Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 12:04, курсовая работа
Объект исследования: современная система образования.
Предмет исследования: инновационные процессы в современном образовании.
Цель исследования: изучить основные понятия педагогической инноватики и охарактеризовать современный инновационный образовательный процесс.
Введение…………………………………………………………………...............3
Глава I. Теоретические аспекты инновационных процессов…..............6
1.1 Сущность понятия инновационный процесс ……………….........................6
1.2 Основные характеристики инновационного образования……..................12
Глава II. Инновация как фактор развития современного образования…………………………………………………………………….15
2.1 Специфика инновационных процессов в образовании…………...15
2.2 Структурный анализ современного инновационного образовательного процесса…...................................................................….18
Заключение………………………………………………………..……...............23
Список литературы………………………………………………………………25
Ключевые понятия педагогической инноватики: педагогическое новшество, инновация, нововведение, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновирование. Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании, ведущий к изменениям качества образования. Предмет педагогической инноватики – сама педагогическая инновация, рассмотренная на фоне конкретных педагогических условий, конкретной образовательной реальности.
Нововведения, или инновации, характерны
для любой профессиональной
Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“. Для выявления сущности этих понятий составим сравнительную таблицу.
Таблица 1
Понятия «новация» и «инновация»
Критерии | Новация | Инновация | |
Масштаб целей и задач | Частный | Системный | |
Методологическое обеспечение | В рамках существующих теорий | Выходит за рамки существующих теорий | |
Научный контекст | Относительно
легко вписывается в |
Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки | |
Характер действий (качество) | Экспериментальный
(апробирование частных |
Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат | |
Характер действий (количество) | Ограниченный по масштабу и времени | Целостный, продолжительный | |
Тип действий | Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества | Проектирование новой системы деятельности в данной практике | |
Реализация | Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией) | Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности | |
Результат, продукт | Изменение отдельных элементов в существующей системе | Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы | |
Новизна | Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики | Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности | |
Последствия | Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей | Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок |
Реформа | Инновация | |
Изменение сроков начала обучения | Изменения во внутренней организационной деятельности школы | |
Увеличение финансирования | Изменения в содержании образования | |
Изменения в оборудовании учебных заведений | Изменения в методах обучения | |
Изменения в продолжительности обучения | Изменения в отношениях«Учитель - Ученик» |
|
Повышение статуса образования | ||
Новые
санитарно-гигиенические |
||
Изменения
в структуре системы |
1.2. Основные характеристики инновационного образования
Что же такое сегодня “инновационное образование”? - Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование - это развивающее и развивающееся образование.Так понятое образование действительно может вернуть себе свою историческую миссию: обеспечивать целостность общественной жизни различных групп населения, целостность духовно-душевной жизни личности, а главное - целостность и жизнеспособность различных общностей людей и в первую очередь - детско-взрослой общности, которая, по сути, и есть субъект развивающего образования.
В соответствии с этим новым пониманием должно меняться и наше видение самой структуры сферы образования; в самом первом приближении оно начинает выступать перед нами в своих трех предметных проекциях: образовательная cреда – как социокультурное содержание образования, образовательные институты – как соорганизованная система деятельностей субъектов образования, образовательные процессы – как содержание Встреч и конкретные способы совместно-распределенной деятельности субъектов образования. Необходимо также обозначить и два основных механизма обеспечения целостности этой структуры: образовательная политика, реализующая функцию самоопределения образования среди других общественных практик, и управление образованием, скрепляющее его как целостную сферу.
В свою очередь, такое виденье позволяет нам теперь уже в инновационном режиме осуществлять целую серию переходов в реформируемом и развивающемся образовании:
-
переход от
-
переход от учебно-
-
переход от учебно-
Этот
новый образ образования –
развивающего, инновационного - требует
пересмотра наших устоявшихся
Глава 2. Инновация как фактор развития современного образования
2.1 Специфика инновационных процессов в образовании
нововведения - условия | нововведения-продукты | организационно-управленческие нововведения | |
обеспечивают
эффективный образовательный |
педагогические
средства, технологические |
качественно новые
решения в структуре |
инновации нулевого порядка | это практически регенерирование первоначальных свойств системы (воспроизводство традиционной образовательной системы или ее элемента) | |
инновации первого порядка | характеризуются количественными изменениями в системе при неизменном ее качестве | |
инновации второго порядка | представляют
собой перегруппировку |
|
инновации третьего порядка | адаптационные
изменения образовательной |
|
инновации четвертого порядка | содержат новый вариант решения (это чаще всего простейшие качественные изменения в отдельных компонентах образовательной системы, обеспечивающие некоторое расширение ее функциональных возможностей) | |
инновации пятого порядка | инициируют создание образовательных систем “нового поколения“ (изменение всех или большинства первоначальных свойств системы) | |
инновации шестого порядка | в результате реализации
создаются образовательные |
|
инновации седьмого порядка | представляют высшее, коренное изменение образовательных систем, в ходе которого меняется основной функциональный принцип системы. Так появляется “новый род“ образовательных (педагогических) систем | |