Использование метода моделирования при обучении детей дошкольного возраста рассказыванию

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 05:16, контрольная работа

Краткое описание

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..стр.3
1.Теоретическая часть
1.1. Творческое рассказывание………………………………………….….стр.4
1.2. Как использовать модель для развития речевого творчества……….стр.13
2. Практическая часть
2.1. Конспект занятия: «Птицы»……………………………………………..стр.18
Заключение……………………………………………………………………стр.20
Используемая литература………………………………………………….…стр.21

Файлы: 1 файл

ммр моделирование.doc

— 118.50 Кб (Скачать)


Нижегородский государственный  педагогический университет

 

                

              

   

 

 

 

 

 

 

 

 

«Использование  метода моделирования при обучении детей дошкольного   возраста рассказыванию»

 

 

                                                   Контрольная работа по

                              «Методике развития речи дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Смирнова Л.А

Студентка заочного отд.

2го курса ППФ (4года  обуч.)

 

 

                                                                          Преподаватель:

Красильникова Л.В.

 

 

 

 

                                   

                                           

                                                  

 

 

 

Нижний Новгород 2012

 

                                                        Содержание:

Введение……………………………………………………………………..стр.3

1.Теоретическая часть

1.1. Творческое рассказывание………………………………………….….стр.4

1.2.  Как использовать модель для развития речевого творчества……….стр.13

2. Практическая часть

2.1. Конспект занятия: «Птицы»……………………………………………..стр.18

Заключение……………………………………………………………………стр.20

Используемая литература………………………………………………….…стр.21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Введение

    Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу. 
   В практике дошкольного обучения речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носят, как правило, комплексный характер.

Многие педагогические коллективы используют интегрированные  занятия, включающие в одну сюжетную линию (или тему) задачи и по развитию речи, и по формированию элементарных математических представлений, и по изобразительной деятельности. В таком подходе можно увидеть много положительного для развития подрастающего человека в плане целостного восприятия окружающего мира и общего развития речи.

Обучение составлению творческих рассказов очень важно для развития ребенка, а так же это является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией.

В дошкольном возрасте дети проявляют творческую изобретательность в играх, разнообразной художественной деятельности. Что касается речевого творчества, уровень его развития предполагает свободное владение родным языком, умение оперировать представлениями, комбинировать их, создавая новые образцы, выражать своё отношение к ним. Как же научить детей свободному владению родным языком? С помощью каких средств? На наш взгляд, используя модели.

                                                 

 

 

                                             1.  Теоретическая часть           

                                     1.1. Творческое рассказывание

Возможность развития творческой речевой  деятельности возникает в старшем  дошкольном возрасте, когда у детей  появляется достаточно большой запас  знаний об окружающем мире, который  может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарём. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.

Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребёнка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.

Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались  Е.И. Тихеевой, Е.А. Флёриной, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, Н.А. Орлановой, О.С. Ушаковой, Л. М. Ворошниной, Э.П. Коротковой, А.Е. Шибицкой и рядом других учёных, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приёмы и последовательность обучения. Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребёнка в челом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций (1;328).

Словесное творчество –  наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы»- условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребёнок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и вовлекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передать свой замысел. Творческое рассказывание в какой – то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребёнка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

Ребёнок может научиться  умению связно излагать свои мысли  и сочинять рассказы только путём систематического обучения, путём постоянных упражнений (5;141).

Словесное творчество детей  выражается в различных формах: в  сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований).

Для методики обучения творческому  рассказыванию особое значение имеет  понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе. Н.А. Ветлугина отмечала правомерность распространения понятия «творчество» на деятельность ребёнка, отграничивая его словом «детское». В формировании детского художественного творчества она выделяла три этапа.

На первом этапе происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребёнка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребёнку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.

Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда  возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развёрнут во времени. Возникновение замысла у ребёнка происходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания.

На третьем этапе  появляется новая продукция. Ребёнок  интересуется её качеством, стремится  завершить её, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность (3; 46).

Знание особенностей формирования детского словесного творчества даёт возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.

1. Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащенне опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный харакир в зависимости от конкретного задания: эксурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Так, перед описанием природы используются систематические наблюдения за сезониыми изменениями в природе и чтение лигературы с описанием природных ияленнй,

Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

2. Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активпзации словаря за счет слов-определений; слов, помогающнх описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащевия опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов. Так, наблюдая зимний пейзаж, дети с помощью воспитателя дают разнообразные определения качеств и состояний снега: белый, как вата; чуть голубоватый под деревом; искрится, переливается, сверкает, пушистый, падает хлопьями. Затем эти слова используются в рассказах детей.

3. Творческий рассказ - продуктивнъюй вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последователъиый рассказ. Поэтому одно из условий - умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повеествования и описания.

Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывал по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумываяие конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

4. Еще одно условие  - правильное понимание детьми  задания «придумать», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Тематика творческих рассказов должна быть связана с  общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ), доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.

Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме», «Как Дед Мороз пришел на елку в детский сад», «Почему девочка плакала», «Как Катя потерялась в зоопарке». Когда дети научатся придумывать рассказ с конкретным содержанием, можно усложнить задачу - предложить рассказывание на отвлечённую тему: придумать рассказ «Про веселый случай», «Про страшный случай» по типу «У страха глаза велики», «Про интересный случай».

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме к 8 Марта»).

    Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного  характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с природой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий, в большей степени уметь синтезировать.

Приемы обучения творческому  рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

  В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказавшая детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

Например, по теме «Что случилось с девочкой детям были предложены такие вопросы: «Где находилась девочка? Что с ней случилось? Почему она заплакала? Кто ее утешил?» Было дано указание «придумать» рассказ. Если дети затруднялись, педагог подсказывал («Может быть, она

была на даче или заблудилась на шумной улице города»).

 С целью развития творческих умений рекомендуется такой прием, как придумывание детьми продолжения авторского текста. Так, после чтения и пересказывания рассказа Л.Толстого «Сел дед лить чай» педагог предлагает продолжить его. Показывает, как можно придумать конец, давая свой образец.

  В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением (1; 332).

Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовывать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Е.И.Тихеева рекомендовала давать такое начало, которое бы предоставляло простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях.

Вспомогательные вопросы, по мнению Л.А.Пеньевской, 
являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи. 
    План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3 - 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла.

Информация о работе Использование метода моделирования при обучении детей дошкольного возраста рассказыванию