Использование игровых технологий в процессе обучения младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

В современной практике обучения очень актуальны игровые технологии. В методической литературе описано большое количество игровых сюжетов, представлены классификации, рассматривающие в основном общепедагогические аспекты игровых способов обучения. Отношение учителей к игровым технологиям неодинаково: одни используют их очень активно, считая их результативными, другие предпочитают классические формы учебного процесса.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы изучения игровых технологий........................
1.1. Сущность и значение игровых технологий…………………………….
1.2. Классификация игровых технологий………………………………
1.3. Особенности игровых технологий………………………………….
Глава 2. Эмпирическое исследование использования игровых технологий на уроках русского языка и литературного чтения……………………………………………..
2.1. Применяемые методики…………………………………
2.2. Программа развития интереса к русскому языку и литературному чтению……………………………………………….
2.3. Рекомендации по подготовке и проведению игры……………………….
Заключение………………………………………..
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Селиверстова Мария.Использование игровых технологий в процессе обучения младших школьников..doc

— 181.00 Кб (Скачать)

            Министерство образования и науки Российской Федерации

     Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

                      высшего профессионального образования

              «Алтайская государственная педагогическая академия»

                            (ФГБОУ ВПО «АлтГПА»)

                      Институт психологии и педагогики

           Кафедра теории и методики начального образования

          Специальность «Педагогика начального образования»

                    Курсовая работа по дисциплине:

«Современные теории и технологии начального образования»

Использование игровых технологий в процессе обучения младших школьников.

                                                                                           Выполнила студентка

                                                                                               2 курса 726 группы

                                                                                                Селиверстова М.П.

                                                                                            ____________________

                                                                                                        (подпись)

                                                                                       Научный руководитель

                                                                  кандидат педагогических наук, доцент

                                                                                                Жарикова Л.И.

                                                                                         ______________________

                                                                                                        (подпись)

                                                                                    «_____» ___________2014

                                                                                       Отметка ______________

                                       Барнаул 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….. 
Глава 1. Теоретические основы изучения игровых технологий........................ 
1.1. Сущность и значение игровых технологий……………………………. 
1.2. Классификация игровых технологий……………………………… 
1.3. Особенности игровых технологий………………………………….  
Глава 2. Эмпирическое исследование использования игровых технологий на уроках русского языка и литературного чтения…………………………………………….. 
2.1. Применяемые методики………………………………… 
2.2. Программа развития интереса к русскому языку и литературному чтению………………………………………………. 
2.3. Рекомендации по подготовке и проведению игры………………………. 
Заключение……………………………………….. 
Список литературы…………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современной практике обучения очень актуальны игровые технологии. В методической литературе описано большое количество игровых сюжетов, представлены классификации, рассматривающие в основном общепедагогические аспекты игровых способов обучения. Отношение учителей к игровым технологиям неодинаково: одни используют их очень активно, считая их результативными, другие предпочитают классические формы учебного процесса.         
Для дальнейшего развития игровых технологий и более полного использования их педагогических возможностей, особенно с точки зрения развития личности учащихся, представляет интерес выявление особенностей развития игровых технологий, мнений учащихся и учителей о педагогических играх. 
Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение. Использование игр в обучении решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, так как есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении. Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости и для развития личностной свободы и раскованности ребят, особенно  слабых и неуверенных в себе.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного обучения в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации обучения отдается тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы. Таким средством обучения является игра. Она имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции. Игра представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.

Младший школьный возраст является решающим периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность, и все эти важнейшие качества формируются не только в процессе учебных занятий, но и в игре.

Эту тему рассматривали Г.К. Селевко, М.В.Кларин, Ф.И. Фрадкина.

Объектом исследования является: познавательная деятельность учащихся при изучении нового материла на уроках. 
Предмет исследования - игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности при изучении нового материала на уроках.

Цель курсовой работы -  ознакомиться с игровыми технологиями, раскрыть методику игровой деятельности. 
Задачи курсовой работы:  
·Раскрыть понятия игры; 
·Классифицировать игры; 
·Раскрыть особенности игровых технологий; 
·Показать необходимость игровых технологий; 
·Описать методики, развивающие интерес к русскому языку и литературному чтению;

·Разработать программу развития интереса к русскому языку и литературному чтению с использованием методик

·Дать рекомендации учителю по подготовке и проведению игры 
В своей курсовой работе  попытаюсь доказать эффективность игры, как метода обучения детей в школах. 
Методы исследования:

-Анализ литературы по теме исследования

-Синтез

-Методы анализа и обработки данных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретические основы изучения игровых технологий. 

    1. Сущность и значение игровых технологий.

 

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими; 

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных  технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного  предмета;

- как элементы (иногда весьма  существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной  работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

          Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Игровые формы обучения  позволяют  использовать  все  уровни  усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к  главной  цели –  творческо-поисковой   деятельности.   Творческо-поисковая   деятельность оказывается  более эффективной,  если  ей  предшествует  воспроизводящая  и преобразующая  деятельность, в  ходе  которой  учащиеся  усваивают   приемы учения.  [1,стр.44] 
Для учебных игр характерны: 
-Многовариантность и многоальтернативность решений, из которых требуется произвести выбор наиболее рационального; 
-Необходимость принимать решения в условиях неопределённости и в обстановке условной практики; 
-Сжатые временные рамки, возможность неоднократной повторяемости ситуаций; 
-Наглядность последствий принимаемых решений; 
-Интеграция теоретических знаний с практикой профессиональной деятельности. 
-Широкие возможности индивидуализации обучения.

Учебные игры развивают и закрепляют у учащихся навыки 
самостоятельной работы, умение профессионально мыслить, решать задачи и вести управление коллективом, принимать решения и организовывать их выполнение. В ходе игры у обучающихся вырабатываются следующие умения и навыки: 
-сбора и анализа информации, необходимой для принятия решений; 
-принятия решений в условиях неполной или недостаточно достоверной информации, оценки эффективности принимаемых решений; 
-анализа определённого типа задач; 
-установления связей между различными сферами будущей профессиональной деятельности; 
-работы в коллективе, выработки коллегиальных решений с использованием приёмов группового мышления; 
-абстрактного и образного мышления как основы эффективного творческого использования системного подхода к исследованию процессов и явлений. [17, стр.148]

По мнению С.А.Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции: 
•Функция социализации.

Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры. 
•Функция межнациональной коммуникации. 
Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны». 
• Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». 
Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.  
• Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра — деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст  сложнейших человеческих коммуникаций. 
• Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя. 
• Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.  
«Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту»[25,стр.124]. 
• Функция коррекции — есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко. 
• Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций. 
Игра стратегически — только организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию. 
Педагогические игры — достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. [24,стр.47]

Информация о работе Использование игровых технологий в процессе обучения младших школьников