Использование метода моделирования при обучении детей дошкольного возраста рассказыванию

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 05:16, контрольная работа

Краткое описание

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..стр.3
1.Теоретическая часть
1.1. Творческое рассказывание………………………………………….….стр.4
1.2. Как использовать модель для развития речевого творчества……….стр.13
2. Практическая часть
2.1. Конспект занятия: «Птицы»……………………………………………..стр.18
Заключение……………………………………………………………………стр.20
Используемая литература………………………………………………….…стр.21

Файлы: 1 файл

ммр моделирование.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

Мы составим рассказ о самой яркой, красивой птице с красной грудкой.

О какой птице?

- О снегире (ставится  картинка);

- В какое время года  вы видите снегиря?

- Зимой (Рис.1)

- А почему летом  вы его не видите?

- Какой снегирь по  величине?

  • Маленький (Рис.2)
  • - Какие у снегиря лапки?

           -Маленькие (Рис.3)

     - Какого цвета у него оперение? (Рис.4)

     - Какой у него клюв?

- Маленький (Рис.5)

- Где снегирь строит  гнездо? (Рис.6)

- Чем питается снегирь?

- Ягодами, семенами, хлебными  крошками (Рис.7)

- А теперь расскажем о снегире (рассказывает один ребенок или все дети по цепочке)

- Второй рассказ придумаем о хищной птице, которая хорошо видит ночью.

Что это за птица?

  • Сова

- Найдите картинки, которые  подходят для описания совы?

(дети выбирают картинки  и ставят их в ряд)

- Придумайте рассказ о сове

(один ребенок рассказывает  о сове с опорой на схему)

- А теперь мы сложим наши рассказы в конверт и отправим письмо весёлому Гному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Заключение

Одно из проявлений творчества при рассказывании – умение образно передать своё эмоциональное отношение к объекту. У детей чаще всего это отношение выражается в общем суждении («нравится – не нравится», «красивый – некрасивый»). И задача педагога – показать состояние объекта, научить своих воспитанников оценивать его по внешним признакам, устанавливать причины, вызывать желание помогать (животному, растению). Воспитатель побуждает детей находить точные, образные слова, выражающие чувство жалости, сопереживания к живому существу, удовольствия, радости от восприятия цветущего растения. Научить ребёнка свободному владению родным языком педагог может, используя наглядные модели.

Использование метода наглядного моделирования дает возможность:

самостоятельного анализа  ситуации или объекта; развития децентрации (умения менять точку отсчета); развития замыслов-идей будущего продукта.

В ходе использования  наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них; контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

 Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов.

Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать  особый замысел и развернуть его  в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего  связность и последовательность рассказов ребенка.

                                            Используемая литература:

1. Алексеева М.М., Яшина  В.И. Методика развития речи  и обучения        

родному языку дошкольников. М.: 2000

  1. Бородич А.М. Методика развития речи. М.: 1981
  2. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребёнок. М.:1972
  3. Кондратьева Н., Сомкова О. Как использовать модель для развития речевого творчества // Дошкольное воспитаниею.-1991.- №10
  4. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. М.: 1976

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Приложение №1

 

 

 

 

Первая часть. Дёти возле стола воспитателя. На занятие приходит Мишка.

Мишка. Я к вам спешил, чтобы рассказать про птичку: Я увидел ее возле детского сада. Она большая. Сидела на заборе. Не кричала. Но что это за птичка, я не знаю.

Воспитатель. А вы, дети, узнали, что это за птица? Нет? А почему?

Дети. Мишка плохо рассказал, непонятно.

Воспитатель. Давайте, ребята придумаем мишке рассказ про птичку. Садитесь.

Вторая часть.

Воспитатель. Как надо начать придумывать птичку? Надо сказать, какая птичка: маленькая или большая, какой у неё клюв, какие перья; надо придумать, что она ест, как и где добывает пищу, где живёт, какой у неё нрав – весёлая ли, певунья ли? Чтобы рассказ получился связным, надо рассказывать всё по порядку.

Каждый из вас придумает  рассказ про ту птичку, которая  ему нравится.

Итак, сначала расскажем, какая птичка: какой у неё клюв, какие лапки, перья. (Выставляется модель «клюв», «перо», «лапки») 
 А теперь, давайте придумаем, де живёт птичка? (Воспитатель выставляет карточки с изображением гнезда, дерева, скворечника.)

Мишка. А что ест ваша птичка?

Воспитатель. У птиц разные клювы, потому что они живут в разных местах. Чтобы не забыть рассказать об этом, поставим карточку. (Выставляется карточка с изображением тарелки.)

 

 

 


Информация о работе Использование метода моделирования при обучении детей дошкольного возраста рассказыванию