Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 10:30, курсовая работа
Развитие способностей у детей совершается в основном в процессе воспитания и специальным образом организованного обучения. Во взрослом возрасте развитие способностей происходит во многом благодаря самовоспитанию и самообучению. В детском же возрасте исключительно велика роль окружения.
Исходной предпосылкой для развития способностей ребенка служат его врожденные задатки.
Введение.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Теоретическая часть
1.1. Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям.....6
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка..............................10
1.3. Учет индивидуальных особенностей........................................................20
1.4. Единство осуществления индивидуального подхода в детском
саду и семье.......................................................................................................22
1.5.Специфика организации индивидуального подхода................................26
ГЛАВА 2. Практическая часть
2.1.Анализ результатов практического исследования....................................30
2.2. Рекомендации.............................................................................................34
3.Заключение.....................................................................................................35
4.Используемые термины.................................................................................36
5.Приложения...................................................................................................38
6.Список литературы........................................................................................43
Флегматик. Уравновешенный, осторожный и спокойный ребенок. Ему присущи ровное эмоциональное состояние, настойчивость и упорство в своих стремлениях, устойчивость к стрессам, малая возбудимость и невысокая чувствительность. Медленные движения. Ребенку трудно приступить к занятию, но начав его, трудно переключиться. Предпочитает однообразные, монотонные игры и занятия. Аккуратент педантичен. Часто играет один, игрушки потом аккуратно убирает. Консервативен
в пристрастиях, в том числе к определенной еде, к «своей» чашке и ложке и пр. Малыш всему учится с запозданием. Ест медленно, сосредоточенно. В деятельности соблюдает порядок и сложившиеся традиции, нарушение которых вызывает раздражение, а иногда ярость.
Меланхолик. Отличается высокой чувствительностью, глубиной и
устойчивостью эмоций при слабом их внешнем выражении. Склонен к мнительности и обидчивости. Нередко развиваются повышенная ранимость, замкнутость, отчужденность. Кажется пугливым. Не сразу входит в общую игру, чаще наблюдает со стороны. В то же время всецело отдается игре, любит мечтать, фантазировать, очень хороший актер. В его действиях много непонятного, что обусловлено богатством внутреннего мира. Обычно ребенок грустит, слишком рассудителен и часто ведет себя как маленький взрослый. Очень привязчив и отзывчив на ласку, чисто сердечен и общителен, но лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен,
раним и замкнут, обижается по любому поводу. Круг общения узок, связи не
многочисленны, но глубоки и искренни. Кажется не уверенным, замкнутым и
осторожным. Долго не может заснуть. Чувствителен к страданиям других. В игре одинок из-за мнительности и страха предложить свое общество другим, боится неожиданности.
Холерик. Нестабилен, активен. Не спокоен, импульсивен и изменчив. В
деятельности и общении возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист, склонен к резким сменам настроений, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. Движения быстрые и энергичные. Речь громкая, частая, быстрая. Энергичен и активен, но не всегда внимателен, особенно когда возбужден. Плохо переносит монотонную работу. Активно включается в новое дело, но увлечение и энтузиазм быстро угасает, если работа не интересная. В то же время, если деятельность привлекательна, работает энергично и долго. Решения самостоятельны, но часто не обдуманны. Рано встает, ест и спит немного.
Приложение №2.
Изучение волевых проявлений.
Проведение исследования : Проводит наблюдение за ребенком в разных видах деятельности.
Обработка данных : Анализ проводят по схеме :
1. Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные
взрослым, а также самостоятельно ставит цель и руководствоваться ею в
деятельности, достигать результата. Причины того, что цель не достигается.
2. Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции(не заплакать если больно)
и непосредственные желания (помочь дежурным, когда хочется играть; не
выкрикивать на занятии, а подождать своей очереди. ).
3. Какие волевые качества у ребенка сформулированы :
- дисциплинированность : подчиняется ли ребенок общественным правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого и насколько точно это делает; каковы причины невыполнения требований взрослого; как реагирует на эти требования ; насколько осознанно выполнение общественных правил поведения и деятельности;
- самостоятельность : умеет ли ребенок действовать без посторонней
помощи, не умеет;
-
настойчивость : умеет ли ребенок
рационально организовывать
деятельность, сосредоточенно ее выполнять;
-
инициативность : умеет ли ребенок
выполнять деятельность по
инициативе; в каких видах деятельности это проявляется и каким образом.
- Делают выводы о том, насколько развиты волевые проявления.
Уровни сформированности волевых проявлений :
1. Высокий. Ребенок самостоятельно ставит цель и руководствуется ею в деятельности, умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы такие волевые качества, как
дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, инициативность.
2. Средний. Ребенок самостоятельно ставит цель, но не
руководствуется ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и
непосредственные желания. У ребенка сформированы лишь некоторые волевые качества.
3. Низкий. Ребенок не умеет самостоятельно ставить цель
руководствоваться ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и
непосредственные желания. У ребенка не до конца сформулированы волевые
качества.
Приложение №3.
Перечень игр, на развитие нравственно-волевых качеств в личности ребенка .
Я предлагаю игры, направленные на развитие нравственно-волевых качеств
личности. В младшем дошкольном возрасте к таким качествам можно отнести способность не пугаться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели; умение соблюдать очередность, не мешая другим. Здесь перечислены в основном подвижные игры с правилами. Они создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий , необходимых для достижения личного успеха.
1. «Салочки - догонялочки».
2. «Лохматый лес»
3. «Воробушки и автомобили».
4. «Смелые мышки».
5. «Пустое место».
6. «Лиса и гуси».
7. «Ай, гугу».
8. «Салочки - выручалочки»
9. «Кто раньше дойдет до флажка ?»
10. «Я принес тебе подарок»
Список используемой литературы.
1.Болотина Л.Р.,Комарова Т.С., Баранов С.П. «Дошкольная педагогика :
Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.». М.: Издательский центр «Академия», 1997г.
2. Давыдов В.В. «Российская педагогическая энциклопедия» т.1.М.:1993 г
3. Макаров С.П.«Технология индивидуального обучения»// Педагогический
вестник. – 1994г.-№1
4. Урунтаева Г.А., Афонькина. Практикум по детской психологии. М.: 1995г
5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И.Пидкасистоо.- М., Российское педагогическое агентство, 1995
6.Педагогика: Учебн. – 6-е изд. – Мн.:Университэцкае, 2000. – 560 с.
И. Ф. Харламов «Педагогика»
7.Ресурсы интернета.