Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 10:30, курсовая работа
Развитие способностей у детей совершается в основном в процессе воспитания и специальным образом организованного обучения. Во взрослом возрасте развитие способностей происходит во многом благодаря самовоспитанию и самообучению. В детском же возрасте исключительно велика роль окружения.
Исходной предпосылкой для развития способностей ребенка служат его врожденные задатки.
Введение.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Теоретическая часть
1.1. Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям.....6
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка..............................10
1.3. Учет индивидуальных особенностей........................................................20
1.4. Единство осуществления индивидуального подхода в детском
саду и семье.......................................................................................................22
1.5.Специфика организации индивидуального подхода................................26
ГЛАВА 2. Практическая часть
2.1.Анализ результатов практического исследования....................................30
2.2. Рекомендации.............................................................................................34
3.Заключение.....................................................................................................35
4.Используемые термины.................................................................................36
5.Приложения...................................................................................................38
6.Список литературы........................................................................................43
повышенной возбудимостью. Таким образом, в игровой деятельности, в правильной организации ее заложены большие возможности для эффективного индивидуального педагогического воздействия на детей. И воспитатель, совместно с семьей, должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребенка.
Глава 2. Практическая часть
Цель эксперимента :
1. Выявить
индивидуально –
2. Предложить методические рекомендации по формированию волевых
проявлений с учетом темперамента..
Методы исследования :
наблюдение, беседа с воспитателями, изучение документации педагога
(календарные и перспективные планы).
Практическая часть была выполнена на базе детского сада «Малютка» г.Высоковск, во второй младшей группе.
Состав группы : 20 человек, 9 мальчиков и 11 девочек. Воспитатель группы:
Бурлакова Вера Николаевна – стаж работы 12 лет, образование среднее.
Исследование проводилось с подгруппой детей.
1. Алина Г. 4г.
2. Кирилл К. 3,5
3. Екатерина П. 4г.
4. Святослав С. 3г.
В целом дети развиты как в психическом, так и физическом плане:
хорошо развиты зрительное, слуховое, осязательное восприятие, у детей большой запас слов, развито мышление, движения скоординированы на занятиях и в повседневной жизни дети активны, не скованы, чувствуют себя уверенно. Дети очень любознательны: задают много вопросов. Очень любят наблюдать за природными явлениями; общительны, дружелюбны. В целом группа дисциплинированна, внимательна и доброжелательна по отношению друг к другу и к окружающим.
Диагностика проводилась в две серии :
1. Исследование
типов темперамента
2. Изучение волевых проявлений.
1.Исследование
типов темперамента
Приложение №1.
В результате исследования удалось выяснить, что у Алины Г. преобладают сангвистические черты темперамента, т.к. для нее характерно : быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи, общительность, эмоциональность и т.д.
Екатерина П. и Кирилл К. - флегматики. Они отличаются низкой
эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Для них характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо. Любую деятельность малыши выполняют медленно. Они предпочитают играть одни в спокойные игры. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.
У Святослава С. преобладают меланхолические черты темперамента для которого характерны высокая чувствительность, глубина и устойчивость эмоции. Движение и мимика вялые. Нервная система быстро истощается, наступает переутомление, работоспособность снижается. Речь малыша очень тихая, невыразительная.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что индивидуальное своеобразие ребенка проявляется достаточно рано. Уже младенцы отличаются по уровню активности, преобладанию положительных и отрицательных эмоций. Индивидуальность составляет прежде всего темперамент, который характеризует динамическую сторону протекания деятельности человека и сказывается в психической активности и эмоциональности. Поэтому, важность учета в воспитании и обучении индивидуально – типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию
отрицательных черт у дошкольников.
2.Изучение волевых проявлений
Приложение №2.
Изучив волевые проявления детей можно сделать следующие выводы, что дети только начинают осваивать целеполагание - умение ставить цель деятельности.
Поставленную взрослым цель, все дети способны удерживать ее и достигать
какого-либо результата. Антропонимы вот самостоятельно ставить цель и
руководствоваться ею в деятельности могут только Алина Г., Катя П., Кирилл К..
Святослав С. самостоятельно цель ставит плохо, а если поставит, то не может
руководствоваться ею в деятельности, т.к. под влиянием какого-либо яркого
эмоционального побуждения Святослав С. забывает о поставленной цели. Свои эмоции и непосредственные желания могут сдерживать только Катя П., Кирилл К , т.к. для этих детей характерны уравновешенность, сдержанность. Алина Г. и Святослав С. свои эмоции и непосредственные желания не всегда сдерживают, т.к. для этих детей характерны быстрота и живость движений, высокая чувствительность эмоций.
Говоря о сформированности волевых качеств можно сказать, что
дисциплинированность и настойчивость сформированы Алина Г., Катя П., Кирилл К..
Дети подчиняются общественным правилам поведения и деятельности, все
требования предъявляемые взрослым дети выполняют сразу и охотно. Для них характерна высокая работоспособность, стараются доводить начатое дело до конца, препятствия возникающее в деятельности стараются преодолеть любым способом.
Такое волевое качество как организованность сформировано у всех детей. Дети рационально могут организовать свою деятельность, сосредоточенно ее
выполнять.
Таким образом, к высокому уровню сформированности волевых проявлений можно отнести Катю П., Кирилла К., т.к. уровень сформированности волевых проявлений этих детей соответствует поставленным критериям. К
среднему уровню сформированности волевых проявлений можно отнести Алину Г. и Святослава С. С низким уровнем сформированности волевых проявлений детей нет, т.к. систематически проводится индивидуальная работа с детьми с целью повышения уровня сформированности волевых проявлений.
Изучив документацию : перспективные и календарные планы, можно сделать вывод, что индивидуальная работа в данной группе проводится регулярно, причем в плане указывается с кем именно проводится и с какой целью. В наблюдениях за воспитателем во время его работы выяснилось, что индивидуальная работа проводится со всеми детьми.
Исходя их проделанной работы можно сделать вывод, что работа по осуществлению индивидуального подхода к детям в процессе воспитания и обучения проводится систематически. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Учитываются все особенности ребенка: и темперамент, и склонности, и способности, и умственные, и физические особенности. Таким образом можно сказать, что индивидуальная работа реализуется во всем объеме учебно – воспитательной работы.
На основе проделанной работы, исходя их полученных результатов рекомендуем провести следующую работу :
Рекомендации для воспитателя :
1. Организовать консультации по темам : «Знать ребенка, чтобы
воспитывать», «Правильно ли воспитываем малыша?», «У каждого ребенка свой темперамент», «Развитие волевого поведения у дошкольников».
2. В организации занятий следует учитывать склонности детей.
3. Рекомендую развивающие игры, направленные на развитие нравственно- волевых качеств личности ребенка.
Приложение №3.
Рекомендации для родителей:
1. Необходимо
уделять больше внимание
2. Выполнять все требования предъявляемые педагогом.
Глава 3. Заключение
Курсовая работа состоит из двух частей : теоретической и практической. В
теоретической части освещена история вопроса об индивидуальном подходе к детям в процессе воспитания. Раскрыт вопрос о роли педагога в осуществлении индивидуального подхода, а также доказана необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального подхода в детском саду и семье.
В практической части был проведен констатирующий эксперимент с целью
выявления индивидуально – психологических особенностей ребенка.
Эксперимент проводился в две серии. В первой серии было проведено исследование типов темперамента детей дошкольного возраста, во второй серии были изучены волевые проявления дошкольников.
На основе проделанной работы, исходя из полученных результатов разработаны методические рекомендации по формированию волевых проявлений с учетом темперамента.
Используемые термины :
1.
Ведущая деятельность –
психического развития на определенном этапе онтогенеза.
2. Внимание – направленность и сосредоточенность психической
деятельности на значимом объекте при отвлечении от незначимых.
3.
Воля – способность человека
действовать в направлении
поставленной цели, преодолевая при этом внутренние и внешние препятствия.
4. Воспитание – целенаправленное и систематическое воздействие на
воспитываемого с целью формирования у него определенный форм поведения,
мировоззрения, характера и умственных способностей.
5.
Деятельность – активное
выражающейся в воздействие на нее.
6.
Игровая деятельность –
возраста, характеризующийся в основном воспроизведением в специфической форме
действий и отношений взрослых.
7.
Индивидуальность –
совокупность только присущих особенностей.
8. Индивидуальный подход - осуществление педагогического процесса с
учетом индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера,
способностей и склонностей, мотивов и интересов.)
9.
Личность – человек как
отношений, имеющий определенные индивидуальные качества.
10. Мышление
– процесс обобщенного и
существенных свойств, связей и отношений между объектами.
11. Обучение
– целенаправленное и
обучаемого с целью передачи ему определенных знаний, умений и навыков.
12. Общение - взаимодействие людей, направленное на согласование и
объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего
материального или духовного результата.
13. Память – психический познавательный процесс, состоящий в отражении
прошлого опыта.
14. Способности
– это индивидуально –
человека, определяющие успешность деятельности и легкость ее освоения.
15. Темперамент
– это совокупность
свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей.
16. Трудовое
воспитание – воспитание
17. Характер
– совокупность наиболее
личности человека, проявляющихся во всех его поступках, действиях, отношениик себе, к другим людям, к труду.
18. Целеполагание – способность порождения новых целей в деятельности
человека.
19. Цель – объект, на который направлено действие.
Приложение №1
Исследование типов темперамента дошкольников.
Проведение исследования : Типы темперамента детей определяются в процессе наблюдения за их поведением и деятельностью в течении дня. Наблюдения дополняются с результатами с воспитателями и родителями. Сангвиник . Быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи. Высокая психическая активность проявляется в живости ума, находчивости и стремлению к частой смене впечатлений, отзывчивости на окружающие события.
Эмоции быстро возникают и легко сменяются. Легко переходит от слез к радости и наоборот, хотя обычно преобладает хорошее настроение, поскольку ребенок сравнительно безболезненно и быстро переживает неудачи, не может находиться в унынии. Ребенок активный, шустрый, достаточно выносливый и неутомимый в том занятии, которое его увлекает. Быстро схватывает информацию, работоспособен и инициативен, сфера интересов широка. Высокая общительность сочетается со стремлением к лидерству. Ярко проявляется эмоциональная устойчивость и уверенность в себе.