Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 05:16, контрольная работа
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу.
Введение……………………………………………………………………..стр.3
1.Теоретическая часть
1.1. Творческое рассказывание………………………………………….….стр.4
1.2. Как использовать модель для развития речевого творчества……….стр.13
2. Практическая часть
2.1. Конспект занятия: «Птицы»……………………………………………..стр.18
Заключение……………………………………………………………………стр.20
Используемая литература………………………………………………….…стр.21
Мы составим рассказ о самой яркой, красивой птице с красной грудкой.
О какой птице?
- О снегире (ставится картинка);
- В какое время года вы видите снегиря?
- Зимой (Рис.1)
- А почему летом вы его не видите?
- Какой снегирь по величине?
-Маленькие (Рис.3)
- Какого цвета у него оперение? (Рис.4)
- Какой у него клюв?
- Маленький (Рис.5)
- Где снегирь строит гнездо? (Рис.6)
- Чем питается снегирь?
- Ягодами, семенами, хлебными крошками (Рис.7)
- А теперь расскажем о снегире (рассказывает один ребенок или все дети по цепочке)
- Второй рассказ придумаем о хищной птице, которая хорошо видит ночью.
Что это за птица?
- Найдите картинки, которые подходят для описания совы?
(дети выбирают картинки и ставят их в ряд)
- Придумайте рассказ о сове
(один ребенок рассказывает о сове с опорой на схему)
- А теперь мы сложим наши рассказы в конверт и отправим письмо весёлому Гному.
Одно из проявлений творчества при рассказывании – умение образно передать своё эмоциональное отношение к объекту. У детей чаще всего это отношение выражается в общем суждении («нравится – не нравится», «красивый – некрасивый»). И задача педагога – показать состояние объекта, научить своих воспитанников оценивать его по внешним признакам, устанавливать причины, вызывать желание помогать (животному, растению). Воспитатель побуждает детей находить точные, образные слова, выражающие чувство жалости, сопереживания к живому существу, удовольствия, радости от восприятия цветущего растения. Научить ребёнка свободному владению родным языком педагог может, используя наглядные модели.
Использование метода наглядного моделирования дает возможность:
самостоятельного анализа ситуации или объекта; развития децентрации (умения менять точку отсчета); развития замыслов-идей будущего продукта.
В ходе использования наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них; контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов.
Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников. М.: 2000
Первая часть. Дёти возле стола воспитателя. На занятие приходит Мишка.
Мишка. Я к вам спешил, чтобы рассказать про птичку: Я увидел ее возле детского сада. Она большая. Сидела на заборе. Не кричала. Но что это за птичка, я не знаю.
Воспитатель. А вы, дети, узнали, что это за птица? Нет? А почему?
Дети. Мишка плохо рассказал, непонятно.
Воспитатель. Давайте, ребята придумаем мишке рассказ про птичку. Садитесь.
Вторая часть.
Воспитатель. Как надо начать придумывать птичку? Надо сказать, какая птичка: маленькая или большая, какой у неё клюв, какие перья; надо придумать, что она ест, как и где добывает пищу, где живёт, какой у неё нрав – весёлая ли, певунья ли? Чтобы рассказ получился связным, надо рассказывать всё по порядку.
Каждый из вас придумает рассказ про ту птичку, которая ему нравится.
Итак, сначала расскажем,
какая птичка: какой у неё клюв,
какие лапки, перья. (Выставляется модель
«клюв», «перо», «лапки»)
А теперь, давайте придумаем, де живёт птичка? (Воспитатель
выставляет карточки с изображением гнезда,
дерева, скворечника.)
Мишка. А что ест ваша птичка?
Воспитатель. У птиц разные клювы, потому что они живут в разных местах. Чтобы не забыть рассказать об этом, поставим карточку. (Выставляется карточка с изображением тарелки.)