Формирование интелектуальной культуры личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: охарактеризовать процесс формирования интеллектуальной культуры личности.
Исходя из выдвинутой цели, определены задачи:
1. Рассмотреть понятие интеллекта.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава I. Основы формирования интеллектуальной культуры………….. 5
1.1 Понятие интеллекта…………………………………………..………... 5
1.2 Понятие, сущность и содержание интеллектуальной культуры……. 10
Выводы по главе I…………………………………………………………. 18
Глава II. Формирование интеллектуальной культуры личности……….. 19
2.1 Становление интеллектуальной культуры в обществе……………… 19
2.2 Общая характеристика формирования интеллектуальной культуры личности…………………………………………………………………….. 22
Выводы по главе II…………………………………………………………. 30
Заключение…………………………………………………………………. 31
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

Формирование интеллектуальной культуры личности.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

      Интеллектуальная культура общества есть социальное явление, которому присущи следующие свойства: существование системы мировоззрения и идеологических принципов; наличие средств поиска, распространения, фиксации новой информации и знаний; владение известными человеческой цивилизации способами коммуникативного обмена информацией и интеллектуальными ресурсами.

      Необходимость формирования высокой интеллектуальной культуры обусловлена самим типом  образовательного учреждения. Основное и дополнительное образование зачастую наполнено чисто учебной деятельностью, а система воспитательной работы недостаточно обеспечивает развитие интеллектуального потенциала.

      Интеллектуальная культура предусматривает формирование интеллектуальных умений и навыков, основанных на овладении учащимися основных операций мышления, – это умение выделять учебную задачу, осуществлять активную мыслительную обработку, что определяет уровень успеваемости школьников.

      Интеллектуальный  уровень личности характеризуется в целом двумя основными параметрами: объемом приобретенной информации и способностью использовать эту информацию для решения возникающих в процессе деятельности различного рода проблемных ситуаций. Первый из этих параметров характеризует эрудицию человека, второй – его интеллектуальное развитие.

      Интеллектуальная  культура включает в себя комплекс знаний и умений в области умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками. Формирование интеллектуальной культуры является частью задач по умственному развитию детей, которое понимается как процесс созревания и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов.

      Во  внеклассной работе имеются такие  формы интеллектуального воспитания: научно-популярные лекции, семинары, конференции учащихся, встречи со специалистами, выставки, организация предметных недель, игры, конкурсы, олимпиады.

      Смысл интеллектуальных занятий в системе образования состоит в том, чтобы организовать регулярные занятия, на которых дети с разной интеллектуальной подготовкой: слабые и сильные – могли бы решать нетиповые, поисковые задачи, не связанные с учебным материалом. Последнее требование весьма важно, поскольку в этом случае ребенок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, смог бы почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, поскольку решение не учебных задач опирается не только на школьные знания, а в большей степени на поисковую активность и сообразительность ребенка.

      Учреждения  образования играют огромную роль в формировании интеллектуальной культуры школьника.

      Из  всего выше сказанного следует, что  интеллектуальная культура является сферой творческого приложения и реализации способностей участников образовательного процесса. В процессе освоения интеллектуальных ценностей личность набирает свои индивидуальные силы, реализует свои природные свойства, вступает в процесс гармонизации интеллекта. 
 

 

Список  литературы 
 
 

      
  1. Акимова М.К., Борисова Е.М., Гуревич К.М., Козлова  ВТ., Логинова Г.Т. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших школьников. - Обнинск, 1993. - 40с.
  2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968. - 339 с.
  3. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худож. лит., 1975. - С.234-407.
  4. Бине А. Психология умозаключения. М., 1889.
  5. Брудный А. А. Психологическая герменевтика. Учебники и учеб. пособ.д/ высшей школы(ВУЗы). Издательство: Лабиринт. 2005. -335 с.
  6. Брунер Дж. Психология познания. - М.: Прогресс, 1977. - 197с.
  7. Библер, B.C. От наукоучения - к логике культуры. М., 1991
  8. Воспоминания о К. Марксе и Ф. Энгельсе в 2-х тт. М., 1985. – 363 с.
  9. Выготский, Л.С. Психология подростка. - М.:Педагогика, 1982. - 361с.
  10. Гальперин, П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1959
  11. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» №5, 2005 г.
  12. Иванова, В.П. Активизация творческих способностей как фактор развития интеллектуальной культуры // Мысль и текст: Сб. науч. тр. / КГНУ / Отв. ред. А.А. Брудный. - Фрунзе, 1988. - С. 50-63.
  13. Иванова, В.П. Понимание в структуре интеллектуальной культуры // Человек как субъект познания: Сб. науч.тр. / КРСУ. Вып. 1. / Отв. ред. А.А. Брудный. - Бишкек, 2000. - С. 132-142.
  14. Ковалев, А. Г. Психология личности, изд. 3. М., «Просвещение», 1970.
  15. Крутецкий, В. А. Психология. – М., 1986.
  16. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н Возрастная психология. - М.:ТЦ Сфера, 2001.- 464с.
  17. Леонтьев, А.Н. Философия психологии: из научного наследия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
  18. Максименко, С.Д. Общая психология. - М.: Рефл-Бук, 2000. -528с.
  19. Менчинская, Н. А. Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьника. М., 1968.
  20. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., 2000. - 224 с
  21. Немов, Р.С. Психология (в трех книгах), книга 1, М., 1998.
  22. Общая психология  /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 .
  23. Понамарев, Я.А. Психология творчества и педагогика. М., - 1976.
  24. Пиаже Ж Психология интеллекта.- СПб. .Питер, 2003 .-192с
  25. Рубинштейн, С.Л.. Основы общей психологии. Составители, авторы комментариев и послесловия  А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская. СПб: Издательство «Питер», 2000 .-712с
  26. Симонов, П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., «Наука», 1984.
  27. Суворов, В.В. Искусственный интеллект: проблемы и реальность. М., 1998
  28. Теоретические проблемы психологии личности, под ред. Е.В. Шорохова, М., 1974.
  29. Тихомиров, О.К. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: Педагогика, 1981. - 200 с.
  30. Холодная, М.А. Психология интеллекта. - СПб.:Питер, 2002.-272с
  31. Шукуров, Э.Д. Кризис природы и природа кризиса  - Гуманитарный журнал . - 1999 . - Т.1, Вып.1

Информация о работе Формирование интелектуальной культуры личности