5)
по осмыслению перед внедрением инноваций:
Таблица
5
случайные |
полезные |
системные |
|
инновации
надуманные и привнесённые извне, не
вытекающие из логики развития образовательной
системы. Чаще всего они внедряются
по приказу вышестоящего руководства
и обречены на поражение |
инновации, соответствующие
миссии образовательного учреждения,
но неподготовленные, с неопределёнными
целями и критериями, не составляющими
единого целого со школьной системой |
инновации, выведенные
из проблемного поля с чётко обозначенными
целями и задачами. Они строятся на
основе учёта интересов учащихся и педагогов
и носят характер преемственности с традициями.
Они тщательно готовятся, экспертируются
и обеспечиваются необходимыми средствами
(кадровыми, материальными, научно-методическими) |
|
Опираясь
на выше изложенное, можно сформулировать
основную закономерность проектирования
инноваций: чем выше ранг инноваций, тем
больше требования к научно-обоснованному
управлению инновационным процессом.
Для
полного и точного представления
специфики инновационных процессов,
протекающих в современном российском
образовательном пространстве, в системе
образования можно выделить два типа учебно-воспитательных
учреждений: традиционные и развивающиеся.
Для традиционных систем характерно стабильное
функционирование, направленное на поддержание
однажды заведенного порядка. Для развивающихся
систем характерен поисковый режим.
В
российских развивающихся образовательных
системах инновационные процессы реализуются
в следующих направлениях: формирование
нового содержания образования, разработка
и внедрение новых педагогических технологий,
создание новых видов учебных заведений.
Кроме этого, педагогический коллектив
ряда российских образовательных учреждений
занимается внедрением в практику инноваций,
уже ставших историей педагогической
мысли. Например, альтернативных образовательных
систем начала ХХ века М.Монтессори, Р.Штайнера,
и т.д.
Развитие
школы не может быть осуществлено
иначе, чем через освоение нововведений,
через инновационный процесс. Дабы
эффективно управлять этим процессом,
его необходимо понять, а потому - познать.
Последнее предполагает изучение его
строения или, как говорят в науке, - структуры.
Всякий
процесс (особенно когда речь идёт об
образовании, да ещё о его развитии)
представляет собой сложное динамическое
(подвижное, нестатичное) образование
- систему. Последняя же полиструктурна,
а потому сам инновационный процесс (как
и всякая система) полиструктурен.
2.2 Структурый
анализ совремннного
инновационного образовательного
процесса
Деятельностная
структура представляет собой совокупность
следующих компонентов: мотивы - цель -
задачи - содержание - формы - методы - результаты.
Действительно, всё начинается с мотивов
(побудительных причин) субъектов инновационного
процесса (директора, учителей, учащихся
и др.), определения целей нововведения,
преобразования целей в “веер“ задач,
разработки содержания инновации и т.д.
Не будем забывать, что все названные компоненты
деятельности реализуются в определённых
условиях (материальных, финансовых, гигиенических,
морально-психологических, временных
и др.), которые в саму структуру деятельности,
как известно, не входят, но при игнорировании
коих инновационный процесс был бы парализован
или протекал бы неэффективно.
Субъектная
структура включает инновационную
деятельность всех субъектов развития
школы: директора, его заместителей, учителей,
учёных, учащихся, родителей, спонсоров,
методистов, преподавателей вузов, консультантов,
экспертов, работников органов образования,
аттестационной службы и др. Эта структура
учитывает функциональное и ролевое соотношение
всех участников каждого из этапов инновационного
процесса. В ней также отражаются отношения
участников планируемых частных нововведений.
Достаточно директору сейчас написать
в столбик функции каждого из названных
субъектов и расположить их в порядке
значимости выполняемых в инновационном
процессе ролей, как моментально весомой,
значимой увидится эта структура.
Уровневая
структура отражает взаимосвязанную
инновационную деятельность субъектов
на международном, федеральном, региональном,
районном (городском) и школьных уровнях.
Очевидно, что инновационный процесс
в школе испытывает на себе влияние
(как позитивное, так и негативное) инновационной
деятельности более высоких уровней. Чтобы
это влияние было только позитивным, нужна
специальная деятельность руководителей
по согласованию содержания инноваций,
инновационной политики на каждом уровне.
Кроме того, мы обращаем внимание руководителей
на то, что управление процессом развития
конкретной школы требует рассмотрения
его как минимум на пяти уровнях: индивидуальном,
уровне малых групп, уровне всей школы,
районном и региональном уровнях.
Содержательная
структура инновационного процесса
предполагает рождение, разработку и освоение
новшеств в обучении, воспитательной работе,
организации учебно-воспитательного процесса,
в управлении школой и т.д. В свою очередь
каждый компонент этой структуры имеет
своё сложное строение. Так, инновационный
процесс в обучении может предполагать
нововведения в методах, формах, приёмах,
средствах (то есть в технологии), в содержании
образования или в его целях, условиях
и пр.
Структура
жизненного цикла. Особенностью инновационного
процесса является его циклический характер,
выражающийся в следующей структуре этапов,
которые проходит каждое нововведение:
возникновение (старт) - быстрый рост (в
борьбе с оппонентами, рутинёрами, консерваторами,
скептиками) - зрелость - освоение - диффузия
(проникновение, распространение) - насыщение
(освоенность многими людьми, проникновение
во все звенья, участки, части учебно-воспитательного
и управленческого процессов) - рутинизация
(имеется в виду достаточно длительное
использование новшества - в результате
чего для многих людей оно становится
обычным явлением, нормой) - кризис (имеется
в виду исчерпанность возможностей применить
его в новых областях) - финиш (нововведение
перестаёт быть таковым или заменяется
другим, более эффективным, или же поглощается
более общей эффективной системой).
Некоторые
нововведения проходят ещё одну стадию,
называемую иррадиацией, когда с
рутинизацией новшество не исчезает
как таковое, а модернизируется
и воспроизводится, нередко оказывая
ещё более мощное влияние на процесс
развития школы. Например, технология
программированного обучения до и после
широкого распространения компьютеров
в школах (сейчас фактически в каждой школе
есть компьютерные классы, причём в большинстве
из них с выходом в Интернет).
Специалист
в области педагогической инноватики
академик В.И.Загвязинский, исследовавший,
в частности, жизненные циклы разных инновационных
процессов, отмечает, что очень часто,
получив положительные результаты от
освоения новшества, педагоги необоснованно
стремятся его универсализировать, распространить
на все сферы педагогической практики,
что нередко кончается неудачей и приводит
к разочарованию, охлаждению к инновационной
деятельности.
Можно
обозначить и ещё одну структуру
(очень близкую к только что
описанной). Это - структура генезиса
инноваций, взятая из теории нововведений
в сфере материального производства. Но
при наличии у читателя достаточно развитого
воображения вполне поддающаяся перенесению
на инновационные процессы в школе: возникновение
- разработка идеи - проектирование (то,
что на бумаге) - изготовление (то есть
освоение в практической работе) - использование
другими людьми.
Управленческая
структура предполагает взаимодействие
четырёх видов управленческих действий:
планирование - организация - руководство
- контроль. Как правило, инновационный
процесс в школе планируется в виде концепции
новой школы или - наиболее полно - в виде
программы развития школы, затем организуются
деятельность коллектива школы по реализации
этой программы и контроль над её результатами.
Особое внимание следует обратить на то,
что инновационный процесс в какой-то
момент может быть стихийным (неуправляемым)
и существовать за счёт внутренней саморегуляции
(то есть всех элементов приведённой структуры
как бы нет; могут быть самоорганизация,
саморегулирование, самоконтроль). Однако
отсутствие управления такой сложной
системой, как инновационный процесс в
школе, быстро приведёт к его затуханию.
Поэтому наличие управленческой структуры
является стабилизирующим и поддерживающим
этот процесс фактором, что, разумеется,
не исключает элементов самоуправления,
саморегуляции в нём.
Каждый
компонент этой структуры имеет
своё строение. Так, планирование (сводящееся
фактически к подготовке программы
развития школы) включает проблемно
ориентировочный анализ деятельности
школы, формирование концепции новой школы
и стратегии её реализации, целеполагание
и разработку операционного плана действий.
Для
руководителей, которым трудно сразу
перейти на ёмкую четырёхкомпонентную
структуру управленческих действий,
можно предложить её прежнюю - более
объёмную разновидность, называемую ещё
организационной структурой инновационного
процесса в школе. Она включает следующие
этапы: диагностический - прогностический
- собственно организационный - практический
- обобщающий - внедренческий.
Кроме
названных, во всяком инновационном
процессе нетрудно увидеть и такие
структуры, как создание новшеств и
использование (освоение) новшеств; комплексный
инновационный процесс, лежащий
в основе развития всей школы, состоящий
из взаимосвязанных микроинновационных
процессов.
Чем
чаще руководитель будет обращаться
в своей аналитической и в
целом - управленческой деятельности к
этим структурам, тем скорее они
запомнятся, станут само собой разумеющимися.
Во всяком случае: если директор фиксирует
ситуацию, когда инновационный процесс
в школе не идёт (или идёт неэффективно),
причину нужно поискать в неразвитости
каких-то компонентов той или иной структуры.
Знание
всех структур необходимо директору
ещё и потому, что именно инновационный
процесс и является объектом управления
в развивающейся школе, а руководитель
обязан досконально знать объект, которым
он будет управлять.
Все
приведённые структуры органично
сплетены между собой не только горизонтальными,
но и вертикальными связями, и
более того: каждый компонент любой
структуры инновационного процесса реализуется
в компонентах других структур, то есть
этот процесс системен.
Заключение
Основываясь
на вышеизложенном материале, можно
с уверенностью сказать, что те задачи,
которые ставит перед нами жизнь
в области образования, будут решены
с помощью различных педагогических инноваций.
В
работе всесторонне рассмотрен вопрос
об инновациях в образовании, раскрыто
значение педагогических инноваций, дана
их классификация, выявлены различия между
инновацией и реформой, инновацией
и новацией, Выявлены параметры оценивания
инновационных идей, которые являются
основными для образования. Это:
-
Соответствие каждой предлагаемой
для выбора частной новой идеи
общей идее развития школы.
-
Результативность нововведения.
-
Творческая новизна (инновационный потенциал)
идеи.
-
Методическая разработанность идеи.
-
Возможности потенциальных участников
освоения новшества.
-
Баланс интересов учителей.
-
Возможное сопротивление нововведению.
-
Время, необходимое для освоения.
-
Финансовые затраты на освоение новой
идеи и его материально-техническое обеспечение.
-
Организационные условия.
-
Нормативно-правовая обеспеченность.
-
Привлекательность идеи.
-
Новизна идеи.
Анализ
отечественного опыта позволил проанализировать
научные подходы к управлению
инновационным учебным заведением, а также
определить стратегию его совершенствования.
При
этом были выявлены хотя и незначительные,
но изменения, происходящие под воздействием
инноваций в педагогической деятельности.
Таким
образом, задачи исследования решены,
гипотеза, выдвинутая нами, подтверждена.
На
основании всего вышеизложенного
можно сделать вывод, что чем
больше в нашей стране будут использоваться
педагогические инновации, тем более развиты
будут ученики и ознакомлены с процессами
внедрения инноваций руководители и учителя.