Классификация детских игр "Игрушка"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:11, контрольная работа

Краткое описание

Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей. Дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, а также для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры.

Оглавление

1. Обзор и классификация детских игр. 3-6
1.1. Исторический обзор. 3-4
1.2. Современная классификация видового многообразия
детских игр. 4
1.3. Краткая характеристика видов игр (творческие игры; игры с правилами). 5-6

2. Игрушка. 7-12
2.1. Понятие. 7
2.2. История происхождения игрушки 7-9
2.3. Классификация игрушек. 9-11
2.4. Психолого – педагогические, санитарные-гигиенические
требования к игрушке. 11-12

3. Список литературы. 13

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по дошкольной педагогике.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Агентство образования администрации  красноярского края

КГОУ СПО «Красноярский педагогический колледж №2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

Дошкольная педагогика

Тема: «Классификация детских игр»

«Игрушка»

 

 

 

 

 

 

                                                                   Выполнила: студентка

                                                               заочного отделения, 

                                                                       факультета дошкольного

                                                                      образования, группы 58,

                                                     Петрова Елена

                                                 Григорьевна

 

                                                                         Проверил: преподаватель

                                                             Лопатина Людмила

                                               Леонидовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск, 2008 – 2009

План:

            

                                                                                                                         Стр.

1. Обзор и классификация детских игр.                                                                      3-6

  1.1. Исторический обзор.                                                                                           3-4

   1.2. Современная классификация видового многообразия                                   

           детских игр.                                                                                                         4

   1.3. Краткая характеристика видов игр (творческие игры; игры с правилами).  5-6

 

2. Игрушка.                                                                                                                     7-12

   2.1. Понятие.                                                                                                                7

   2.2. История происхождения  игрушки                                                                      7-9

   2.3. Классификация игрушек.                                                                                     9-11

   2.4. Психолого – педагогические, санитарные-гигиенические                             

         требования к игрушке.                                                                                         11-12

 

3. Список литературы.                                                                                                    13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Обзор и классификация детских игр.

 

1.1. Исторический обзор. Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей. Дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, а также для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры. Усиливая их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе.

      В силу многообразия  детских игр оказывается сложным  определить исходные основания для их классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Так, Ф.Фребель, будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение о игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

      Характеристика видов  игр по их педагогическому  значению есть и у немецкого  психолога К.Гроса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К.Гросом к «играм обычных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.).

      В отечественной  дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчестве детей в игре. Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П.Ф.Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К.Крупской.

      П.Ф.Лесгафт считал, что дошкольный возраст – период имитации новых впечатлений и их осознания посредством умственного труда. Стремление ребенка в первые 6-7 лет жизни к отражению и осмыслению впечатлений об окружающей жизни удовлетворяется в играх, которые по содержанию имитационные (подражательные), а по организации – самостоятельные, без излишней регламентации со стороны взрослых. В школьные годы, напротив, дети охотнее играют в специально созданные игры, в которых деятельность регламентируется и по содержанию, и по форме. Таким образом, П.Ф.Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).

      «Привязывание» П.Ф.Лесгафтом каждого  вида игр к определенному возрасту  может показаться несостоятельным  для современного педагога, не представляющего себе воспитание ребенка без детского сада, в педагогическом процессе которого игры с правилами занимают достойное место, начиная уже с младших групп. Совсем иное положение было в те годы, когда П.Ф.Лесгафт в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» предложил свою классификацию игры: в России было очень мало детских садов, дети до 8 лет воспитывались дома, поэтому подвижные игры в основном начинались в школьном возрасте.

      В работах Н.К.Крупской детские  игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф.Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особенность – самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной школьной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Как любая классификация, данная классификация детских игр носит условный характер. Ошибочно было бы представлять себе, что в творческих играх нет никаких правил, регулирующих отношения между играющими, способы использования игрового материала. Но эти правила, во-первых, определяют сами дети, стараясь упорядочить игру (после игры каждый будет убирать игрушки; при сговоре на игру надо выслушать всех, кто хочет играть), во-вторых, часть из них носит скрытый характер. Так, дети отказываются принимать в игру ребенка, потому что он всегда затевает ссоры, «мешает играть», хотя и не оговаривают предварительно правило «Не будем принимать в игру того, кто ссорится». Таким образом, в творческих играх правила необходимы для упорядочения деятельности, ее демократизации, но они лишь условие успешного воплощения замысла, развития сюжета, выполнения ролей.

      В играх с фиксированными правилами  (подвижные, дидактические) дети  проявляют творчество, придумывая  новые варианты, используя новый  игровой материал, соединяя несколько  игр в одну и т.п. Например, в старшей группе появилась  новая игра – «Зоологическое лото». Ведущий поочередно открывает маленькие карточки и показывает их играющим. Через несколько дней кто-то из детей говорит: «Так играть интересно: посмотрел на свою картинку и нашел животное в своей карточке. Пусть ведущий просто называет животное, а не показывает карточку». Затем дети придумывают еще один вариант: ведущий говорит, где обитает животное и с какой буквы начинается его название. Таких усложнений может быть много, все зависит от фантазии играющих. Но неизменной остается направленность ребенка на решение игровой задачи в рамках принятых правил.

 

1.2. Современная классификация видового разнообразия игр. В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классификация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой, представлена в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка дошкольника» (М., 1997). В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

      Выделяют три класса игр:

      1) игры возникающие по инициативе  ребенка (детей), - самостоятельные  игры:

           игра-экспериментирование;

           самостоятельные сюжетные игры:

                - сюжетно-отобразительные,

                - сюжетно-ролевые,

                - режиссерские,

                - театрализованные;

      2) игры, возникающие  по инициативе взрослого, который  внедряет их с образовательной  и воспитательной целями:

          игры  обучающие:

                 - дидактические, 

                 - сюжетно-дидактические,

                 - подвижные;

          досуговые  игры:

                 - игры-забавы,

                 - игры-развлечения, 

                 - интеллектуальные,

                 - празднично-карнавальные, 

                 - театрально-постановочные;

      3) игры, идущие от  исторически сложившихся традиций  этноса (народные), которые могут  возникать по инициативе, как  взрослого, так и более старших  детей:

           Традиционные  или народные (исторически они  лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

 

 

 

1.3.  Краткая характеристика видов игр.

      Творческие игры. К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.

      Надо отметить, в традиционной педагогике режиссерские игры не выделялись в особый вид игровой деятельности, а рассматривались в русле сюжетно-ролевых игр. В последние годы складывается тенденция обособить режиссерские игры в связи с тем, что появились исследования, характеризующие их как самостоятельную разновидность сюжетно-ролевых игр. Основное отличие режиссерских игр состоит в том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников.

      Игры с правилами. Игры с правилами – особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т.п.).

      В зависимости от характера  обучающей задачи игры с правилами  делятся на две большие группы  – дидактические и подвижные  игры, которые, в свою очередь,  классифицируются с учетом разных  оснований. Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).

      Подвижные игры классифицируются  по степени подвижности (игры  малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.).

      Среди дидактических и подвижных  игр бывают сюжетные игры, в  которых играющие выполняют роли («Кошки-мышки», «Магазин сувениров»), и бессюжетные («Палочка-выручалочка», «Что изменилось?» и др.).

      В играх с правилами ребенка  привлекает игровой процесс, желание  выполнять игровые действия, добиваться  результата, выигрывать. Но этот  игровой процесс опосредован  какой-то задачей (не просто  переложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по определенному признаку; не просто бегать, а убегать от лисы). А это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде правил. Как справедливо отмечал А.Н.Леонтьев, овладеть правилом игры – значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, определяет их воспитательное значение.

      В плане морального развития  Д.Б.Элькони особо выделял в  играх с правилами те, в которых  имеется двойная задача. Так в игре в лапту ребенок может, поймав мяч, вернуть в круг игрока, «засаленного» ранее. Значит, поведение в игре направляется двойной задачей: самому бегать, увертываясь от меча, и поймать мяч, чтобы помочь товарищу, в которого попали мячом. Действия ребенка могут ограничиваться лишь ловким бегом, но он ставит перед собой и другую цель – помочь товарищу, хотя это связано с риском: если попытка поймать мяч окажется неудачной, придется покинуть круг играющих. Таким образом, в играх с двойной задачей ребенок по собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удается. В реальной жизни подобные ситуации складываются не часто, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога: «Помоги Артему завязать шарф». Товарищескую солидарность такими указаниями воспитать трудно. Другое дело – игры с правилами, требующие от участников взаимопомощи, особенно если действуют и соревнуются команды («Чье звено скорее построит дом», игры-эстафеты).

Информация о работе Классификация детских игр "Игрушка"