Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:57, курсовая работа
Цель курсовой работы: охарактеризовать процесс формирования интеллектуальной культуры личности.
Исходя из выдвинутой цели, определены задачи:
1. Рассмотреть понятие интеллекта.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава I. Основы формирования интеллектуальной культуры………….. 5
1.1 Понятие интеллекта…………………………………………..………... 5
1.2 Понятие, сущность и содержание интеллектуальной культуры……. 10
Выводы по главе I…………………………………………………………. 18
Глава II. Формирование интеллектуальной культуры личности……….. 19
2.1 Становление интеллектуальной культуры в обществе……………… 19
2.2 Общая характеристика формирования интеллектуальной культуры личности…………………………………………………………………….. 22
Выводы по главе II…………………………………………………………. 30
Заключение…………………………………………………………………. 31
Список литературы………………
Интеллектуальная культура общества есть социальное явление, которому присущи следующие свойства: существование системы мировоззрения и идеологических принципов; наличие средств поиска, распространения, фиксации новой информации и знаний; владение известными человеческой цивилизации способами коммуникативного обмена информацией и интеллектуальными ресурсами.
Необходимость формирования высокой интеллектуальной культуры обусловлена самим типом образовательного учреждения. Основное и дополнительное образование зачастую наполнено чисто учебной деятельностью, а система воспитательной работы недостаточно обеспечивает развитие интеллектуального потенциала.
Интеллектуальная культура предусматривает формирование интеллектуальных умений и навыков, основанных на овладении учащимися основных операций мышления, – это умение выделять учебную задачу, осуществлять активную мыслительную обработку, что определяет уровень успеваемости школьников.
Интеллектуальный уровень личности характеризуется в целом двумя основными параметрами: объемом приобретенной информации и способностью использовать эту информацию для решения возникающих в процессе деятельности различного рода проблемных ситуаций. Первый из этих параметров характеризует эрудицию человека, второй – его интеллектуальное развитие.
Интеллектуальная культура включает в себя комплекс знаний и умений в области умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками. Формирование интеллектуальной культуры является частью задач по умственному развитию детей, которое понимается как процесс созревания и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов.
Во внеклассной работе имеются такие формы интеллектуального воспитания: научно-популярные лекции, семинары, конференции учащихся, встречи со специалистами, выставки, организация предметных недель, игры, конкурсы, олимпиады.
Смысл интеллектуальных занятий в системе образования состоит в том, чтобы организовать регулярные занятия, на которых дети с разной интеллектуальной подготовкой: слабые и сильные – могли бы решать нетиповые, поисковые задачи, не связанные с учебным материалом. Последнее требование весьма важно, поскольку в этом случае ребенок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, смог бы почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, поскольку решение не учебных задач опирается не только на школьные знания, а в большей степени на поисковую активность и сообразительность ребенка.
Учреждения образования играют огромную роль в формировании интеллектуальной культуры школьника.
Из
всего выше сказанного следует, что
интеллектуальная культура является сферой
творческого приложения и реализации
способностей участников образовательного
процесса. В процессе освоения интеллектуальных
ценностей личность набирает свои индивидуальные
силы, реализует свои природные свойства,
вступает в процесс гармонизации интеллекта.
Список
литературы
Информация о работе Формирование интелектуальной культуры личности