Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 15:10, реферат
Цель исследования - представить имидж современного учителя истории.
Для реализации поставленной цели необходимо решить комплекс задач:
- изучить психолого-педагогическую литературу по указанной проблематике;
- раскрыть понятие «имидж» в педагогике;
- дать характеристику структурным компонентам имиджа учителя;
- раскрыть методику построения имиджа учителя истории.
Введение
1. Имидж учителя
1.1 Понятие имиджа в педагогике
1.2 Структура имиджа учителя
2. Имидж учителя истории
2.1 Методика построения имиджа учителя истории
2.2 Профессиональные качества учителя истории
Заключение
Список использованной литературы
Пытаясь выстроить смысловой ряд, образующий семантическое поле термина "имидж", мы сразу обнаруживаем, что в русском языке существует немало других слов, выражающих формы восприятия обществом окружающих людей. Образ (в значении "вид", "облик") как "впечатление", или "наглядное представление", связанное с "ранее пережитым восприятием" или "воображаемое". От этого один шаг до "фантазий и домыслов" о сути человека, а от них - до кажущейся "мнимости" представления, родственной "мнению". Если собрать всё это воедино, мы оказываемся в пространстве другой реальности - символической, также являющейся органической частью человеческой культуры. Зачем же понадобилось вводить в уже существующий обширный лингвистический круг еще одно понятие "имидж"? Может быть, именно для того, чтобы более чётко обозначить необходимость гармонизации явления и сущности профессионального качества.
Развивая дальше это положение, определим имидж как осознанное явление (выражение вовне) сущности профессионального качества. Причем явление, принадлежащее символической реальности как цель и/или результат усилий, направленных на выявление определенных качеств субъекта и осознанную презентацию их целевой аудитории в условиях деловой или массовой коммуникации. Деятельность учителя, будучи публичной, предъявляет особые требования к такому профессиональному умению, как самопрезентация. Под этим словом понимается способность предъявить свои определенные качества той или иной аудитории с определенной целью. Например, школьный учитель утром выходит к ученикам, которые хотят видеть в нем одно; днем к нему на открытый урок приходят методисты, коллеги и администрация, и каждый со своими ожиданиями, а вечером - родительское собрание, на котором предстоит испытание придирчивыми взглядами взрослых людей.
Размышляя об отражении профессионального качества в имидже, особо стоит задуматься над его соответствием преподаваемой предметной области. Речь идёт о соотнесении "образа учебного предмета" и индивидуально-личностного стиля профессиональной деятельности учителя. В этом плане, очевидно, что словесник призван тщательно работать над культурой речи, красотой письма, манерой обращения с книгой. Преподаватель иностранного языка - не только над фонетикой, мелодикой, точностью произношения, но и над соответствием манеры общения, антуража, сопровождающих его появление в аудитории, культуре той или иной страны. Преподаватели физической культуры или валеологии - быть наглядными носителями здорового образа жизни. Школьный психолог не демонстрировать собственных комплексов в сфере межличностной коммуникации. В этом смысле трудно переоценить воспитательную значимость образа преподавателя или руководителя образования. Его имидж становится дополнительным технологическим средством включения механизмов подражания, заражения прелестью предмета, той или иной системой отношений между людьми, которые запечатлеваются порой в сознании (подсознании) человека на всю жизнь [3, c.157].
Особо хочется подчеркнуть имиджевое значение моделирования и контроля в сфере развития функциональных и межличностных отношений, характерных для профессии. Так руководитель образовательного учреждения, свысока общающийся с родителями учащихся, преподаватель, систематически опаздывающий на занятия в системе повышения квалификации, не дающий вставить слово коллегам в процессе групповой работы, уже в какой- то мере демонстрирует свой непрофессионализм именно через систему привычных для него отношений.
Главное условие успешности педагогической деятельности - самоанализ. Постоянное теоретическое образование и практика - очевидные условия самоанализа. Результатом самоанализа становится проект обучающей деятельности. Иными словами, учитель планирует свое поведение на уроке, выбирает варианты общения с классом, прогнозирует возможные реакции учеников на собственные действия.
Известный методист П.А. Баранов выделил следующие важнейшие профессионально-педагогические умения учителя истории:
1. определять уровень личностного развития учащихся (сформированность их личностных функций);
2. ставить педагогические цели разной масштабности с учетом гуманитарных возможностей изучаемой темы;
3. видоизменять формы проведения урока, учебные задания и виды дейтельности учеников с учетом поставленных перед уроком личностно-развивающих задач;
4. использовать разнообразные гуманитарные факторы обучения истории;
5. побуждать школьников к осмыслению философско-мировоззренческих выводов на основе изучаемого материала;
6. создавать педагогические ситуации с методологическим, нравственно-эстетическим содержанием;
7. применять дискуссионные формы обучения, проявлять высокую культуру, личное обаяние, эрудицию при изложении материала, поддерживая тем самым высокий авторитет исторических знаний, идей, принципов;
8. планировать и проводить систему уроков, на протяжении которых последовательно развертывается значимая для учащихся коллизия, ставится проблема, требующая коллективных усилий для ее решения;
9. применять гуманитарно-ориентированные образовательные технологии, при которых востребовались бы личностные (гуманитарные качества) ученика, его стремление осознать смысл изучения истории, проявить самостоятельность и внутреннюю мотивацию усвоения истории, попытаться истолковать исторические явления;
10. усложнять формы работы, познавательно-проблемные задания и требования к учащимся по мере развития их самостоятельности, креативности при изучении истории.
Таким
образом, учитель истории (профессионал)
- это человек, способный выстроить траекторию
своего духовного, личностного и профессионального
роста, связанного с освоением и выбором
культурных смыслов исторического развития,
самоопределением в системе ценностей
педагогической деятельности. Его долгом
является воспитание гражданственности,
уважения к прошлому, привитие нравственных
принципов. Сегодня необходимы активная
жизненная позиция, умение мыслить и излагать
свои мысли [1, c.7].
Заключение
Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.
Профессия педагог - особенная. Учителя - это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны, прежде всего, готовить специалиста, владеющего определенным набором знаний, умений, технологий, а человековедческим дисциплинам отводится второстепенная роль. Такое положение вещей приводит к тому, что молодой педагог не может работать с людьми, в том числе с учениками.
Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен как личность, а без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Другое дело, что в последующем интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету. Интерес к личности учителя, таким образом, - средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие “новых горизонтов”. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж.
Огромное значение для воспитания подрастающего поколения имеет личность учителя. Из современной возрастной психологии известно, что с поступления в школу, т.е. с семи или даже шести лет у ребенка меняются авторитеты. Место родителей в значительной степени замещает учитель. Сам образ учителя вызывает у ребенка доверие. Тот, кто дает знания об окружающем мире становиться и нравственным авторитетом. Если учитель подаст пример безнравственности, если слово его расходиться с делом и жизнь не является образцом для подражания, то привести это может к цинизму и нравственному релятивизму в мировоззрении его учеников.
Роль учителя истории в воспитании подрастающего поколения тем более важна, учитывая значительную роль исторического образования в формировании мировоззрения учащихся, воспитании патриотизма, гражданственности, любви к родному краю.
В нынешних непростых условиях учитель истории должен стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание (а не растаскивание) России, любовь к ней (а не безразличие или даже ненависть), защиту Родины как в мирное, так и в военное время (а не предательство, уклонение от воинской службы и т. п.). В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (флагу, гербу и гимну) страны.
Совершенствование подготовки учительских кадров требует не только систематического улучшения содержания и методики их обучения, но и становления и развития духовной культуры личности, что обеспечивает полноценную профессиональную деятельность педагога в условиях обновляющегося общества.
Особенностью педагогического труда является то, что, учитель призван помочь ребенку состояться как личности, и как профессионалу. Те коренные изменения, которые произошли в обществе в последние годы коренным образом изменили представления о школе, ее целях, возможностях и перспективах развития, остро поставили вопрос о приоритетах образования и воспитания в обновлении общества.
Содержание
всех школьных предметов нацелено на формирование
гражданина, патриота. Но особенно велика
в этом роль гуманитарных предметов, прежде
истории. Еще Н.М. Карамзин утверждал: «Простой
гражданин должен читать историю. Она
мирит его с несовершенством видимого
порядка вещей, как с обыкновенным явлением
во всех веках, утешает в государственных
бедствиях, свидетельствуя, что и прежде
бывали подобные, бывали еще ужаснейшие
и государство не разрушалось; она питает
нравственное чувство и праведным судом
своим располагает душу к справедливости,
которая утверждает наше благо и согласие
общества». (Кисель М.А. Историческое сознание
и нравственность. М., 1995)
Список использованных источников