Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 15:33, курсовая работа
Цель исследования: Выявление методических условии, способов формирования у младших школьников внетабличных навыков сложения вычитания на основе классификации.
Объект исследования: процесс изучения сложения и вычитания в начальных классах.
Предмет исследования: формирование у младших школьников внетабличных навыков сложения и вычитания на основе классификации.
Тема: Формирование у младших школьников внетабличных навыков сложения и вычитания на основе классификаций.
Введение
Основная задача, стоящая перед начальной школой в настоящее время – это сформировать у ученика такие черты, как гибкость, конструктивизм, способность к саморазвитию для успешной адаптации обучения в основной школе. Задачи, стоявшие перед педагогами начальной школы, продиктованы требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и нацелены на повышение качества образования и создание условии для развития личности обучающихся В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает в процессе реализации соблюдать условия, такие как: постановка учебной задачи через проблему, овладение способами действий, формирование мотивов учебной деятельности, формирование контрольно – оценочной деятельности, которые были выделены нами при изучении психологических и теоретических основ данной темы. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным.
В результате изучения всех учебных предметов на ступени начального общего образования, как отмечается в стандарте, у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учится.
На ступени начального общего образования все учебные предметы, в том числе и «Математика» являются основой развития у обучающихся универсальных учебных действий. В математике большое место отводится формированию навыка вычисления. Обучение внетабличным навыкам сложения и вычитания является одной из составляющих содержания курса математики, так как они используются не только в качестве основного средства для усвоения математических понятий, но и как материал, способствующий развитию математического мышления и творческой активности учащихся, а так же формированию умения применять теоретические знания на практике.
Учитывая актуальность мы определили тему курсовой работы "Формирование у младших школьников внетабличных навыков сложения и вычитания на основе классификации. ".
Проблема исследования: Процесс формирования у младших школьников вычислительных навыков.
Цель исследования: Выявление методических условии, способов формирования у младших школьников внетабличных навыков сложения вычитания на основе классификации.
Объект исследования: процесс изучения сложения и вычитания в начальных классах.
Предмет исследования: формирование у младших школьников внетабличных навыков сложения и вычитания на основе классификации.
Гипотеза исследования: формирование у младших школьников внетабличных навыков сложения и вычитания на основе классификации будет протекать успешно при соблюдении следующих условии:
- наглядность
-
2. Включение специальных
задании направленных на
Для достижения цели в ходе исследования поставлены следующие задачи исследования:
Методологической основой исследования являются положения отечественной педагогики сформулированной в трудах В.В. Давыдова, Н.Б. Истоминой, М.А. Бантовой, М.И. Моро, Н.Ф. Виноградова и др.
В ходе исследования использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической, исторической, методической и учебной литературы;
- изучение опыта работы учителей начальных классов.
- анализ продуктов деятельности.
- педагогический эксперимент.
Научная новизна исследования заключается в выявлении особенностей раскрытия конкретного смысла свойств сложения и вычитания на основе классификации.
Апробирование исследования осуществлялась в ходе экспериментальной работы.
Достоверность исследования определяется анализом теоретического, экспериментального материала, обработкой полученных результатов опытного исследования.
Структура исследования: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка использованной литературы.
Глава1.Теоретические основы формирования у младших школьников внетабличных навыков сложения и вычитания при использований классификаций
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования определена основная образовательная стратегия начального общего образования. Новые стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающего такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умения учиться, как отмечают авторы программы, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимися её целевой направленности, ценностно – смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижения «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции ( ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения обучающимися предметных знании, умении и формирования компетенции, образа мира и ценностно- смысловых основании личностного морального выбора ( 25, с 34).
Вычислительные навыки успешно формируются у учащихся при создании в учебном процессе определенных условий.
Процесс овладения вычислительными навыками довольно сложен: сначала ученики должны усвоить тот или иной вычислительный прием, а затем в результате тренировки научиться достаточно быстро выполнять вычисления. Прием вычислений складывается из ряда последовательных операций, а число операций определяется прежде выбором теоретической основы вычислительного приёма.
Вычислительный
навык – это высокая степень
овладения вычислительными
Полноценный
вычислительный навык
Правильность
– ученик правильно находит
результат арифметического
В Толковом словаре русского языка:
Правильность- см. правильный, -ая, -ое; -лен, -льна. 1. Не отступающий от правил, норм. пропорций. Правильное написание слова: Правильное произношение. Правильные черты лица. 2. Вполне закономерный, регулярный. Правильная смена времён года, 3. Верный, соответствующий действительности, такой, как должно.
Осознанность – учащийся осознает, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения. Это для обучающегося своего рода доказательство правильности выбора системы операции. Осознанность проявляется в том, что ученик в любой момент может объяснить, как он решал пример и почему можно так решать. Это, конечно, не значит, что учащийся всегда должен объяснять решение каждого примера. В процессе овладения навыком объяснение должно постепенно свертываться.
Рациональность – ученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая наиболее рациональный прием, т. е. выбирает те из возможных операций, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату арифметического действия. Разумеется, что этот навык может проявляться тогда, когда для данного случая существуют различные приемы нахождения результата, и учащийся, используя различные знания, может сконструировать несколько приемов и выбрать более рациональный. Как видим, рациональность непосредственно связана с осознанностью навыка.
Обобщенность–учащийся может применить прием вычисления к большему числу случаев, т. е. он способен перенести прием вычисления на новые случаи. Обобщенность так же, как и рациональность, связана с осознанностью вычислительного навыка, т.к общим для различных случаев вычисления будет прием, основа которого - одни и те же теоретические положения.
Автоматизм (свернутость) – учащийся выделяет и выполняет операции быстро и в свернутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операции. Осознанность и автоматизм вычислительных навыков не являются противоречивыми качествами. Они всегда выступают в единстве: при свернутом выполнении операции осознанность сохраняется, но обоснование выбора системы операции происходит свернуто в плане внутренней речи. Благодаря этому учащийся может в любой момент дать развернутое обоснование выбора системы операции. Высокая степень автоматизации должна быть достигнута по отношению к табличным случаям, например: (5+3, 8-5,9+6, 15-9, 7-6, 42:6). Здесь должен быть достигнут уровень, характеризующийся тем, что обучающийся сразу же соотносит с двумя данными числами третье число, которое является результатом арифметического действия, не выполняя отдельных операций. По отношению к другим случаям арифметических действий происходит частичная автоматизация вычислительных навыков: ученик предельно быстро выделяет и выполняет систему операций, не объясняя, почему выбрал эти операции и как выполнял.
Прочность – учащийся сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время.
М.А. Бантова в ходе формирования вычислительных навыков выделяет следующие этапы:
1. Подготовка к введению нового приёма.
На этом этапе создается готовность
к усвоению вычислительного приёма, а
именно, ученики должны усвоить те теоретические
положения, на которых основывается приём
вычислений, а также овладеть каждой операцией,
составляющей приём.
Например, можно считать, что учащиеся
подготовлены к восприятию вычислительного
приёма ±2, если они ознакомлены с конкретным
смыслом действий сложения и вычитания,
знают состав числа 2 и овладели вычислительными
навыками сложения и вычитания вида ±1;
готовностью к введению приёма внетабличного
умножения (13 × 6) будет знание учениками правила
умножения суммы на число, знание десятичного
состава чисел в пределах 100 и овладение
навыками табличного умножения, навыками
умноженная числа 10 на однозначные числа,
навыками сложения двузначных чисел.
Центральное звено при подготовке к введению
нового приёма - овладение учащимся основными
операциями.
2. Ознакомление с вычислительным приёмом.
На этом этапе учащиеся усваивают
суть приёма: какие операции надо выполнять,
в каком порядке и почему именно так можно
найти результат арифметического действия.
При введении большинства вычислительных
приёмов важно использовать наглядность.
В некоторых случаях это оперирование
множествами. Например, прибавляя к 5 число
4, придвигаем к 5 квадратам 4 квадрата по
одному.
В других случаях в качестве наглядности
используется развернутая запись. Например,
при введении приёма внетабличного умножения
выполняется запись:
12 × 6=(10 + 2) × 6=10 × 6 + 2 × 6 = 60 + 12 = 72
Выполнение каждой операции
важно сопровождать пояснениями вслух.
Сначала эти пояснения выполняется под
руководством учителя, а потом самостоятельно
учениками.
3. Закрепление знаний
приёма и выработка
На этом этапе учащиеся должны
твердо усвоить систему операций, составляющие
приём, и быстро выполнить эти операции;
то есть овладеть вычислительным навыком.
Формирование вычислительных навыков,
обладающих названными качествами, обеспечивается
построением курса математики и использованием
соответствующих методических приемов. [5]
Вместе с тем, ученик при выполнении вычислительного приёма должен отдавать отчёт в правильности и целесообразности каждого выполненного действия, то есть постоянно контролировать себя, соотнося выполняемые операции с образцом - системой операций. О сформированности любого умственного действия можно говорить лишь тогда, когда ученик сам, без вмешательства со стороны, выполняет все операции приводящие к решению. Умение осознано контролировать выполняемые операции позволяет формировать вычислительные навыки более высокого уровня, чем без наличия этого умения.