Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:29, доклад
Слово “гуманитарный” впоследствии закрепляется за комплексом наук (гуманитарные науки), имеющих своим предметом те или иные проявления человеческой духовности, т.е. за филологией, этикой, философией, историей, эстетикой, юриспруденцией и т.д. Соответственно представителей этих наук стали называть гуманитариями в отличие от гуманистов, т.е. тех людей (безразлично к роду их занятий), которые руководствуются в своей деятельности гуманистическими идеалами.
Плюрализм исходит из признания многообразия и многогранности мировой гуманитарной и общественно-политической мысли, многомерности существующих точек зрения. Он исключает догматизм и претензии какого-либо автора на абсолютность и окончательность достигнутой истины.
Принцип репрезентативности нацеливает нас на трансляцию в учебном процессе тех достижений мировой общественной мысли, которые получили уже общее признание, стали классикой в соответствующих направлениях гуманитарных исследований. Репрезентативность предполагает бережное отношение к классическим авторам и первоисточникам, к классическому тексту. Преподаватель должен излагать не свою собственную концепцию(на это он имеет право в научных публикациях) по обсуждаемому вопросу, а транслировать существующие в мировой мысли концепции и учения. Безусловно, такая трансляция не является простым пересказом этих концепций, а предполагает владение искусством интерпретации, вводящей студента в сложный мир гуманитарной культуры.
Наконец, принцип дистанцирования требует от преподавателя сбалансированного, объективированного, беспристрастного изложения изучаемых концепций. Он запрещает какую-либо политическую, национальную или классовую ангажированность лектору как ключевой фигуре учебного процесса . Нужно согласиться с мыслью М. Вебера о том, что профессор на университетской кафедре не должен брать на себя роль политика, вождя, пророка. Свои политические амбиции преподаватель, как и любой гражданин, может отстаивать в публичных местах, но не в стенах учебного заведения, где у профессора всегда существует преимущество перед студентами. Преподаватель – всего лишь посредник между мировой общественной мыслью и подрастающим поколением. И в этом состоит его величайшая культурно-преподавательская роль и высокая моральная ответственность.
Гуманизм высшей школы
В конце июня 2008 г. Астраханское отделение Российского гуманистического общества провело круглый стол на тему «Гуманизм в системе высшего профессионального образования в России». В обсуждении участвовали представители трех астраханских вузов – Астраханского государственного университета, Астраханского государственного технического университета и Астраханской государственной медицинской академии. Во вступительном слове председатель АО РГО, к. ф. н. И. В. Востриков подчеркнул, что процесс гуманизации всех уровней образовательной системы в России и, в первую очередь, системы высшего образования является необходимым условием высокого качества учебного процесса. При этом важно, чтобы этот процесс шёл в режиме диалога «преподаватель – студент» и ориентировался на достоинства научно-гуманистического мировоззрения.
Роли и специфическому
преломлению научной
Весьма содержательным был доклад секретаря Астраханского отделения РГО, преподавателя общественных дисциплин школы № 22 г. Астрахани В. П. Клябина «О преемственности идей светского гуманизма». С первых классов школы, считает докладчик, педагогу важно опираться на идеи светского гуманизма как на общечеловеческие, в том числе и на принцип свободы совести в вопросах выработки учащимся своего мировоззрения. «Отсутствие давления со стороны педагога, обеспечение права самостоятельного выбора приоритетных направлений мировоззренческого поиска, смягчение политики навязывания “догм” и “идеологий” со стороны государства, церкви, политических партий поможет школьнику не только осознаннее подойти к выбору своего дальнейшего жизненного пути, но и снижает риск “заражения” человека догмами, его “программирования” навязанными ему убеждениями», – считает В. П. Клябин.
В ходе обсуждения доклада было отмечено, что преподавание гуманитарных дисциплин, ведущееся с использованием таких методологических принципов современного светского гуманизма, как историзм, критичность, научный (методологический) скептицизм, оптимизм, здравый смысл не вызывает неприятия и отторжения ни у школьников, ни у студентов. Как показал опрос, проведённый членами Астраханского отделения РГО в семи школах и трёх вузах региона, около 60 процентов старшеклассников и студентов в возрасте от 16 до 22 лет идентифицируют себя с личностью, рассматриваемой в светском гуманизме как «идеал», т. е. интеллектуально и нравственно здоровой, свободной, имеющей и реализующей чувство собственного достоинства, самостоятельной, творческой и счастливой.
Первый день работы круглого стола завершился обсуждением книги профессора В. А. Кувакина «Не дай себя обмануть: Введение в теорию практического мышления» (Москва: «Академический проект», 2007) и осмотром выставки публикаций РГО: в одной из аудиторий Астраханского госуниверситета была организована выставка книг В. А. Кувакина, Г. В. Гивишвили, В. Д. Жукоцкого, А. Г. Круглова, П. Куртца, А. А. Кудишиной, Г. Г. Шевелёва и других, а также номеров журнала «Здравый смысл». Приятно отметить, что представленные материалы вызвали большой интерес как у преподавателей, так и у студентов Астраханского госуниверситета.
Вместе с тем вокруг учебного пособия В. А. Кувакина развернулась дискуссия. В целом книга была признана интересным и своевременным образцом учебно-просветительской гуманистической литературы. Участники круглого стола были едины во мнении: учебное пособие Кувакина может и должно стать своеобразным «щитом» от вполне реальной, практически осязаемой угрозы нашему обществу со стороны мошенников всех мастей. Принявший участие в дискуссии к. ф. н., доцент А. Г. Скребков отметил, что может вызывать нарекания использование самого термина «теория практического мышления», поскольку в тексте пособия нет его специального объяснения. Вместе с тем «проблема оболванивания и обезличивания человека современным обществом», поставленная автором, остра, как никогда, и методы, предлагаемые в книге, вне сомнения, способны помочь студентам стать рациональнее и критичнее. Кроме того, было признано, что пособие В. А. Кувакина может стать основой изучения критического мышления и светского гуманизма в старших классах школы (в адаптированном виде), а также в средних специальных и высших учебных заведениях.
Второй день работы круглого
стола был посвящён обсуждению проблемы,
связанной с деятельностью
И. В. Востриков подчеркнул, что современный астраханский (да, похоже, не только астраханский, а и российский вообще) студент зачастую далёк не только от идей религиозного, но и светского гуманизма, поскольку его ценностные предпочтения подчас либо слишком «заземлены» (карьера, хорошая зарплата, «тачка» и т. д.), либо уходят на «небеса» фантазий или иллюзий, навеваемых средствами современного «программирования» человека: от СМИ до компьютерных игр и музыки в формате «диско». Но вместе с тем, как показало проведённое анкетирование, для современного молодого человека значимы и важны традиционные ценности гуманистической этики: семья, душевное равновесие, право на счастье и достойную жизнь и т. д. Задачей преподавателя при таком раскладе является пробуждение в студенте чувства ответственности перед самим собой, перед обществом, помощь в выработке им жизнестойкого человечного, доброжелательного, не умаляющего достоинство человека взгляда на жизнь.
Астраханское отделение
РГО составляют люди молодые, средний
возраст его членов – 27 лет. Поэтому
мы можем с большой долей объективности
сравнивать студента образца конца 90-х гг. прошлого
столетия и нынешнего студента. Н. А. Калюжный
в докладе «Эволюция психосоциальных
характеристик российского студенчества в
конце 1990-х – 2007 гг.», опираясь на проведённое
анкетирование, утверждает, что студенты
последних лет в массе своей более уверены
в себе, социально мобильны, обладают более
«взрывным» темпераментом, нежели студенты
конца 1990-х. И
Собравшиеся были согласны с тем, что студенчество начала XXI века отнюдь не так пассивно и «устремлено в себя», как это пытаются представить отдельные современные исследователи. Живой отклик в сознании будущих взрослых граждан России находят такие тревожные политические и духовные процессы, как сращивание власти и РПЦ, что ведёт к клерикализации государства, росту национальной нетерпимости, опасному балансированию между свободой словом и цензурой, падению авторитета науки и образования в глазах значительной части населения и т. д. На лекциях и семинарах мы видим в глазах студентов, как отметил С. А. Храпов, «стремление к противодействию злу», что, несомненно, даёт надежду на успех гуманистического движения в среде «нынешних двадцатилетних».
По итогам работы круглого стола координационный совет Астраханского отделения РГО принял решение активизировать работу по практическому воплощению весьма сильных теоретических положений, закрепленных в гуманистическом Манифесте – 2000, и в программных документах РГО. Для решения этой задачи координационному совету АО РГО дано задание подготовить к печати сборник тезисов участников круглого стола, получивших наиболее значительный резонанс среди собравшихся. Появление такого сборника, думается, поможет воплощать теорию в практику, популяризовать идеи светского гуманизма в системе высшего образования, и кроме того – дать критическую оценку некоторым положениям Манифеста – 2000.