Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:36, реферат
В реферате описана история развития методики обучения арифметике от Гурьева до лабораторного метода
История развития методики обучения арифметике
Руководство Гурьева
От Латышева к Гольденбергу.
Понятие натурального числа.
Методы начального обучения математике
Объяснение и упражнение как методы начального обучения математике.
Индуктивный и дедуктивный путь формирования математических понятий
Метод совместного формирования сходных и контрастных понятий
Лабораторный метод
Многие математические
понятия формируются именно таким
образом. Пусть, например, нужно научить
детей умножать числа на число, состоящее
из единицы с нулями (на 10, 100, 1000).
Для этого они решают последовательно
один за другим с объяснением подготовленные
учителем три столбика примеров:
1) 6 x 10 = 2) 5 x 100 = 3) 4 x 1000 =
74 x 10 = 18 x 100 = 56 x 100 =
258 x 10 =
764 x 100 =
892 x 1000 =
После решения каждого столбика делаются выводы:
чтобы умножить данное число на 10, достаточно приписать к нему справа один нуль;
чтобы умножить данное число на 100, достаточно приписать к нему справа два нуля;
чтобы умножить данное
число на 1000, достаточно приписать
к нему справа три нуля.
В заключение эти
три частных вывода обобщаются: чтобы
умножить данное число на единицу
с нулями, достаточно приписать к
нему справа столько нулей, сколько
их имеется во множителе.
Индукция теснейшим
образом связана с дедукцией,
то есть со способом рассуждения от
общего к частному, при которой новое
знание о предмете выводится на основании
знания правил и положений, общих для данного
класса предметов и явлений.
Дедукция играет
важнейшую роль в применении учениками
имеющихся у них знаний на практике,
в использовании общих
В математике большое
значение имеет умение подвести данный
конкретный пример или задачу под
то общее положение, из которого делается
вывод о способе их решения. Поэтому,
объясняя то или иное правило и
свойство, учитель должен ясно излагать
их суть, показать то общее, что дает
возможность применять их к определенной
группе математических фактов.
Индукция и дедукция,
наряду с анализом, синтезом, абстрагированием
и обобщением, являются методами научного
познания и в то же время методами
обучения. Чтобы обеспечить полноценные
знания, нужно пользоваться индукцией
и дедукцией в правильном соотношении.
В начальном обучении математике
наиболее эффективен индуктивно-дедуктивный
метод, когда от рассмотрения частных
случаев (задач и примеров) осуществляется
переход к общим выводам и
правилам, а затем в свете общих
положений осмысливаются другие
частные факты.
Например, индуктивным
путем формируется понятие о
виде задачи: ученики решают ряд
задач данного вида, выделяя в
них существенное, типичное. Затем,
встречая задачу, ученик при анализе
ее содержания находит в ней те
существенные признаки, которые характерны
для задач этого вида, относит
ее к данному виду и находит
правильный способ ее решения. Так, знание,
добытое индуктивным путем, становится
основой получения новых знаний
дедуктивным путем.
Метод
совместного формирования
сходных и контрастных
понятий
Психологическими
исследованиями установлено, что новые
знания более четко дифференцируются
и более осознанно усваиваются,
если они изучаются в сопоставлении
со сходными или с противоположными понятиями,
ранее усвоенными. В математике много
взаимообратных понятий, допускающих
широкую возможность сопоставлений: взаимообратных
задач, контрастных и сходных операций.
Например, вычитание обратно сложению,
деление обратно умножению; каждой прямой
задаче соответствует обратная задача;
увеличению числа противопоставляется
операция уменьшения числа; нахождение
части числа и числа по части взаимообратны;
то же относится к раздроблению и превращению
именованных чисел и т. д.
В свете учения Павлова
должны быть созданы условия, благоприятные
для дифференцирования сходных
понятий, и это должно получить свое
отражение в методах и приемах
обучения математике. Метод совместного
изучения двух сходных или полярных
понятий полезно распространить
на многие понятия такого рода.
Так, в I классе совместно
изучается сложение и вычитание
в пределах первого и второго
десятков. Например:
7 + 2 = 9 9 — 2 = 7
2 + 7 = 9 9 — 7 = 2
Во II классе —сложение
и вычитание в пределах 100; например:
42 + 6 = 48
48 — 6 = 42
Табличное и внетабличное
умножение также полезно изучать совместно.
Например:
7 x 5 = 35 35 : 5 = 7 35 :7 = 5
14 x 6 = 84
84 : 6 = 14 84 : 14 = 6
Метод совместного
изучения применим и при рассмотрении
трех связанных между собой понятий;
например: увеличение, уменьшение числа
в несколько раз и кратное
сравнение; увеличение, уменьшение числа
на несколько единиц и разностное
сравнение; нахождение части числа,
числа по его части, а в дальнейшем
определение, какую часть одного
числа составляет другое число.
Но в тех случаях,
когда каждое из взаимообратных действий
является сложным, совместное их изучение
нецелесообразно. Например, умножение
на трехзначное число деление
на трехзначное число — действия
взаимообратные. Но алгоритм каждого
из этих действий сложен для детей,
и поэтому объяснение этих действий
сразу, на одном уроке поставило
бы учеников перед необходимостью одновременно
преодолевать две значительные трудности,
что противоречит дидактическим
требованиям. Каждое из этих действий,
хотя они и взаимообратные, нужно изучать
раздельно. Такое же ограничение в применении
этого метода распространяется и на некоторые
другие понятия, задачи и вычислительные
операции.
Лабораторный
метод
Лабораторно-практические
занятия используются преимущественно
при ознакомлении учеников с величинами:
длиной, весом, емкостью, временем, площадью,
объемом и другими, — с их свойствами
и способами измерения.
Содержание таких
занятий состоит в том, что
ученики:
Учитель показывает
детям способы измерения данной
величины; ученики наблюдают процесс
измерения; затем сами воспроизводят
его, пользуясь различными приборами
и инструментами.
Так, например, протекает
процесс объяснения, когда ученики
знакомятся с мерами длины и учатся
измерять отрезки с помощью линейки,
циркуля, сантиметровой ленты, рулетки,
мерной цепи; когда ученики знакомятся
с мерами веса и процессом взвешивания
с помощью рычажных и пружинных
весов; когда они знакомятся с
мерами времени и отсчетом времени
по часам на учебных циферблатах
и т.д.
Некоторые лабораторно-практические
работы проводятся фронтально, причем
все дети выполняют один и тот
же вид работы, например, при измерении
и черчении отрезков; другие же работы
выполняются группами или звеньями
учащихся, например при обучении детей
взвешиванию, при выполнении измерительных
работ на местности.
Значение таких
работ заключается в том, что
они ставят детей лицом к лицу
с мерами и процессом измерения,
благодаря чему у них вырабатывается
точное представление о каждой мере
и приобретаются ценные практические
навыки.
Информация о работе История развития методики обучения арифметике