Использование метода Ткаченко Т.А. для формирования описательной речи у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 15:50, доклад

Краткое описание

Одной из основных задач детских образовательных учреждений является формирование у дошкольника связной речи, то есть умения чётко, логично, последовательно рассказывать о событиях, объектах и явлениях, объединяя отдельные предложения в единое смысловое и структурное целое. Среди всех видов связной речи особое место занимают описательные рассказы. Для таких рассказов характерно создание словесного образа объекта, находящегося в статичном ( неподвижном ) состоянии. Отсутствие динамики заметно усложняет для ребёнка планирование и, следовательно, формулирование развёрнутого высказывания.

Файлы: 1 файл

Ткаченко Консультация na_temu.doc

— 30.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Использование метода Ткаченко Т.А.

  для формирования описательной  речи у детей»

Консультация  для воспитателей

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Одной из основных задач детских образовательных учреждений является формирование у дошкольника связной речи, то есть умения чётко, логично, последовательно рассказывать о событиях, объектах и явлениях, объединяя отдельные предложения в единое смысловое и структурное целое. Среди всех видов связной речи особое место занимают описательные рассказы. Для таких рассказов характерно создание словесного образа объекта, находящегося в статичном ( неподвижном ) состоянии. Отсутствие динамики заметно усложняет для ребёнка планирование и, следовательно, формулирование развёрнутого высказывания.

     Представим, что воспитатель детского сада показывает дошкольникам обычный помидор и просит составить о нём рассказ-описание. О чём ребёнку рассказывать, если никаких действий не происходит? Какие признаки помидора выделить? В какой последовательности перечислять эти признаки? Как удержать в памяти намеченную последовательность изложения? Какие предложения использовать, чтобы рассказ получился связным и чётким? Не только дошкольнику, но и рядовому ученику начальных классов непросто справиться с подобными задачами…

     Многолетний опыт практической работы убеждает, что при стихийном речевом развитии ребёнок не в состоянии овладеть составлением описательных рассказов. Для подобной деятельности недостаточно самого благоприятного речевого окружения. Необходимо целенаправленное , научно обоснованное , системное обучение под руководством специалиста, а также использование особых наглядных средств.

     В качестве универсального  вспомогательного средства для  моделирования дошкольниками описательного  рассказа можно использовать  графические планы-схемы, которые разработала и применяла на практике в течении 20 лет Ткаченко Т.А.

      Характерно, что без  зрительной опоры (при отсутствии  схемы) обычный дошкольник не  способен удержать в памяти  план рассказа-описания, состоящий  более чем из 4 пунктов. Схемы Ткаченко Т.А. позволяют ребёнку постоянно придерживаться графического плана-рассказа, состоящего из 6 пунктов! Кроме того, схемы помогают дошкольнику выделить определённые качества объекта, наглядно представить их количество и последовательность, соблюдать эту последовательность при изложении описательного рассказа и тем самым сделать его более точным, связным, непрерывным.

       В схемах Ткаченко Т.А. отражены наиболее характерные признаки объектов, относящихся к основным тематическим группам из Государственной программы дошкольного обучения: игрушки, одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, домашние животные, дикие звери, птицы, профессии людей.

      Каждый признак  представлен в схемах особым  символическими изображениями, доступными  детям дошкольного возраста. По  мнению психологов, освоение различных  знаков и символов помогает  дошкольнику не только анализировать  , сравнивать, обобщенно воспринимать действительность, но и повышает умственный возраст ребёнка, способствует переходу его мышления на более высокий уровень.

      Как известно, процесс  составления описательных рассказов  не отличается занимательностью, поэтому для большинства детей важно найти яркую мотивацию. К примеру, можно предложить дошкольнику не просто выступить перед товарищами, а помочь составить объявление о пропавшем попугае, написать письмо о русской зиме для африканской девочки, а можно объяснить инопланетянину, чем дикие животные на Земле отличаются от домашних.

      Мною лично используется  и применяется не один год  данная методика. Наблюдая за  своими воспитанниками, я замечала, что даже дети , имеющие проблемы  в речевом развитии со временем  добивались значительных  успехов в составлении описательных рассказов. А в дальнейшем у них наблюдались улучшения и в развитии связной речи в целом.

      В заключении хочу  отметить, что динамика обучения во многом зависит от нашего настроя и состояния. Наилучшими помощниками в занятиях будут заинтересованность, доброжелательность, терпимость и чувство юмора. Не надо забывать поощрять малыша улыбкой и восторженной похвалой за любую, даже незначительную удачу!


Информация о работе Использование метода Ткаченко Т.А. для формирования описательной речи у детей дошкольного возраста