Формирование здоровьесберегающей среды в условиях сельской малокомплектной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 22:49, практическая работа

Краткое описание

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. В последнее время на фоне меняющейся общественно-политической и экономической ситуации в стране происходят серьезные изменения в формах, методах и содержании образования. Углубляется дифференциация обучения детей с разными интеллектуальными и материальными возможностями, появляются новые социально востребованные области обучения, формируются новые жизненные приоритеты.

Файлы: 1 файл

Опыт работы.docx

— 119.33 Кб (Скачать)

Максимально возможную работоспособность  и сохранение здоровья детей обеспечивает двигательная активность. Двигательная активность учащихся в течение учебного дня школа обеспечивается уроками физической культуры (3 часа с 1 по 11 классы), физкультминутками на уроках (1-9 классы), ежедневной утренней зарядкой  (1-4 классы), динамическими переменами в спортивном зале для учащихся среднего и старшего звена. Школьные спортивные соревнования ставшие традиционными: «Веселые старты», Турслет, Зарница, Дни здоровья, общешкольный поход — любимые школьные праздники. Дополнительную двигательную активность 85% наших учеников «добирают», занимаясь в системе дополнительного образования через посещение спортивных секций по волейболу и борьбе. В течение всего учебного года в фойе школы установлен стол для настольного тенниса, что также способствует увеличению двигательной активности учащихся. В зимний период на территории школы функционирует каток, при этом большинство учащихся обеспечивается необходимым спортивным инвентарем за счет школы. Здоровьесберегающая среда школы включает в себя, конечно, материально-предметный компонент. Школа имеет достаточное количество спортивного инвентаря: мячи, скакалки, лыжи, коньки, гимнастические палки, обручи и другой спортивный инвентарь.

Немаловажное значение имеет организация питания. В школе организовано двухразовое горячее питание, с осуществлением витаминизации. Ежедневно в меню присутствует «витаминный стол» (салаты из свежих овощей, фрукты). Для улучшения качества питания используется сельскохозяйственная продукция, выращенная на пришкольном учебно-опытном участке и в саду. Практически круглогодично к школьному столу поставляется свежая зелень. Силами учащихся и работников школы  производится сбор урожая, заготавливаются впрок фрукты, ягоды и лекарственные травы из школьного сада для приготовления фиточая и компотов. Учебно-опытный участок нашей школы неоднократно занимал призовые места на областной эколого-биологической выставке «Юннат». Помимо поставки экологически чистой продукции, участок школы выполняет  образовательную и эстетическую функции. Окультуренный сад, красивые клумбы и цветники, ухоженные газоны  развивают у школьников осознанное отношение к результату своего труда, формирует бережное отношение к природе. Пришкольная территория активно используется для образовательных экскурсий, прогулок на свежем воздухе, проведении уроков физической культуры, здоровья и просто для игры.

Администрацией ОУ уделяется  большое внимание составлению расписанию уроков. Расписание составляется в  соответствии санитарно-гигиеническим  требованиям, учитывается объем  учебной нагрузки учащихся, затраты  времени на выполнение домашнего задания, элективных курсов и кружков. В школе разрабатываются новые инновационные модели обучения, используются современные образовательные технологии: организация учебно-поисковой деятельности, исследовательской, учебно-игровой, моделирующей; учебно-воспитательная среда реализуется через проектную деятельность. Именно проектная деятельность становится приоритетной по пропаганде здорового образа жизни, так как путём планирования, прогнозирования, моделирования реализуются потребности ребёнка.

Наши учащиеся имеют определенные спортивные достижения на уровне района. На протяжении последних лет учащиеся школы показывают хорошие результаты в районной спартакиаде школьников по легкой атлетике, лыжной подготовке.

Работа по созданию здоровьесберегающей  среды сказалась на здоровье детей, их физическом развитии, физической подготовленности, достижении в области спорта. Не было эпидемии. Ни разу не прекращались занятия в сильные морозы.  Кроме того повысилось качество знаний: 2010 – 32 %, 2011 – 31%, 2012 – 33,3%, в первом полугодии этого года – 33,6%.  Третий год работаем без неуспевающих.

III. Взаимоотношения с социумом

В школе создана здоровьесберегающая среда, которая проецируется и на окружающий её социум. Взаимоотношения с социумом – являются важным компонентом функционирования всей системы. Развитие социальных связей образовательного учреждения дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, с учреждениями окружающего социума строящиеся на идее социального партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех педагогов школы, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности. Что в конечном итоге ведет к повышению качества работы школы в целом.

По сохранению и укреплению здоровья учащихся школа тесно сотрудничает с учреждениями муниципального образования  Орменское сельское поселение: Малфинский ФАП, Малфинский КДЦ,  Малфинская поселенческая библиотека, а также с районными учреждениями: Центр внешкольной работы, Центр медико-психолого социального сопровождения, Детско-юношеская спортивная школа. Взаимодействие с данными учреждениями осуществляется на договорной основе. Совместно с этими учреждениями проводится ряд, ставших уже традиционными мероприятий. Совместная деятельность окружающего социума и школы по созданию единого социального пространства с целью формирования потребности в занятиях спортом развивается и дальше. В течение многих лет на базе школьного спортивного зала и стадиона работают спортивные секции: волейбольная, футбольная, руководит которыми учитель физической культуры, а посещают все желающие жители села. Главным результатом совместной деятельности школы и социальных партнёров является формирование положительного социального опыта у ребят, желания изменить окружающий социум, сделать жизнь интересной, а главное - благодаря этой деятельности не только учащиеся получили возможность заниматься спортом и укреплять свое здоровье, но и жители села. Педагогический коллектив школы проводит большую работу по вовлечению родителей в решение задачи укрепления и сбережения здоровья школьников. Совместно с родителями проходят походы, спортивные соревнования, экскурсии, внеклассные мероприятия. В школе  проводятся тематические родительские собрания о здоровье детей. В помощь детям и их родителям разработаны рекомендации по режиму дня школьников, советы по здоровому питанию.

Результаты работы мы определяем по следующим критериям:

- индекс здоровья и физического развития школьников (динамика изменений);

- уровень физической подготовленности  учащихся;

- количество учащихся, занимающихся  в спортивных секциях, кружках  и участников школьных спортивно-массовых  мероприятий;

- качество спортивной  базы школы, её оснащённость;

- отношение обучающихся, их родителей, общественности к вопросам физического воспитания и спорта;

- уровень удовлетворенности,  психологического комфорта всех  участников учебно-воспитательного  процесса.

Сельская школа совершенно особый, самобытный тип общеобразовательного учреждения, непохожий на городские школы, с особым духом и стилем взаимоотношений,  дающий ей шанс не только на существование в современных условиях модернизации образования, но и на полноценное функционирование. Главное достоинство нашей школы в формировании здоровьесберегающей среды это - системная просветительская работа по  воспитанию у детей ответственности за свое здоровье, здоровье семьи и общества; обучение навыкам здорового образа жизни и поддержание хороших межличностных отношений в условиях разновозрастной группы.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование здоровьесберегающей среды в условиях сельской малокомплектной школы