Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 05:16, контрольная работа
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу.
Введение……………………………………………………………………..стр.3
1.Теоретическая часть
1.1. Творческое рассказывание………………………………………….….стр.4
1.2. Как использовать модель для развития речевого творчества……….стр.13
2. Практическая часть
2.1. Конспект занятия: «Птицы»……………………………………………..стр.18
Заключение……………………………………………………………………стр.20
Используемая литература………………………………………………….…стр.21
В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ.
Систему занятий по обучению рассказыванию по готовым сюжетам разработала Э,П.Короткова. Она предлагает серию сюжетов по близкой и доступной детям тематике, интересные приёмы, активизирующие воображение: описание персонажа, опора на образ главного героя при составлении рассказа.
Работа над содержательностью и разнообразием творческих рассказов должна идти параллельно с обогащением опыта ребёнка наблюдениями, восприятиями, с расширением его активного словаря (2;83).
Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему - самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествовавия и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. Педагог советует, о чем можно придумать рассказ (об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке). Предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план («Сначала скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко - о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине и о чем в конце. После этого расскажешь все»).
Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастки в реалистические сюжеты.
Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром диафильмов.
Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок.
Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки происходит поэтапно. На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов. На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях. Воспитатель обращается к приемам совместного творчества: выбирает тему, называет персонажей - героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета. На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования: детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет, персонажей.
Как уже было сказано выше, наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы:
1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.
2. Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.
3. Обучение детей описанию объектов природы по представлению.
4. Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений. Помощь детям оказывает образец воспитателя.
Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками. Дети также сочиняют стихи, загадки, небылицы, считалки.
Словесное творчество детей проявляется иногда после длительных размышлений, иногда спонтанно в результате какого – то эмоционального всплеска.
Формирование поэтического словесного творчества возможно при заинтересованности педагогов и создании необходимых условий. Ещё Е.И.Тихеева писала, что живое слово, образная сказка, рассказ, выразительно прочитанное стихотворение, народная песня должны царить в детском саду и готовить ребёнка к дальнейшему более глубокому художественному восприятию.
Полезно вести записи детских сочинений и составлять из них книжки – самоделки, чтение которых дети с удовольствием по многу раз слушают
(1; 337).
1.2. Как использовать модель для развития речевого творчества.
Дети дошкольного возраста как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения творческого рассказывания.
По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Одним из способов планирования связного творческого рассказа может служить МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.
Метод моделирования
– воспроизведение
Особая сложность для детей при составлении рассказа – определение
последовательности (плана),
воспроизведение ранее
На первом этапе более применима предметная модель - набор предметных картинок, составляющих содержание будущего рассказа. Чтобы составить рассказ о кошке, можно использовать такие картинки: кишка, кошка с котятами, кошка ест, спит, играет, сидит на дереве; мышка; аквариум с рыбками; человек. Воспитатель предлагает отобрать соответствующие картинки на эту тему. Каждый играющий выбирает картинки по собственной инициативе. Так при помощи предметных моделей формируется умение воспроизвести представления об объекте, отбираются факты для рассказа, мысленно представляется их взаимосвязь.
Если дети справляются с заданием придумать рассказ по предметной модели, воспитатель задачу усложняет. Тем самым предоставляется большая возможность для творчества. В этом случае используются в качестве модели более схематичные изображения, имеющие обобщённые значения (предметно – схематическая модель). Скажем по картинке, на которой нарисована тарелка с молоком, можно рассказать о том, чем питается кошка, как она ест, где находит еду; картинка, изображающая человека с кошкой, может обозначать: кошка живёт в доме у человека, человек любит её, ухаживает за ней, заботится и т.д. В отличие от предметной предметно-схематическая модель включает меньшее количество изображений; например, «кошка», «радуга», «тарелка», «человек». Их можно использовать для рассказа о разных объектах (растениях и животных).
И предметная, и предметно-схематическая модель помогает детям определять последовательность изложения. В этом плане полезны дидактические игры с набором моделей. С их помощью осваивается умение раскрывать обобщённое содержание элементов модели, наполняя его конкретными образами. Дети будут упражняться в умении подбирать образные слова для характеристики объекта и его действий, объяснять связь предметной картинки с элементами модели (4;54).
В схематической модели в качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “Логико-малыш ”.
Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.
В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются: предметные картинки; силуэтные изображения;
геометрические фигуры (2;86).
Умение составлять творческие рассказы противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:
Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:
Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Педагог задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения
(приложение №1). В темном лесу, в самой его глубине, есть солнечная полянка. В центре полянки растет цветок… (затем дети выбирают силуэты других героев и заканчивают сказку). Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.
По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход ее в заместитель.
Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется педагогом, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребенком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому.
Модель-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, производимым при пересказе:
Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь (4;53).
2.1. Конспект занятия: «Птицы»
Цель: научить детей составлять творческий рассказ с использованием моделей.
Программное содержание.
1. Учить детей составлять творческие рассказы о птицах: отбирать содержание, определять последовательность изложения, используя в качестве плана предметно-схематические модели, подбирать образные слова и выражения, характеризующие птиц.
2. Формировать умение отражать в рассказе простейшие связи: строение клюва и характер пищи, строение лап и способ передвижения, среда обитания и окраска перьев.
3. Воспитывать умение рассказывать эмоционально, выразительно.
Материал. Предметные картинки с изображением птиц; предметно-схематические модели для составления творческих рассказов о птицах; письмо Гнома.
Ход занятия.
- Дети, весёлый Гном прислал вам письмо; воспитатель читает, дети отгадывают загадки.
Давайте напишем ему ответ, но не обычное письмо, а зашифрованное, чтобы он подумал и отгадал что мы ему написали.