Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 15:35, курсовая работа
В современной практике обучения очень актуальны игровые технологии. В методической литературе описано большое количество игровых сюжетов, представлены классификации, рассматривающие в основном общепедагогические аспекты игровых способов обучения. Отношение учителей к игровым технологиям неодинаково: одни используют их очень активно, считая их результативными, другие предпочитают классические формы учебного процесса.
Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы изучения игровых технологий........................
1.1. Сущность и значение игровых технологий…………………………….
1.2. Классификация игровых технологий………………………………
1.3. Особенности игровых технологий………………………………….
Глава 2. Эмпирическое исследование использования игровых технологий на уроках русского языка и литературного чтения……………………………………………..
2.1. Применяемые методики…………………………………
2.2. Программа развития интереса к русскому языку и литературному чтению……………………………………………….
2.3. Рекомендации по подготовке и проведению игры……………………….
Заключение………………………………………..
Список литературы…………………………………
Глава 2.Эмпирическое исследование использование игровых технологий на уроках русского языка и литературного чтения.
2.1. Применяемые методики.
Методика «Смысловые единицы»
Часть I. Обучение созданию мнемических опор
Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем учиться запоминать текст. Сначала нужно прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли этого рассказа. Для этого тебе нужно несколько раз задать два вопроса к тексту: о ком (или о чем) говорится в начале текста и что об этом говорится? После того как ответишь на эти вопросы, надо задать следующие: о ком (или и чем) говорится дальше и что об этом говорится? И так будем работать до конца текста. Все ли тебе ясно?»
Для чтения и последующей работы дается, например, рассказ К. Паустовского «Заячьи лапы».
Заячьи лапы
Летом дед пошел на охоту в лес. Ему попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из ружья, но промахнулся. Заяц удрал.
Дед пошел дальше. Но вдруг испугался: с одной стороны сильно тянуло дымом. Поднялся ветер. Дым густел. Его уже несло по лесу. Дым покрывал кусты. Стало трудно дышать. Дед понял, что начался лесной пожар, и огонь быстро идет прямо на него. По словам деда, и поезд не мог бы уйти от такого огня.
Дед побежал по кочкам, дым выедал ему глаза. Огонь почти хватал его за плечи.
Вдруг из под ног деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.
Дед обрадовался зайцу, как родному. Дед знал, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Они гибнут тогда, когда огонь их окружает.
Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!» Заяц вывел деда из огня.
Заяц и дед выбежали из леса к озеру. Оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и принес домой. У зайца обгорели задние ноги и живот. Заяц страдал. Дед вылечил его и оставил у себя.
Это был тот самый зайчонок с рваным левым ухом, в которого стрелял дед на охоте.
После прочтения рассказа задаются вопросы. На первом занятии, если ребенок испытывает какие-либо затруднения, вопросы могут задаваться учителем или же сразу самим учеником.
У.О ком говорится в начале рассказа?
Д. О дедушке.
У. Что говорится о дедушке?
Д. Что он пошел на охоту (и не попал в зайчонка).
У.О ком говорится дальше?
Д. О дедушке.
У. Что о нем говорится?
Д. Дедушка попал в лесной пожар.
У. Потом о ком говорится?
Д. О дедушке.
У. Что о нем говорится?
Д. Дедушку спас от пожара зайчонок.
У.О ком говорится в конце рассказа?
Д. О дедушке.
У.Что о нем говорится?
Д. Дедушка вылечил обгоревшего зайца.
Общие правила выделения мнемических опор
1. Текст не разбивается
2. Главные мысли выделяются по ходу чтения материала.
3. Части формируются сами собой вокруг главных мыслей.
4. Главные мысли текста должны иметь единую смысловую связь — вытекать одна из другой, как «ручеек».
5. Правильно выделенные основные
мысли должны составить
6. Если какое-то записанное предложение не соответствует остальным, значит выделена не главная мысль и нужно вернуться к этому месту в тексте.
7. Мнемические опорные пункты (главные мысли) должны представлять собой развернутые, самостоятельно составленные или взятые из текста, предложения.
Через 3—4 занятия оба вопроса: «О ком (или о чем) говорится?» и «Что про это говорится?» — сливаются в один, пропадает потребность задавать их вслух.
Обучающая методика по созданию мнемических опор занимает 5—7 занятий с частотой 2—3 занятия в неделю по 20—30 мин. Запомнить и пересказать короткий рассказ (выделив основную мысль) не составит труда для любого ребенка с нормальным интеллектом.
Мнемическую деятельность можно сделать более эффективной, используя вторую часть методики.
Часть II. Составление плана
Эта часть методики направлена на обучение составлению плана как смысловой опоры запоминания.
Выделенные главные мысли представляют собой не просто коротенький рассказ, а план текста. На этом этапе, когда опорные пункты начинают выступать в качестве пунктов плана, к ним предъявляются требования, с которыми сразу знакомятся учащиеся: а) в пунктах плана должны быть выражены главные мысли, чтобы было понятно, о ком (или о чем) и что говорится в каждой части рассказа; б) они должны быть связаны между собой по смыслу; в) пункты плана должны быть четко выражены.
Четкость пунктов плана в рамках данной обучающей методики означает, что они должны быть сформулированы в виде предложений, в которых есть подлежащее, сказуемое и другие члены предложения. Такое развернутое предложение действительно выражает главную мысль. И кроме того, план это только инструмент, и каждый может выбрать такой инструмент, который ему больше нравится и позволяет достигнуть цели: запомнить.
После того как план составлен, нужно прочитать текст и отметить, что говорится по первому пункту, по второму и т.д. Затем закрыть учебник и попробовать пересказать вслух все, что запомнил, заглядывая в план (но не в учебник). Далее прочитать еще раз текст, отмечая, что забылось при пересказе, а что помнится, и еще раз пересказать вслух.
Довольно часто бывает, что после работы с текстом по предложенной схеме запоминаются не только главные мысли, но и другой материал.
Методика «Придумай небылицу за 10 минут».
Задание: Учитель пишет какую- либо фразу ( или несколько ), затем загибает листок, чтобы не было видно написанного, и передает ученику. Теперь на чистом месте ученик пишет свою фразу. Тоже загибает листок и отдает его другому. Условие: Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость, которую нужно помнить: все эти фразы должны отвечать ( по порядку ) на такие вопросы:
1. Кто это был ( или была )?
2. Как выглядел (-а)?
3. Куда пошел (шла)?
4. Кого встретил (-а)?
5. Что ему (ей) сказал (-а)?
6. Что он (она) ответил (-а)?
7. Что ему (ей) сделали?
8. Какова была его (её) реакция?
9. Чем вся история закончилась?
Когда записан ответ на последний вопрос, листок весь разворачивается и с выражением читается получившаяся небылица. Данная речевая игра может проводиться и как соревнование между девочками и мальчиками, (между рядами класса).
Методические цели и задачи:
- развитие у учащихся чувства коллективизма;
- развитие воображения, мышления, находчивости;
- воспитание у учащихся любви к русскому языку.
2.2. Программа развития интереса к русскому языку и литературному чтению.
Урок по русскому языку в 3 классе. Тема: изложение на основе мнемических опор.
Учебная задача: продолжить учиться писать изложение
Оформление доски: Число. Классная работа. Изложение.
Ход урока:
У- учитель. Д – дети.
Орг.момент
У.: Здравствуйте, дети. Присаживайтесь.
Сообщение темы урока:
Начинаем наш урок. Обратите внимание на доску – какая у нас сегодня тема?
Д.: Изложение.
У.: Что мы сегодня будем делать?
Д.: Писать изложение.
У.: Верно. Сегодня мы будем писать изложение по произведению К. Паустовского «Заячьи лапы».
Постановка учебной задачи
У.: А какова будет учебная задача?
Д.: Продолжить учиться писать изложение.
У.: Абсолютно верно.
Сейчас мы с вами будем учиться запоминать текст. Сначала нужно прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли этого рассказа. Для этого нужно несколько раз задать два вопроса к тексту: о ком (или о чем) говорится в начале текста и что об этом говорится? После того как ответите на эти вопросы, надо задать следующие: о ком (или и чем) говорится дальше и что об этом говорится? И так будем работать до конца текста. Все ли ясно?»
Д.: Да
Первичное чтение
Дети читают текст по цепочке вслух.
Обсуждение прочитанного
У.: Вам понравился рассказ?
Д.: Да.
У.: О ком говорится в начале рассказа?
Д.: О дедушке.
У.: Что говорится о дедушке?
Д.: Что он пошел на охоту (и не попал в зайчонка).
У.: О ком говорится дальше?
Д.: О дедушке.
У.: Что о нем говорится?
Д.: Дедушка попал в лесной пожар.
У.: Потом о ком говорится?
Д.: О дедушке.
У.: Что о нем говорится?
Д.: Дедушку спас от пожара зайчонок.
У.: О ком говорится в конце рассказа?
Д.: О дедушке.
У.: Что о нем говорится?
Д.: Дедушка вылечил обгоревшего зайца.
У.: Значит, кто главный герой текста?
Д.: Дедушка.
У.: Выделите основную мысль текста.
Д.: Не нужно убивать зверей.
Основная работа
У.: Теперь выделите главные мысли текста и разделите текст на части, в соответствии с главными мыслями.
Д.: (…)
У.: Что нам может помочь в написании изложения?
Д.: План.
У.: Составьте план, расположив в хронологическом порядке главные мысли текста. Открываем тетрадь, записываем число. Изложение. Составляем план.
Дети составляют план.
У.: А сейчас я попрошу трех человек выйти к доске и прочитать составленный план.
Выходят три ученика и читают.
У.: Готовы ли вы писать изложение?
Д.: Нет
У.: Почему? Какую работу еще нужно выполнить?
Д.: Прочитать текст еще раз.
У.: Верно. Снова читаем текст про себя.
Вторичное чтение
Дети читают
У.: Теперь откладываем листы с текстом в сторону, берем тетрадь и пишем изложение по плану.
Дети пишут изложение
У.: А сейчас я попрошу трех человек выйти к доске и прочитать получившиеся изложения.
Дети читают изложения.
У.: Вам понравились изложения?
Д.: Да.
Подведение итогов урока
У.: Давайте подведем итог урока. Какую задачу мы поставили в начале урока?
Д.: Продолжить учиться писать изложение.
У.: Мы с ней справились?
Д.: Да.
У.: Над чем еще нужно поработать?
Д.: Над пополнением словарного запаса.
У.: Открываем дневники, записываем домашнее задание. Дома вам нужно будет проиллюстрировать один из отрывков рассказа.
Урок по литературному чтению в 1 классе. Тема: «Небылицы»
Учебная задача: познакомиться с жанром народного фольклора – небылицы.
Оформление доски: Число. Классная работа. Небылицы.
Ход урока:
У- учитель. Д – дети.
Орг.момент
У.: Здравствуйте, дети. Присаживайтесь.
Сообщение темы урока:
Начинаем наш урок. Обратите внимание на доску – какая у нас сегодня тема?
Д.: Небылицы.
Постановка учебной задачи
У.: Какова будет учебная задача?
Д.: Познакомиться с небылицами.
У.: Верно.
Основная работа:
Положите перед собой листы с текстом. Я читаю, вы следите.
На листе текст:
Небылица – шуточный рассказ о том, чего не может быть.
Жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объема.
У.: Что вы можете сказать о небылицах?
Д.:
-это шуточный рассказ о том, чего не может быть
-небольшой по объему
-может быть как и стихотворением, так и рассказом.
У.: Теперь давайте прочитаем небылицу, которая есть на ваших листах.
На листе текст небылицы:
Волк работал пастухом
На «Дошкольной ферме».
Ездил с огненным кнутом
На корове вредной.
Пас детишек-непосед
На конфетном поле.
Им рассказывал секрет,
Как учиться в школе.
А ребята-сорванцы
В поле рвали огурцы,
Угощали пастуха
И смеялись: «Ха-ха-ха!»
Дети читают небылицу.
У.: Вам понравилась небылица?
Д.: Да
У.: Какое настроение у вас после прочтение небылицы?
Д.:
-Весело
-Радостно
-Смешно
А теперь давайте сами придумаем небылицу. Для этого мы поиграем в игру, которая так и называется «Придумай небылицу за 10 минут».Правила просты: я сейчас пишу на листе фразу, затем загибаю листок, чтобы не было видно написанного и передает его Саше. Ты, Саша на чистом месте ученик пишешь свою фразу. Затем тоже загибаешь листок и отдаешь его Марине. Условие: Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость, которую нужно помнить: все эти фразы должны отвечать ( по порядку ) на такие вопросы:
1. Кто это был ( или была )?
2. Как выглядел (-а)?
3. Куда пошел (шла)?
4. Кого встретил (-а)?
5. Что ему (ей) сказал (-а)?
6. Что он (она) ответил (-а)?
7. Что ему (ей) сделали?
8. Какова была его (её) реакция?
9. Чем вся история закончилась?
Сейчас я запишу все эти вопросы но доске.
Последний кто запишет фразу, выйдет к доске и прочитает небылицу.
Проводится методика. Последний ученик, написавший фразу выходит и читает небылицу.
У.: Вам понравилась игра?
Д.: Да.
У.: Как вы думаете для чего мы ее проводили и как она связана с нашей темой урока?
Д.: (…)
Подведение итогов урока.
У.: Давайте подведем итог урока. Какую задачу мы поставили в начале урока?
Д.: Познакомиться с небылицами.
У.: Мы с ней справились?
Д.: Да.
У.: Открываем дневники, записываем домашнее задание. Нарисовать иллюстрацию к вашей небылице.
2.3. Рекомендации по подготовке и проведению игры
Проведение дидактических игр включает несколько этапов.
Прежде всего, для успешного ее проведения важно заранее продумать все детали, провести подготовительную работу.
Перед проведением игры необходимо:
Информация о работе Использование игровых технологий в процессе обучения младших школьников