Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 15:35, курсовая работа
В современной практике обучения очень актуальны игровые технологии. В методической литературе описано большое количество игровых сюжетов, представлены классификации, рассматривающие в основном общепедагогические аспекты игровых способов обучения. Отношение учителей к игровым технологиям неодинаково: одни используют их очень активно, считая их результативными, другие предпочитают классические формы учебного процесса.
Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы изучения игровых технологий........................
1.1. Сущность и значение игровых технологий…………………………….
1.2. Классификация игровых технологий………………………………
1.3. Особенности игровых технологий………………………………….
Глава 2. Эмпирическое исследование использования игровых технологий на уроках русского языка и литературного чтения……………………………………………..
2.1. Применяемые методики…………………………………
2.2. Программа развития интереса к русскому языку и литературному чтению……………………………………………….
2.3. Рекомендации по подготовке и проведению игры……………………….
Заключение………………………………………..
Список литературы…………………………………
Во время игры педагог, поощряя и стимулируя самостоятельную работу учащихся, должен одновременно контролировать игровую ситуацию. При этом необходимо:
После окончания игры
При разработке технологии игры необходимо следовать основам педагогического проектирования:
Эффективность игры зависит от степени отражения в игровой ситуации особенностей профессиональной деятельности, поэтому при разработке заданий следует учитывать, чтобы в них наглядно были представлены пути и возможности переноса теоретических знаний в практическую деятельность, а также зависимость эффективности этой деятельности от качества теоретических знаний.
Рекомендации по внедрению и использованию игровых технологий на уроках русского языка
1. Игровые формы обучения рекомендуется вводить постепенно – начиная с простых, постепенно усложняя правила игры, формы ее проведения.
2. На начальном этапе внедрения игровых технологий в учебный процесс рекомендуется использование коротких игр – на 10-15 минут. Например, для пробуждения у учащихся интереса к предмету с первых уроков, объяснение материала можно сопровождать сказками, игровыми ситуациями, из которых предложить сделать логический вывод.
3. После освоения простых правил игры можно переходить к сложным игровым формам для закрепления и обобщения материала по теме, разделу.
4. При внедрении Стандартов второго поколения учащиеся сами называют тему и цели урока. Здесь на помощь учителю снова приходит игра. Учащиеся 5-6 классов очень любят уроки-путешествия, ролевые игры, ребята постарше – уроки деловой игры.
5. При подборе игр необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.
6. Пособия, помогающие учителю освоить разнообразные игры на уроках (Н.В.Пташкина, Н.Н.Соловьева, Л.В. Петрановская, П.М.Баев, Г.А. Кулагина и другие).
7. Игровые технологии можно использовать при изучении любого раздела русского языка.
8. Игровые технологии используются на уроках обобщения и систематизации знаний, уроках закрепления знаний; элементы технологии приемлемы и на уроках объяснения нового материала.
9. Данная технология удачно сочетается с технологией критического мышления, блочной методикой, технологией проблемного обучения.
Заключение
Итак, исследовав проблему игры в учебной деятельности,
мы пришли к следующим выводам. Игра - это
жизненно важный и необходимый элемент
в развитии как индивида, так и общества
в целом. По сложности характера игр можно
судить о быте, нравах и духовном опыте
данного общества.
Особенно велика роль игры для
подрастающего поколения. Для ребенка
в игре предоставляется возможность представить
себя в роли взрослого, скопировать увиденное
когда - либо действия, и тем самым ребенок
приобретает определенные навыки, которые
могут пригодиться ему в будущем. Дети
анализируют определенные ситуации в
играх, делают выводы, предопределяя свои
действия в будущих жизненных ситуациях.
Игровое поведение является
одной из важнейших из составляющих бытового
поведения человека. Во многих игровое
поведение является определяющим индивидуумом.
Человек как бы носит несколько театральных
масок, в зависимости от ситуации в которую
он попадает, круга лиц, с которыми он общается.
В зависимости от настроения которое им
владеет, игра становится универсальным
адаптером индивидуума к реальности, способом
приспособления человека к окружающему
миру.
Это на наш взгляд, специфика
современной роли игры, которая выходит
за пределы той роли, которая обычно существует
у детей: обучение, познание окружающего
мира. Игра - форма деятельности в условных
ситуациях, направленная на воссоздание
общественного опыта, фиксированного
в социально - закрепленных способах осуществления
предметных действий, в предметах науки
и культуры. В игре как особом виде общественной
практики воспроизводятся нормы человеческой
жизни и деятельности. Игра в жизни школьника
и школьном процессе имеет огромную роль
В настоящее время школа нуждается
в такой организации своей деятельности,
которая обеспечила бы развитие индивидуальных
способностей и творческого отношения
к жизни каждого учащегося, внедрение
различных инновационных учебных программ,
реализацию принципа гуманного подхода
к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно
заинтересована в знании об особенностях
психического развития каждого конкретного
ребенка. И не случайно все в большей степени
возрастает роль практических знаний
в профессиональной подготовке педагогических
кадров.
Уровень обучения и воспитания
в школе в значительной степени определяется
тем, насколько педагогический процесс
ориентирован на психологию возрастного
и индивидуального развития ребенка. Это
предполагает психолого-педагогическое
изучение школьников на протяжении всего
периода обучения с целью выявления индивидуальных
вариантов развития, творческих способностей
каждого ребенка, укрепления его собственной
позитивной активности, раскрытия неповторимости
его личности, своевременной помощи при
отставании в учебе или неудовлетворительном
поведении. Особенно важно это в младших
классах школы, когда только начинается
целенаправленное обучение человека,
когда учеба становится ведущей деятельностью,
в лоне которой формируются психические
свойства и качества ребенка, прежде всего
познавательные процессы и отношение
к себе как субъекту познания (познавательные
мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству
и пр.).
В связи с этим возникает актуальность
в разработках игровых технологий для
современной школы. В последнее время
опубликовано несколько пособий по игровым
технологиям.
В процессе игры учащиеся раскрепощаются,
становятся более открытыми, что позволяет
строить демократические, доверительные
отношения, развивать умение общения,
ведения диалога.
Уроки в игровой форме проходят
более интересно, насыщенно; знания, полученные
и закрепленные на таких уроках, более
прочные, остаются в памяти учащихся значительно
дольше, чем при традиционном изложении
программного материала, опросе или тестировании,
что способствует повышению качественной
успеваемости.
Подготовка и внедрение игровых
методик в учебный процесс требует от
педагога больших усилий. В процессе подготовки
игры он сталкивается с проблемами не
всегда и не столь зависящими от его личных
качеств как педагога, сколько от внешних
ограничений, одна из которых недостаток
урочного времени на проведение игр. Часто
среди преподавателей бытует мнение: «Если
мы с детьми будем играть во время уроков,
когда же учить с ними правила?» Думаю,
эти проблемы по большей части происходят
от недопонимания значимости игры как
средства обучения, отношения к игре как
к методу разгрузки, а не стимулирования
сознания учащихся.
Следует отметить, что игрой
нельзя полностью заменить традиционные
уроки, контрольные работы, практические
занятия. Игра будет являться средством
воспитания и обучения, если она будет
включаться в целостный педагогический
процесс. Поэтому в практике преподавателя
игровые формы организации учебной деятельности
должны быть лишь частью общего учебного
процесса, способной активизировать, разнообразить
деятельность учащихся, развивать у них
самостоятельность мышления, творческий
подход к решению задач, стимулировать
познавательную деятельность.
Итак, цели достигнуты, задачи
решены.
Список литературы
1) Амонашвили Ш.А. Школа жизни,
М., 2002 г. — 76 с.
2) Е. Е. Поздяев. Игры, в которые
играют в школе. //Директор школы. — 2011.
— N 3. — с. 81-85.
3) Е. А. Алябьева. Развитие воображения
и речи детей 4-7 лет : игровые технологии
/. — М. : Сфера, 2005. — 120 с.
4) Берн Э. Люди, которые играют
в игры. Игры, в которые играют люди. М.,
1996. — 147 с.
5) Астахова, Н. И. Воспитательный
потенциал игровых технологий / Н. И. Астахова
// Инновации современного образовательного
процесса : материалы междунар. науч.-практ.
конф., 16-17 марта 2006 г. / Барнаульский государственный
педагогический университет — Барнаул,
2006. — С. 220-224.
6) Аникеева Н.П. Игра в педагогическом
процессе, Новосибирск, 1989, с.234 – 272.
7)О.А. Татькова. Игровые технологии
в процессе воспитания младших школьников:
электронный ресурс. — Режим доступа:
http://festival.1september.ru/
8)Г.В.Труханова. Игровые технологии
в обучении и развитии: электронный ресурс.
— Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/
9)Игровые технологии: электронный
ресурс. — Режим доступа: http://psyvision.ru/help/
10) М.Г. Оганесян. Использование
игровых технологий в процессе обучения
английскому языку у младших школьников:
ресурс. — Режим доступа: http://korablik-7.ru/prof-
11) Пидкасистый П.И.,Хайдаров
Ж.С. «Технология игры в обучении и развитии»
М.1996 г. — 269 с.
12) Занько С.Ф., Тюнников Ю.С.,
Тюнникова С.М. Игра и учение (В 2-х ч.). Москва,
2000. — 234 с.
13)А.П.Панфилова. Игровое моделирование
в деятельности педагога : учебное пособие
для студентов вузов, обучающихся по педагогическим
специальностям / А. П. Панфилова ; под общ.
ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой.
— 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2007. — 364
с
14)Ю.В.Гурин. Урок + игра. Современные
игровые технологии для школьников. —
СПб. ; М. : Речь : Сфера, 2010. — 157 с.
15) Минскин Е.М. От игры к знаниям,
М, 1982г, с.167.
16) Л. А. Друбецкая. Педагогическая
мастерская игры. Начальная школа плюс
до и после. — 2011. — N 7. — С. 84-88
17) Валенский М.Я.,Образцов П.И.,
Уман А.И. «Технологии профессионально
– ориентированного обучения», Москва
2005 год.
18) Смирнов С.А. Педагогические
теории, системы, технологии, М, 1999, с.190
– 192.
19) Педагогические технологии
. Под ред. Кукушкина В.С. Ростов на Дону,
2002. — 257c.
20) Селевко Г.К. Современные образовательные
технологии. М.: Народное образование,
1998. — 179 c.
21) Левитес Д.Г. Практика обучения:
современные образовательные технологии.
Москва, — Воронеж,2003. — 194 c.
22) Самоукина Н. В. Организационно-обучающие
игры в образовании. - М. : Народное образование,
1996. — 138 с.
23) Шмаков С. А. Культура - досуг
- ребенок. - М., 1994. — 225 с.
24) Шмаков С.А. Игры учащихся
— феномен культуры. М., 1994. 207 с.
25) Эльконин Д.Б. Психология игры.
М., 1999. — 226 с.
26) Спиваковская А.С. Игра – это
серьёзно, М, 1891 — 149 с.
27) Азаров Ю. П. Игра и труд. - М.
, 1973. — 231 с.
28) Игры - обучение, тренинг, досуг.
. . / Под ред. В. В. Петрусинского. - М. , 1994.
— 182 с.
29) . Газман О. С. и др. В школу
- с игрой. - М., 1991. — 174 с.
Информация о работе Использование игровых технологий в процессе обучения младших школьников