Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 15:50, доклад
Одной из основных задач детских образовательных учреждений является формирование у дошкольника связной речи, то есть умения чётко, логично, последовательно рассказывать о событиях, объектах и явлениях, объединяя отдельные предложения в единое смысловое и структурное целое. Среди всех видов связной речи особое место занимают описательные рассказы. Для таких рассказов характерно создание словесного образа объекта, находящегося в статичном ( неподвижном ) состоянии. Отсутствие динамики заметно усложняет для ребёнка планирование и, следовательно, формулирование развёрнутого высказывания.
«Использование метода Ткаченко Т.А.
для формирования описательной речи у детей»
Консультация для воспитателей
Одной из основных задач детских образовательных учреждений является формирование у дошкольника связной речи, то есть умения чётко, логично, последовательно рассказывать о событиях, объектах и явлениях, объединяя отдельные предложения в единое смысловое и структурное целое. Среди всех видов связной речи особое место занимают описательные рассказы. Для таких рассказов характерно создание словесного образа объекта, находящегося в статичном ( неподвижном ) состоянии. Отсутствие динамики заметно усложняет для ребёнка планирование и, следовательно, формулирование развёрнутого высказывания.
Представим, что воспитатель детского сада показывает дошкольникам обычный помидор и просит составить о нём рассказ-описание. О чём ребёнку рассказывать, если никаких действий не происходит? Какие признаки помидора выделить? В какой последовательности перечислять эти признаки? Как удержать в памяти намеченную последовательность изложения? Какие предложения использовать, чтобы рассказ получился связным и чётким? Не только дошкольнику, но и рядовому ученику начальных классов непросто справиться с подобными задачами…
Многолетний опыт практической работы убеждает, что при стихийном речевом развитии ребёнок не в состоянии овладеть составлением описательных рассказов. Для подобной деятельности недостаточно самого благоприятного речевого окружения. Необходимо целенаправленное , научно обоснованное , системное обучение под руководством специалиста, а также использование особых наглядных средств.
В качестве универсального
вспомогательного средства для
моделирования дошкольниками
Характерно, что без
зрительной опоры (при
В схемах Ткаченко Т.А. отражены наиболее характерные признаки объектов, относящихся к основным тематическим группам из Государственной программы дошкольного обучения: игрушки, одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, домашние животные, дикие звери, птицы, профессии людей.
Каждый признак
представлен в схемах особым
символическими изображениями,
Как известно, процесс
составления описательных
Мною лично используется
и применяется не один год
данная методика. Наблюдая за
своими воспитанниками, я замечала,
что даже дети , имеющие проблемы
в речевом развитии со
В заключении хочу отметить, что динамика обучения во многом зависит от нашего настроя и состояния. Наилучшими помощниками в занятиях будут заинтересованность, доброжелательность, терпимость и чувство юмора. Не надо забывать поощрять малыша улыбкой и восторженной похвалой за любую, даже незначительную удачу!