Формирование целостной картины мира детей через интеграцию образовательных областей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: теоретически обосновать эффективность психолого-педагогических условий формирования целостной картины мира детей через интеграцию образовательных областей.
Объект: процесс формирования целостной картины мира детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей.

Оглавление

Введение ……………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования целостной картины мира у детей через интеграцию образовательных областей 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования целостной картины мира у детей через интеграцию образовательных областей 6
1.2. Психолого-педагогические условия формирования целостной картины мира у детей через интеграцию образовательных областей 17
Заключение…………………………………………………………………….…31
Библиографический список………...………………………………………...…33

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 42.10 Кб (Скачать)

Специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в  том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения в других вида деятельности (под словом других Эльконин имеет ввиду не учебной).

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала  она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

ФГТ требуют  от практиков решать образовательные  задачи в процессе: совместной деятельности ребенка со взрослым (в ходе режимных моментов; в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности и в самостоятельной деятельности детей).

Скоролупова Оксана Алексеевна и Федина Нина Владимировна, разработчики ФГТ, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности.

1. Двигательная: 

  • подвижные дидактические игры;
  • подвижные игры с правилами;
  • игровые упражнения;
  • соревнования.

2. Игровая: 

  • сюжетные игры; 
  • игры с правилами.

3. Продуктивная: 

  • мастерская по изготовлению продуктов детского творчества;
  • реализация проектов.

4. Коммуникативная: 

  • беседа ситуативный разговор;
  • речевая ситуация;
  • составление отгадывание загадок;
  • сюжетные игры;
  • игры с правилами.

5. Трудовая: 

  • совместные действия;
  • дежурство;
  • поручение;
  • реализация проекта.

6. Познавательно-исследовательская 

  • наблюдение;
  • экскурсии;
  • решение проблемных ситуаций;
  • экспериментирование;
  • коллекционирование;
  • моделирование;
  • реализация проекта;
  • игры с правилами.

7. Музыкально-художественная: 

  • слушание;
  • исполнение;
  • импровизация;
  • экспериментирование;
  • музыкально-дидактические игры.

8. Чтение художественной литературы: 

  • чтение;
  • обсуждение;
  • разучивание. [24]

Использование метода проекта в дошкольном образовании  как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно  повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными  способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых  объектов действительности. А так  же делает образовательную систему  ДОУ открытой для активного участия  родителей.

В переводе с греческого проект – это путь исследования. Проект – это метод  педагогически организованного  освоения ребёнком окружающей среды  в процессе поэтапной и заранее  спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Типология проектов.

Поэтому нами был выбран инновационный и  актуальный метод в современном  образовании, который является источником взаимодействия, сотворчества детей  и взрослых, который оказывает  большое влияние на развитие социальной компетентности дошкольников позволяющий  развивать у детей самостоятельность  в решении проблем, умение организовать свою деятельность, взаимодействовать  со сверстниками и взрослыми и  в то же время развивать интеллектуальные способности – метод проектов.

Метод проектов – это уникальное средство обеспечивающее сотрудничество, сотворчество детей  и взрослых, способ реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Проектирование, включает в себя совокупность исследовательских, проблемно-поисковых и креативных методов, инструментально направленных на самостоятельное достижение детьми задуманного результата, получение продукта и его презентацию. [6]

Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ  используются следующие типы проектов:

  1. Исследовательско-творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.).
  2. Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы.
  3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п.
  4. Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

Другими признаками классификации являются:

  1. Состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.).
  2. Продолжительность (краткосрочный – несколько занятий, 1–2 недели, средней продолжительности – 1–3 месяца, долгосрочный – до 1 года).

Воспитатель выступает как  организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей  исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Педагогическое  проектирование – это процесс  создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его  эффективного функционирования и развития.

Основная  функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий. Работа в данном направлении реализовывалась через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.

Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения  педагогического профессионализма, потому что научить ребенка проектировать  может воспитатель, владеющий методом  проектов как технологией и как  деятельностью по сомоорганизации профессионального пространства. [23]

Таки  образом, в ходе перехода дошкольного  образования на новые  Федеральные  государственные требования к  структуре  основной общеобразовательной программе, где планируется организация  всей образовательной деятельности в  продуктивных формах работы, в  соответствии с принципом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями  и особенностями воспитанников; принципом комплексно-тематического  построения образовательного процесса, пронизывающей все виды детской  деятельности, - внедрение метода проектов в образовательную деятельность детского сада актуально и необходимо для развития и воспитания современного ребёнка.

 


Информация о работе Формирование целостной картины мира детей через интеграцию образовательных областей