Автор: Наталия Гафурова, 31 Октября 2010 в 11:39, статья
Информационную компетентность определяем как готовность самостоятельно приобретать и использовать те знания из информационной образовательной области, которые необходимы для самоопределения и самореализации личности. Она способствует становлению собственной внутренней позиции личности, как устойчивого отношения к себе, к людям, к миру
нет
К вопросу
о формировании информационной компетентности.
В
настоящее время идет несоответствие
между требованиями современного рынка
и результатами школьного образования.
В связи с этим появилась необходимость
в новом образовательном
Этот новый тип образовательных результатов и стал называться компетентностями.
В последнее время понятие "компетентность" (от лат. Compete - соответствую, подхожу; Competens - надлежащий, способный) стало часто появляться в педагогическом лексиконе, несмотря на то что оно окончательно не определено и в большинстве случаев употребляется интуитивно.
На
основе анализа психолого-
Рассматривая компетентность как готовность к выполнению деятельности, в качестве основных ее компонентов выделяем: мобильность знаний, критичность мышления, ответственность за действия (см. схему)
Информационную компетентность определяем как готовность самостоятельно приобретать и использовать те знания из информационной образовательной области, которые необходимы для самоопределения и самореализации личности. Она способствует становлению собственной внутренней позиции личности, как устойчивого отношения к себе, к людям, к миру.
Первый шаг - анализ компонентов информационной компетентности и определение компонентов приращения содержания, необходимых для ее формирования.
Второй шаг - композиция выделенных компонентов в логически завершенные содержательные блоки - темы.
Третий
шаг - конструирование практических
и теоретических работ
В наше время - время бурно развивающейся информатизации общества, когда компьютер завоевал весь мир, учащимся нужно входить в будущую жизнь подготовленными. Они должны обладать новым взглядом на окружающий мир, иметь навыки при использовании информационных технологий, иметь представление о способах моделирования систем, хранения, обработки и передачи информации. Увеличение уровня сложности и широта вопросов изучения в современном образовании делают невозможным существующий подход ориентации на знания. Альтернативой знаниевому подходу может служить компетентность.
Часто компетентность рассматривается как способность эффективного решения задач. Альтернативным к нему является рассмотрение компетентности как основа деятельности, которой должен владеть человек на определенных ступенях образования.
Уровень
компетентности - это характеристика
результатов образовательной
Современное образование должно опираться на широкую информатизацию, являющуюся одним из направлений модернизации системы образования. Широкое использование компетентностного подхода в образовании может помочь детям лучше адаптироваться к окружающему миру. Этот подход включает в себя:
Не следует противопоставлять
компетентности знаниям,
Характеризуются ключевые компетенции следующим:
Существуют различные подходы к понятию компетенции, трактующие ее как:
Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, культуры и т.д. И поэтому, основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, коммуникационной, информационной и пр. сферах.
Идея
компетентностного подхода - это
идея открытого заказа на содержание образования.
Компетентность - это интегральная характеристика
способностей учащихся, которые помогает
им решать комплекс задач и проблем возникающих
в окружающем мире.
Компетентность проявляется в экспертной позиции, аналитической позиции, в умении занимать позицию.
Задачей информационной педагогики является создание учебной среды и пространства, в которых обеспечивается развитие информационной компетентности.
Понятие информационной компетентности неразрывно связано с понятием информационной культуры, под которой понимается ряд норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе.
Информационная компетенция - это владение новыми технологиями, понимание способов их применения, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации, рекламе. И именно развитие информационной компетенции играет центральную роль для модернизации системы образования.
Информационная компетентность в той или иной форме относится к ключевым компетентностям. Предметную область информатики с точки зрения компетентностного подхода можно рассматривать с точки зрения ее функций: выделение ее в контексте того чего не хватает учащемуся для его повседневной жизни, самореализации, самоутверждения и т.д.; превращение ее в привычное средство-навык, т.е. потеря значения как собственно предмета изучения; распредмечивание ее, выявление как "снятой" в другой деятельности. Это и может служить критериями предметной компетентности.
Информационная компетентность не сводится к простой квалификации, здесь на первый план выходит, прежде всего, опыт обращения с самой информацией, а не с ее средствами.
Информационная
компетентность имеет циничную цель
– знать или пригодится. При работе с ней
возникают вопросы требующие ответа: Как
структурировать информационную компетентность,
как оценить информационную компетентность
( 1) функциональная грамотность, 2) Репродуктивные
умения, 3)индивидуально-
В школе основное внимание уделяется накоплению знаний, а необходимо подготовить учащихся таким образом, чтобы они умели свои знания применить в реальных жизненных ситуациях, умели воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, овладевать современными средствами, методами и технологиями работы с этой информацией в любой предметной области. Основной подход заключается в том, что жизненные ситуации можно создавать в специальных учебных средах, используя современные мультимедия-технологии (PowerPoint, FrontPage, 3D Max Studio).
Способами развития (формирования) информационной компетентности служат активные деятельностные методы обучения, такие как проектный метод, использование в своей деятельности Интернет, кейс-методы, метод "Портфолио", различного рода интеллектуальные соревнования.
Уже
существуют традиции активной работы
с информационными
Метод проектов - это исследовательский метод. Здесь предполагается самостоятельная работа с информацией. Проекты, как правило, межпредметные, т.к. требуют привлечения знаний из различных дисциплин. Учащиеся в них обсуждают решение проблем реальной жизни, они вынуждены постоянно искать и анализировать информацию, четко излагать свои мысли, использовать компьютер, как инструмент в работе и т.д.
Отличительной особенностью кейс-методов является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейсы могут развивать учебные навыки и умения, закреплять теоретический материал, формировать практические навыки, а также могут быть итоговыми. Кейсы - это учебные материалы, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Использование этого метода делает обучение интенсивным, сближает обучение с практикой.
Работа
с Интернетом развивает умение находить,
осмысливать и продуктивно
Метод "Портфолио" также является способом формирования и оценки компетентности.
Итак, можно выделить три уровня информационной компетентности:
Отсюда можно сделать вывод, что важнейшим видом компетенции, достигаемой в результате образования, должна стать информационная компетентность, предлагающая умения самостоятельно:
В течение многих десятилетий обсуждалась важность самостоятельного открытия истины, активного, деятельностного характера учебного процесса, важность умения учиться. И только широкое использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяют этих умений достичь.
Литература:
Информация о работе К вопросу о формировании информационной компетентности