Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 15:35, курсовая работа
В современной практике обучения очень актуальны игровые технологии. В методической литературе описано большое количество игровых сюжетов, представлены классификации, рассматривающие в основном общепедагогические аспекты игровых способов обучения. Отношение учителей к игровым технологиям неодинаково: одни используют их очень активно, считая их результативными, другие предпочитают классические формы учебного процесса.
Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы изучения игровых технологий........................
1.1. Сущность и значение игровых технологий…………………………….
1.2. Классификация игровых технологий………………………………
1.3. Особенности игровых технологий………………………………….
Глава 2. Эмпирическое исследование использования игровых технологий на уроках русского языка и литературного чтения……………………………………………..
2.1. Применяемые методики…………………………………
2.2. Программа развития интереса к русскому языку и литературному чтению……………………………………………….
2.3. Рекомендации по подготовке и проведению игры……………………….
Заключение………………………………………..
Список литературы…………………………………
Эту тему рассматривали Г.К. Селевко, М.В.Кларин, Ф.И. Фрадкина.
Объектом исследования является:
познавательная деятельность учащихся
при изучении нового материла на уроках.
Предмет исследования - игровые
технологии как одна из форм организации
познавательной деятельности при изучении
нового материала на уроках.
Цель курсовой работы - ознакомиться с игровыми технологиями,
раскрыть методику игровой деятельности.
Задачи курсовой работы:
·Раскрыть понятия игры;
·Классифицировать игры;
·Раскрыть особенности игровых
технологий;
·Показать необходимость игровых
технологий;
·Описать методики, развивающие
интерес к русскому языку и литературному
чтению;
·Разработать программу развития интереса к русскому языку и литературному чтению с использованием методик
·Дать рекомендации учителю по подготовке
и проведению игры
В своей курсовой работе попытаюсь доказать эффективность
игры, как метода обучения детей в школах.
Методы исследования:
-Анализ литературы по теме исследования
-Синтез
-Методы анализа и обработки данных
Глава 1.Теоретические основы изучения
игровых технологий.
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных
технологий для освоения
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
Игровые формы обучения позволяют использов
Для учебных игр характерны:
-Многовариантность и многоальтернативность
решений, из которых требуется произвести
выбор наиболее рационального;
-Необходимость принимать решения в условиях
неопределённости и в обстановке условной
практики;
-Сжатые временные рамки, возможность
неоднократной повторяемости ситуаций;
-Наглядность последствий принимаемых
решений;
-Интеграция теоретических знаний с практикой
профессиональной деятельности.
-Широкие возможности индивидуализации
обучения.
Учебные игры развивают и закрепляют у
учащихся навыки
самостоятельной работы, умение профессионально
мыслить, решать задачи и вести управление
коллективом, принимать решения и организовывать
их выполнение. В ходе игры у обучающихся
вырабатываются следующие умения и навыки:
-сбора и анализа информации, необходимой
для принятия решений;
-принятия решений в условиях неполной
или недостаточно достоверной информации,
оценки эффективности принимаемых решений;
-анализа определённого типа задач;
-установления связей между различными
сферами будущей профессиональной деятельности;
-работы в коллективе, выработки коллегиальных
решений с использованием приёмов группового
мышления;
-абстрактного и образного мышления как
основы эффективного творческого использования
системного подхода к исследованию процессов
и явлений. [17, стр.148]
По мнению С.А.Шмакова, как феномен
педагогической культуры игра выполняет
следующие важные функции:
•Функция социализации.
Игра — есть сильнейшее средство
включения ребенка в систему общественных
отношений, усвоения им богатств
культуры.
•Функция межнациональной коммуникации.
Игра позволяет ребенку усваивать
общечеловеческие ценности, культуру
представителей разных национальностей,
поскольку «игры национальны и в то же
время интернациональны, межнациональны,
общечеловечны».
• Функция самореализации ребенка
в игре как «полигоне человеческой практики».
Игра позволяет, с одной стороны,
построить и проверить проект снятия конкретных
жизненных затруднений в практике ребенка,
с другой — выявить недостатки опыта.
• Коммуникативная функция
игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра
— деятельность коммуникативная, позволяющая
ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.
• Диагностическая функция
игры предоставляет возможность педагогу
диагностировать различные проявления
ребенка (интеллектуальные, творческие,
эмоциональные и др.). В то же время игра
— «поле самовыражения», в котором ребенок
проверяет свои силы, возможности в свободных
действиях, самовыражает и самоутверждает
себя.
• Терапевтическая функция
игры заключается в использовании игры
как средства преодоления различных трудностей,
возникающих у ребенка в поведении, общении,
учении.
«Эффект игровой терапии определяется
практикой новых социальных отношений,
которые ребенок получает в ролевой игре.
Именно практика новых реальных отношений,
в которые ролевая игра ставит ребенка
как со взрослым, так и со сверстниками,
отношений свободы и сотрудничества, взамен
отношений принуждения и агрессии, приводит
в конце концов к терапевтическому эффекту»[25,стр.124].
• Функция коррекции — есть
внесение позитивных изменений, дополнений
в структуру личностных показателей ребенка.
В игре этот процесс происходит естественно,
мягко.
• Развлекательная функция
игры, пожалуй, одна из основных ее функций.
Игра стратегически — только
организованное культурное пространство
развлечений ребенка, в котором он идет
от развлечения к развитию.
Педагогические игры — достаточно
обширная группа методов и приемов организации
педагогического процесса. Основное отличие
педагогической игры от игры вообще состоит
в том, что она обладает существенным признаком
— четко поставленной целью обучения
и соответствующим ей педагогическим
результатом, которые могут быть обоснованы,
выделены в явном виде и характеризуются
учебно-познавательной направленностью.
[24,стр.47]
Информация о работе Использование игровых технологий в процессе обучения младших школьников