Аркин) следующие группы первобытных игрушек: звуковые (трещотки, погремушки, барабаны, пищалки и т. д.); двигательные (мячи, серсо, воздушные змей, волчки, ходули); орудия труда и оружие (луки, стрелы, топорики, ножи); образные (куклы, животные); веревочные (веревочки). При зарождении религиозных представлений одни и те же предметы исполняли различные функции: игрушки, с одной стороны – детская забава, предмет игры, а с другой – предмет магического ритуального характера. У северо-американских индейцев. Например, древнейшая игрушка «мяч» выступал одновременно и как освященный предмет, олицетворяющий солнце, луну, звезды. Древние представления человека своеобразно отразились в отношении к кукле. С одной стороны, она была связана с идеей жизни. Чукотские девушки клали своих кукол в изголовье: их берегли как зеницу ока, не теряли и не дарили, они были залогом продолжения рода. Куклу связывали также с культом умерших, и она выступала в качестве вместилища души. У многих народов и племен женщина, потерявшая ребенка, изготавливала вместо него куклу и ухаживала за ней, как за живым ребенком, веря, что помогает ему осваиваться в загробном мире. Боясь, что в куклу вселится злой дух, на ней не обозначали лица, как бы оберегая ребенка от злых сил. Обычай не расписывать лицо куклы был распространен в древнейшие времена на Руси, сохранился у многих народов на долгое время.
В Древнем Египте игрушки делали из дерева, ярко их расписывали. Особенно красивы были фигурки домашних и диких животных. Отличительной чертой египетской игрушки является их динамичность (крокодил, открывающий пасть, тигр, поднимающий лапу, кони на колесиках). Встречаются игрушки, отражающие социальную структуру общества: изображение раба, который месит тесто, игрушка, показывающая избиение раба. Игрушки Египта нередко несли ритуальную функцию: вместе с умершими в гробницу клали кукол, но без ног, чтобы не убежали. По материалам археологических исследований и письменным источникам известны глиняные игрушки Древнего Китая (домик, ручная мельница, плита, посуда, 3 в. до н.э.).
В Древней Греции
игрушку считали важными
В средние века наряду с запрещением ярких языческих зрелищ преследовались многие детские игры и игрушки. В среде феодальной знати в военном воспитании мальчиков использовалась рыцарская игрушка (кони в рост детей, рыцарское вооружение и т.п.). Куклы приобретали более светский характер. Их одежда стала отличаться роскошью. В отношении к кукле отражались многие предрассудки и суеверия: считалось, что в кукле живут добрые и злые духи (гномы, домовые), поэтому в доме их держали для охраны очага от недобрых сил. Игрушки для богатых феодалов делали мастера высокой квалификации из ценных пород дерева и др. дорогих материалов. Игрушки для детей бедноты не сохранились; по всей вероятности, это были игрушки-самоделки. В 15 веке в салонах аристократов стали модными заводные музыкальные игрушки, которые предназначались для созерцания и увеселения гостей. Кукольные дома с полной обстановкой (17 в.) выполнялись из драгоценных материалов (серебро, фарфор, слоновая кость) и служили для украшения интерьера.
Промышленное производство игрушек началось в Германии в 19 в. В 1880 в Нюрнберге впервые в изготовлении игрушки была применена штамповка, что дало возможность увеличить производство игрушек. В конце 19 – нач. 20 вв. налажен выпуск технических игрушек – моделей различных транспортных средств; они расширили возможности ознакомления детей с механическими и др. физическими явлениями и их использованием в хозяйственной практике. Широко применялись строительные наборы, идея создании которых принадлежала Ф.Фребелю. В 1901 в Великобритании появился первый металлический конструктор. Среди оптических игрушек был популярен «волшебный фонарь».
Современное производство игрушек представляет собой развитую отрасль промышленности. Значительное место занимают технические игрушки, часть которых электрифицирована. Технические игрушки стремятся к внешнему и функциональному сходству с настоящей техникой. Куклу также стремятся сделать более похожей на человека: она разговаривает, поет, плачет, двигается и даже загорает на солнце.
Конструкторы (наборы
для детей от 4 до 9 лет) рассчитаны
на последовательное формирован
На территории
Восточной Европы первые
Сохранились образцы
древне-русских игрушек –
В начале 20 в. увеличение производства народных игрушек привело к значительному снижению их качества. В годы 1-й мировой войны игрушечные промыслы пришли в упадок. В 20-х – нач. 30-х гг. кустарные предприятия по производству кустарных игрушек работали практически на отходах: дефицитными были не только металл, но и бумага, картон, текстиль. Промышленного производства в этот период не было. Преобладали старые образцы: из папье-маше изготавливались кони, овцы, медведи, зайцы, коровы, кошки, птицы на пищиках, куклы-пеленашки и т.д.; из дерева – погремушки, матрешки, кегли, грибки, песочники, кукольная мебель, тачки; резные игрушки – кузнецы, упряжки, фигурки зверей и птиц. В 1932 г. в Загорске был создан научно-эксспериментальный институт игрушек, главной задачей которого стала разработка современных игрушек для массового производства. В 1934 г. в союзных республиках были созданы советы по игрушке при наркомпросах, которые утверждали новые образцы игрушек. Был введен госконтроль за развитием ассортимента игрушек в стране. Для подготовки специалистов по производству игрушек в Загорске в 1932 г. был открыт техникум игрушек. В 30-х гг. были созданы новые игрушки, отражающие реалии времени (наборы игрушек «Кузница машиностроения», «Комсомольская домна», «Колхозный двор», «Челюскинцы», «Папанинцы»). Игрушки разрабатывали талантливые художники Н.Д Бартрам, П.М. Борисов, Д.В. Горлов, Н.А. Леман, М.И. Киселева и др. Е.А. Флерина предложила классификацию игрушек и художественно-педагогические требования к ним, не потерявшие своего значения.
В 50-60-е гг. выпускалась главным образом народные игрушки из дерева, глины, бумаги, опилок и др. недорогих материалов: Ваньки-встаньки, волчки. Свистульки, городки, игрушки-вкладыши, пирамидки, матрешки, бирюльки. Ассортимент игрушек включал сюжетно-образные, дидактические, технические, музыкальные и спортивные игрушки. Образцы кукол и другие игрушки создавали художники Е.Е. Борисова, И.Г. Захарова, А.Д. Муралев и др. В 60-е гг. игрушки выпускали свыше 1000 предприятий и специализированных цехов, в производстве игрушек широко использовались различные виды пластмасс. В 70-80-х гг. над совершенствованием художественного образа игрушек успешно работали художники ш. Дзенеладзе, Н. Молостнова, В. Халюта и др.
2.3. Классификация игрушек. В современной педагогике игрушки принято делить по видам детских игр. Такое деление приблизительно, т.к. практически все игрушки обладают многообразными функциями (дидактической, развлекающей, забавляющей и пр.), что позволяет одну и ту же игрушку использовать в разных видах игр.
Сюжетные игрушки или как их еще называют - образные игрушки – в названии подчеркивается их сущность как прототипов (образов) предметов, чем они и привлекают ребенка. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, тележки), посуда, мебель и др. Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры (отсюда название – сюжетные), в этом их основное назначение. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.
Среди сюжетных игрушек особое место занимает кукла. Она источник разнообразных переживаний малыша. Широкий диапазон таких переживаний девочки отразил П.И. Чайковский в музыкальных пьесах «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла» («Детский альбом»). Дети одушевляют куклу, повторяют ей свои радости и беды, заботятся о ней.
Куклы отображают
людей разного возраста, пола, иногда
профессии и национальной
В играх дети часто используют игрушки, изображающие животных, но выполняют с ними действия, аналогичные действиям с куклой: поросенок «отправляется» в школу, зайчика укладывают спать в кукольную кроватку и т.п. Обычно в таких «человеческих» ролях выступают игрушки, наделенные какими-либо индивидуальными особенностями, забавные, выполненные с легким юмором: грациозная черноглазая белочка, пушистый котенок, хитрая обезьянка проказница.
Спортивно-моторные игрушки – предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность. Эти игрушки разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (блошки, волчки, серсо, мячи, бильбоке, обручи). Другие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укреплению мышц ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки). Наконец, существуют спортивные игрушки, предназначенные для коллективных игр (настольный баскетбол, хоккей; пинг-понг).
Празднично-карнавальные игрушки представлены атрибутами театрализованных детских и юношеских шествий, связанных с различными историческими датами, праздниками и т.д. и т. п.; это маски, шлемы, прошивные парички, карнавальные костюмы, флажки, надувные шары, гирлянды, елочные украшения. Многие карнавальные игрушки делают сами воспитатели, родители и дети.
Игрушки-забавы, «веселые игрушки», по определению Е.А. Флериной, используются для развлечения детей. Они представляют собой смешные фигурки людей, животных: клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодающиеся козлики, мишка «дергунчик», повар, ловко пекущий блины, и др.
Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. Играя с дидактическими игрушками, ребенок решает различные задачи. Условия такой задачи заключены в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамиду, башенку, матрешку). К дидактическим игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры.
Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отличаются особенностью звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты: детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дудки, волынки, музыкальные шкатулки и др.
Театрализованные игрушки – это куклы - театральные персонажи, куклы бибабо, куклы марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. К этим игрушкам относятся костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др.
Технические игрушки вводят детей в мир техники; знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины. Во многих технических игрушках используются заводные, инерционные двигатели, электромоторчики, электронные устройства.