Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:11, контрольная работа
Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей. Дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, а также для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры.
1. Обзор и классификация детских игр. 3-6
1.1. Исторический обзор. 3-4
1.2. Современная классификация видового многообразия
детских игр. 4
1.3. Краткая характеристика видов игр (творческие игры; игры с правилами). 5-6
2. Игрушка. 7-12
2.1. Понятие. 7
2.2. История происхождения игрушки 7-9
2.3. Классификация игрушек. 9-11
2.4. Психолого – педагогические, санитарные-гигиенические
требования к игрушке. 11-12
3. Список литературы. 13
Министерство образования и науки РФ
Агентство образования администрации красноярского края
КГОУ СПО «Красноярский
Контрольная работа по дисциплине:
Дошкольная педагогика
Тема: «Классификация детских игр»
«Игрушка»
Красноярск, 2008 – 2009
План:
1. Обзор и классификация детских
игр.
1.1. Исторический обзор.
1.2.
Современная классификация видового многообразия
детских игр.
1.3. Краткая характеристика видов игр (творческие игры; игры с правилами). 5-6
2. Игрушка.
2.1.
Понятие.
2.2. История происхождения
игрушки
2.3. Классификация игрушек.
2.4. Психолого – педагогические,
санитарные-гигиенические
требования
к игрушке.
3. Список литературы.
1. Обзор и классификация детских игр.
1.1. Исторический обзор. Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей. Дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, а также для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры. Усиливая их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе.
В силу многообразия
детских игр оказывается
Характеристика видов
игр по их педагогическому
значению есть и у немецкого
психолога К.Гроса: игры
В отечественной
дошкольной педагогике сложилас
П.Ф.Лесгафт считал, что дошкольный возраст – период имитации новых впечатлений и их осознания посредством умственного труда. Стремление ребенка в первые 6-7 лет жизни к отражению и осмыслению впечатлений об окружающей жизни удовлетворяется в играх, которые по содержанию имитационные (подражательные), а по организации – самостоятельные, без излишней регламентации со стороны взрослых. В школьные годы, напротив, дети охотнее играют в специально созданные игры, в которых деятельность регламентируется и по содержанию, и по форме. Таким образом, П.Ф.Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).
«Привязывание» П.Ф.Лесгафтом
В работах Н.К.Крупской
В играх с фиксированными
1.2. Современная классификация видового разнообразия игр. В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классификация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой, представлена в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка дошкольника» (М., 1997). В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).
Выделяют три класса игр:
1) игры возникающие по
игра-экспериментирование;
самостоятельные сюжетные игры:
- сюжетно-отобразительные,
- сюжетно-ролевые,
- режиссерские,
- театрализованные;
2) игры, возникающие
по инициативе взрослого,
игры обучающие:
- дидактические,
- сюжетно-дидактические,
- подвижные;
досуговые игры:
- игры-забавы,
- игры-развлечения,
- интеллектуальные,
- празднично-карнавальные,
- театрально-постановочные;
3) игры, идущие от
исторически сложившихся
Традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).
1.3. Краткая характеристика видов игр.
Творческие игры. К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.
Надо отметить, в традиционной педагогике режиссерские игры не выделялись в особый вид игровой деятельности, а рассматривались в русле сюжетно-ролевых игр. В последние годы складывается тенденция обособить режиссерские игры в связи с тем, что появились исследования, характеризующие их как самостоятельную разновидность сюжетно-ролевых игр. Основное отличие режиссерских игр состоит в том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников.
Игры с правилами. Игры с правилами – особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т.п.).
В зависимости от характера
обучающей задачи игры с
Подвижные игры
Среди дидактических и
В играх с правилами ребенка
привлекает игровой процесс,
В плане морального развития Д.Б.Элькони особо выделял в играх с правилами те, в которых имеется двойная задача. Так в игре в лапту ребенок может, поймав мяч, вернуть в круг игрока, «засаленного» ранее. Значит, поведение в игре направляется двойной задачей: самому бегать, увертываясь от меча, и поймать мяч, чтобы помочь товарищу, в которого попали мячом. Действия ребенка могут ограничиваться лишь ловким бегом, но он ставит перед собой и другую цель – помочь товарищу, хотя это связано с риском: если попытка поймать мяч окажется неудачной, придется покинуть круг играющих. Таким образом, в играх с двойной задачей ребенок по собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удается. В реальной жизни подобные ситуации складываются не часто, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога: «Помоги Артему завязать шарф». Товарищескую солидарность такими указаниями воспитать трудно. Другое дело – игры с правилами, требующие от участников взаимопомощи, особенно если действуют и соревнуются команды («Чье звено скорее построит дом», игры-эстафеты).