Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 10:23, курсовая работа
Целью современного образования является гармоничное развитие личности воспитанника, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. Наша задача так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка.
Введение …………………………………………………………………............ 3
1 Научно-теоретические основы проблемы активных методов обучения
1.1 История возникновения активных методов обучения …………………… 5
1.2 Проблема активности личности в обучении………………......................... 7
1.3 Классификация методов активного обучения………………………........... 11
2 Использование активных методов в процессе обучения
2.1 Характеристика основных активных методов…………………………...... 15
2.2 Принципы построения учебного процесса с использованием активных методов…………………………………………………………………………… 26
2.3 Практическое применение активных методов в школах Казахстана……. 30
Заключение ……………………………………………………………………… 33
Список использованной литературы………………………………………….. 35
11.Принцип диагностирования. Отметим, что данный принцип предполагает проверку эффективности занятий. Например, анализ самостоятельной работы учащихся над учебной ситуацией покажет, удачно ли тема вписывается в контекст курса, правильно ли выбран метод проведения занятий, хорошо ли ученики ориентируются в изучаемых проблемах, можно ли что–либо изменить к следующему занятию и т.д.
12.Принцип экономии учебного времени. Активные методы обучения позволяют сократить затраты времени на освоение знаний и формирование умений, навыков. Так как усвоение знаний, овладение практическими приемами работы и выработка навыков осуществляется одновременно, в одном процессе решения задач, анализа ситуаций или деловой игры. Тогда как обычно эти две задачи решаются последовательно, вначале ученики усваивают знания, а затем на практических занятиях вырабатывают умения и навыки.
13.Принцип выходного контроля. Обычно, выходной контроль знаний происходит после завершения обучения в форме экзамена, собеседований, выполнения контрольных работ или рефератов с последующей их защитой. Но это формы проверки знаний не в каждом случае могут установить количество и качество приобретенных умений и навыков. Для выходного контроля успешно используются активные методы обучения: серия контрольных практических заданий, проблемных задач и ситуаций. Они могут быть индивидуальными и групповыми [22].
Следует выделить, что активизация учебно-познавательной деятельности достигается за счет повышения уровня учебной мотивации, которое, в свою очередь, наблюдается при максимально возможном приближении темпа, направленности и других аспектов организации учебного процесса к индивидуальным стремлениям и возможностям слушателя.
Одним из не маловажных качеств активных методов обучения, является гибкость – это сочетание вариативности подготовки, предусматривающей деление на специальности и специализации и еще более конкретное в соответствии с запросами заказчиков и с учетом пожеланий обучающихся. С возможностью оперативного, в процессе обучения, изменения ее направленности. Варианты подготовки должны появляться и изменяться уже в процессе обучения, учитывая изменения, происходящие на рынке труда, что позволяет снизить инерционность системы высшего образования, а обучающимся предоставляет возможность выбора профессии в широком спектре вариантов ее направленности и в соответствии с развитием профессиональных интересов.
Этот принцип реализуется при работе вуза по подготовке специалистов по прямым связям, получившей название целевой подготовки по прямым договорам. При заключении договоров уточняются требования заказчика к выпускнику, корректируется направленность теоретического обучения, содержание и формы практики и т. д.
Элективность – предоставление слушателям максимально возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов — элективных курсов, получением на этой основе уникального набора знаний или нескольких смежных специальностей, отвечающих индивидуальным склонностям обучающихся, специфике планируемой ими будущей профессиональной деятельности или просто познавательным интересам. Этот принцип частично получил свое воплощение в современных государственных образовательных стандартах РК.
Контекстный подход – подчинение содержания и логики изучения учебного материала, в первую очередь общеобразовательных дисциплин, исключительно интересам будущей профессиональной деятельности, в результате чего обучение приобретает осознанный, предметный, контекстный характер, способствуя усилению познавательного интереса и познавательной активности[24].
Развитие сотрудничества – практическим осознанием необходимости перехода на принципы доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и преподавательского состава вуза в деле подготовки специалиста. Реализация на практике принципов педагогики сотрудничества. Оказание обучающимся помощи в организации их учебной деятельности в сочетании с сохранением требовательности к ее результативности. Развитие уважения, доверия к обучающемуся, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.
Использование методов активного обучения в педагогической практике – решение проблемы активизации учебной деятельности в школах, так или иначе, лежит в основе всех современных педагогических теорий и технологий. Большинство из них направлено на преодоление таких, давно ставших привычными и трудноразрешимыми, проблем школы, как: необходимость развития мышления, познавательной активности, познавательного интереса. На введение в обучение эмоционально-личностного контекста профессиональной деятельности. При этом все они в качестве средств достижения поставленных целей используют те или иные инструменты из числа методов активного обучения.
Обобщая теоретическое исследование, мы обоснованно приходим к выводу, что активные методы обучения при умелом применении в построении учебного процесса позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:
1) подчинить процесс обучения
управляющему воздействию
2)обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных учащихся, так и не подготовленных;
3) установить непрерывный
Таким образом, исходя из вышесказанного, отметим, что уже в начале ХХ века многие ученые педагоги и психологи: Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.А. Добролюбов, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский видели необходимость в разработке новых методов обучения, для активизации учебной деятельности учащихся. Данная проблема остается актуальной и в настоящее время. В реализации целей проблемного и развивающего обучения лежат активные методы, которые помогают вести учащихся к обобщению, развивать самостоятельность их мысли, учатся выделить главное в учебном материале, развивают речь и многое другое. Как показывает практика, в том числе и в школах Казахстана, использование активных методов в обучении приводит к положительным результатам: они позволяют формировать знания, умения и навыки учащихся путем вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность, учебная информация переходит в личностное знание учащихся.
2.3 Практическое применение активных методов в школах Казахстана
В современном мире для гармоничного всестороннего развития личности учащихся учебном процессе применяются активные методы обучения, школы Казахстана не являются исключениями. Ярким примером являются карагандинские школы № 101, 95, 21,25 и др.
Мы считаем целесообразным, более подробно раскрыть применение активных методов обучения, так в общеобразовательной средней школе №61, всестороннее и гармоническое развитие школьников ведется при условии непрерывного воздействия на личность ученика целостной методической системы или технологии. Учитель должен уметь безошибочно, учитывая контингент учащихся, выбирать соответствующую педагогическую технологию, являющуюся целостной методической системой. Современные педагогические технологии вместе с традиционными реализуют всевозможные педагогические проблемы, в том числе и формирования познавательной активности учащихся.
Наука все время развивается, а потому нуждается в анализе, корректировке, дополнении и усовершенствовании. Отсюда вытекает ещё одна наиболее важная задача - представить многообразия высказываний по поводу развития творческой активной деятельности. Проанализировав все эти вопросы, можно сделать следующие выводы: в развитии творческой активной деятельности учащихся существенное влияние оказывают новые методы, которые помогают усваивать материал не поверхностно, а детально, при этом развивая творческое мышление.
Преподаватели утверждают,что активизировать учебный процесс, добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует внимание, умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес и внимание формируются разными средствами. Одним из них является дидактическая игра. Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить обучающегося осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели общественно значимой самостоятельной деятельности [2].
Следует отметить, что игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – активизации учащихся в образовательный процесс. Активизация учащихся в процессе обучения оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой школьники усваивают приемы учения. Все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают усвоить любой учебный материал. Игра ставит ученика в условие поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, внимательным, ловким, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
Для поддержания активности учащихся, обеспечивающей достижение высокого качества обучения, на уроках используются не только различные методы и формы, но и различные средства обучения. Ведущее место среди них проведение уроков при помощи мозгового штурма, круглого стола.
Процесс проведения круглого стола дает простор детской активности. Круглый стол позволяет учесть характер мышления учащихся, повысить эффективность обучения, воспитать интерес к учению.
Урок в проведенный в виде круглого стола решает целый комплекс задач по углубленному образованию, развитию индивидуальных способностей каждого ученика, максимальному удовлетворению его интересов и потребностей. Для непрерывного обучения и самообразования большое значение имеет развитие самостоятельности и творческой активности учеников, воспитание навыков самообучения, что можно достичь в начальных классах именно через дидактические игры и дидактический материал. Поэтому использование активных методов на начальной ступени обучения является важнейшей прерогативой.
Так как именно активные методы обучения помогают детям усвоить изучаемый материал на высоком уровне и повысить качество обучения. У детей повышается интерес к процессу обучения, учитель и родители довольны результатами и настроением детей, которые с удовольствием посещают занятия в школе.
В контексте нашего размышления мы приходим к выводу, что в казахстанских школах применяются активные методы обучения. Хочется отметить, что развитие активной деятельности учащихся является обязательным критерием эффективности учебно-воспитательного процесса, так как оно способствует успешному усвоению учебного материала, для более результативного осуществления задач образования.
Заключение
Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило нам сделать вывод о том, что технология активного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.
Такая технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым учеником.
Преимущество всех рассмотренных нами методов технологии активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.
Отличительная особенность развития образования в мире в настоящее время – повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам его качества и эффективности. Образование становится стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность страны. О конкурентоспособности страны начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения. Образование один из важнейших национальных проектов, который поставил президент Н.А.Назарбаев перед правительством и учителями.
Активные методы обучения – это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.
Подчеркнем, что активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников, использующихся в том числе и в Казахстане.
Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное развитие.
Апробация деловых, дидактических игр «круглого стола», методов удивления, успеха и других показала эффективное влияние активных методов обучения на развитие и воспитание школьников.
Активные методы способствовали лучшему усвоению знаний по развитию связной речи, ознакомлению с окружающим, развитию математических представлений. Дети развивали внимание, умение быстро сообразить, выполнить точно ответить, проявить сообразительность.
Информация о работе Использование активных методов обучения в современной школе