Использование игровых технологий в процессе обучения младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

В современной практике обучения очень актуальны игровые технологии. В методической литературе описано большое количество игровых сюжетов, представлены классификации, рассматривающие в основном общепедагогические аспекты игровых способов обучения. Отношение учителей к игровым технологиям неодинаково: одни используют их очень активно, считая их результативными, другие предпочитают классические формы учебного процесса.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы изучения игровых технологий........................
1.1. Сущность и значение игровых технологий…………………………….
1.2. Классификация игровых технологий………………………………
1.3. Особенности игровых технологий………………………………….
Глава 2. Эмпирическое исследование использования игровых технологий на уроках русского языка и литературного чтения……………………………………………..
2.1. Применяемые методики…………………………………
2.2. Программа развития интереса к русскому языку и литературному чтению……………………………………………….
2.3. Рекомендации по подготовке и проведению игры……………………….
Заключение………………………………………..
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Селиверстова Мария.Использование игровых технологий в процессе обучения младших школьников..doc

— 181.00 Кб (Скачать)

 

         Во время игры педагог, поощряя и стимулируя самостоятельную работу учащихся,  должен одновременно контролировать игровую ситуацию. При этом необходимо:

  • доходчиво объяснить правила игры, которые должны быть простыми, а содержание предлагаемого материала доступным;
  • внимательно следить за ходом игры, выполнением ее правил и всегда быть готовым к быстрому  разрешению конфликтов среди участников игры;
  • давать игрокам вести активную дискуссию друг с другом во время игры; предоставлять ее участникам максимальную самостоятельность, воздерживаясь от мелочной опеки;
  • следить за тем, чтобы каждый ученик принимал активное участие в игре;
  • следить за игровым временем;
  • стараться проводить игру таким образом, чтобы были заинтересованы не только в самой игре, но и в изучаемом предмете;
  • привлекать к судейству учащихся; добиваться, чтобы их оценка результатов игры была справедливой и соответствовала принятым критериям.

 

         После окончания игры 

  • проводить обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации с реальностью;
  • поощрять победителей.

 

         При разработке технологии игры необходимо следовать основам      педагогического проектирования:

    • постановка цели;
    • отбор содержания и его структурирование;
    • выбор средств, методов и форм учебной деятельности учащихся;
    • разработка необходимых дидактических материалов, правил игровой деятельности и критериев ее оценки, соответствующих структуре учебной игры.

 

              Эффективность игры зависит от степени отражения в игровой ситуации особенностей профессиональной деятельности, поэтому при разработке заданий следует учитывать, чтобы в них наглядно были представлены пути и возможности переноса теоретических знаний в практическую деятельность, а также зависимость эффективности этой деятельности от качества теоретических знаний.

 

Рекомендации по внедрению и использованию игровых технологий  на уроках русского языка

1. Игровые формы обучения рекомендуется вводить постепенно – начиная с простых,  постепенно усложняя правила игры, формы ее проведения.

2. На начальном этапе внедрения игровых технологий в учебный процесс рекомендуется использование коротких игр – на 10-15 минут. Например, для пробуждения у учащихся интереса к предмету с первых уроков, объяснение материала можно сопровождать сказками, игровыми ситуациями, из которых предложить сделать логический вывод.  

3. После освоения простых правил игры можно переходить к сложным игровым формам для закрепления и обобщения материала по теме, разделу.

4. При внедрении Стандартов второго поколения учащиеся сами называют тему и цели урока. Здесь на помощь учителю снова приходит игра. Учащиеся 5-6 классов очень любят уроки-путешествия, ролевые игры, ребята постарше – уроки деловой игры.

5. При подборе игр необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

6. Пособия, помогающие учителю освоить разнообразные  игры на уроках (Н.В.Пташкина,  Н.Н.Соловьева, Л.В. Петрановская, П.М.Баев, Г.А. Кулагина  и другие).

7. Игровые технологии можно использовать при изучении любого раздела русского языка.

8. Игровые технологии используются на  уроках обобщения и систематизации знаний, уроках закрепления знаний; элементы технологии приемлемы и на уроках объяснения нового материала.

9. Данная технология удачно сочетается с технологией критического мышления, блочной методикой, технологией проблемного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, исследовав проблему игры в учебной деятельности, мы пришли к следующим выводам. Игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии как индивида, так и общества в целом. По сложности характера игр можно судить о быте, нравах и духовном опыте данного общества. 
Особенно велика роль игры для подрастающего поколения. Для ребенка в игре предоставляется возможность представить себя в роли взрослого, скопировать увиденное когда - либо действия, и тем самым ребенок приобретает определенные навыки, которые могут пригодиться ему в будущем. Дети анализируют определенные ситуации в играх, делают выводы, предопределяя свои действия в будущих жизненных ситуациях. 
Игровое поведение является одной из важнейших из составляющих бытового поведения человека. Во многих игровое поведение является определяющим индивидуумом. Человек как бы носит несколько театральных масок, в зависимости от ситуации в которую он попадает, круга лиц, с которыми он общается. В зависимости от настроения которое им владеет, игра становится универсальным адаптером индивидуума к реальности, способом приспособления человека к окружающему миру. 
Это на наш взгляд, специфика современной роли игры, которая выходит за пределы той роли, которая обычно существует у детей: обучение, познание окружающего мира. Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание общественного опыта, фиксированного в социально - закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности. Игра в жизни школьника и школьном процессе имеет огромную роль 
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров. 
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.). 
В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым технологиям.  
В процессе игры учащиеся раскрепощаются, становятся более открытыми, что позволяет строить демократические, доверительные отношения, развивать умение общения, ведения диалога. 
Уроки в игровой форме проходят более интересно, насыщенно; знания, полученные и закрепленные на таких уроках, более прочные, остаются в памяти учащихся значительно дольше, чем при традиционном изложении программного материала, опросе или тестировании, что способствует повышению качественной успеваемости. 
Подготовка и внедрение игровых методик в учебный процесс требует от педагога больших усилий. В процессе подготовки игры он сталкивается с проблемами не всегда и не столь зависящими от его личных качеств как педагога, сколько от внешних ограничений, одна из которых недостаток урочного времени на проведение игр. Часто среди преподавателей бытует мнение: «Если мы с детьми будем играть во время уроков, когда же учить с ними правила?» Думаю, эти проблемы по большей части происходят от недопонимания значимости игры как средства обучения, отношения к игре как к методу разгрузки, а не стимулирования сознания учащихся.  
Следует отметить, что игрой нельзя полностью заменить традиционные уроки, контрольные работы, практические занятия. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Поэтому в практике преподавателя игровые формы организации учебной деятельности должны быть лишь частью общего учебного процесса, способной активизировать, разнообразить деятельность учащихся, развивать у них самостоятельность мышления, творческий подход к решению задач, стимулировать познавательную деятельность. 
Итак, цели достигнуты, задачи решены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1) Амонашвили Ш.А. Школа жизни, М., 2002 г. — 76 с. 
2) Е. Е. Поздяев. Игры, в которые играют в школе. //Директор школы. — 2011. — N 3. — с. 81-85. 
3) Е. А. Алябьева. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет : игровые технологии /. — М. : Сфера, 2005. — 120 с.  
4) Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. М., 1996. — 147 с. 
5) Астахова, Н. И. Воспитательный потенциал игровых технологий / Н. И. Астахова // Инновации современного образовательного процесса : материалы междунар. науч.-практ. конф., 16-17 марта 2006 г. / Барнаульский государственный педагогический университет — Барнаул, 2006. — С. 220-224. 
6) Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе, Новосибирск, 1989, с.234 – 272. 
7)О.А. Татькова. Игровые технологии в процессе воспитания младших школьников: электронный ресурс. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/413314/ 
8)Г.В.Труханова. Игровые технологии в обучении и развитии: электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/57245 
9)Игровые технологии: электронный ресурс. — Режим доступа: http://psyvision.ru/help/pedagogika/43-ped-tech20/489-ped-tech12 
10) М.Г. Оганесян. Использование игровых технологий в процессе обучения английскому языку у младших школьников: ресурс. — Режим доступа: http://korablik-7.ru/prof-masterstvo/90-angliiskii-yazik.html 
11) Пидкасистый П.И.,Хайдаров Ж.С. «Технология игры в обучении и развитии» М.1996 г. — 269 с. 
12) Занько С.Ф., Тюнников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение (В 2-х ч.). Москва, 2000. — 234 с. 
13)А.П.Панфилова. Игровое моделирование в деятельности педагога : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / А. П. Панфилова ; под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. — 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2007. — 364 с 
14)Ю.В.Гурин. Урок + игра. Современные игровые технологии для школьников. — СПб. ; М. : Речь : Сфера, 2010. — 157 с. 
15) Минскин Е.М. От игры к знаниям, М, 1982г, с.167. 
16) Л. А. Друбецкая. Педагогическая мастерская игры. Начальная школа плюс до и после. — 2011. — N 7. — С. 84-88 
17) Валенский М.Я.,Образцов П.И., Уман А.И. «Технологии профессионально – ориентированного обучения», Москва 2005 год. 
18) Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии, М, 1999, с.190 – 192. 
19) Педагогические технологии . Под ред. Кукушкина В.С. Ростов на Дону, 2002. — 257c. 
20) Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 179 c. 
21) Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Москва, — Воронеж,2003. — 194 c. 
22) Самоукина Н. В. Организационно-обучающие игры в образовании. - М. : Народное образование, 1996. — 138 с. 
23) Шмаков С. А. Культура - досуг - ребенок. - М., 1994. — 225 с. 
24) Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. М., 1994. 207 с. 
25) Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999. — 226 с. 
26) Спиваковская А.С. Игра – это серьёзно, М, 1891 — 149 с. 
27) Азаров Ю. П. Игра и труд. - М. , 1973. — 231 с. 
28) Игры - обучение, тренинг, досуг. . . / Под ред. В. В. Петрусинского. - М. , 1994. — 182 с. 
29) . Газман О. С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991. — 174 с.


Информация о работе Использование игровых технологий в процессе обучения младших школьников