Формирование целостной картины мира детей через интеграцию образовательных областей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: теоретически обосновать эффективность психолого-педагогических условий формирования целостной картины мира детей через интеграцию образовательных областей.
Объект: процесс формирования целостной картины мира детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей.

Оглавление

Введение ……………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования целостной картины мира у детей через интеграцию образовательных областей 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования целостной картины мира у детей через интеграцию образовательных областей 6
1.2. Психолого-педагогические условия формирования целостной картины мира у детей через интеграцию образовательных областей 17
Заключение…………………………………………………………………….…31
Библиографический список………...………………………………………...…33

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 42.10 Кб (Скачать)

Содержание

Введение ……………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования целостной картины мира у детей через интеграцию образовательных областей 6

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования целостной картины мира у детей через интеграцию образовательных областей 6

1.2. Психолого-педагогические условия формирования целостной картины мира у детей через интеграцию образовательных областей 17

Заключение…………………………………………………………………….…31

Библиографический список………...………………………………………...…33

 

Введение

В настоящее время определяющая тенденция познавательного процесса – интеграция. В современных условиях эта педагогическая проблема приобретает новое звучание. Ее актуальность продиктована новыми требованиями, предъявляемыми к ДОУ, социальным заказом общества, что отражается в федеральных государственных требованиях.

Интеграция необходима в современной системе образования, так как, традиционная «монологическая» система в образовании почти полностью утратила свою практическую эффективность. Каждая противостоит всем остальным, как бы претендуя на большую значимость по сравнению с другими. Занятия в ДОУ представляют собой набор сведений из определенной области знаний, поэтому не могут претендовать на системное описание действительности, формирование целостной картины мира.

В таких условиях о целостном  восприятии мира у школьников не может  быть и речи.

Возникает ряд проблем, требующих решения в ДОУ:

  • дошкольники овладевают обрывочными сведениями. У учащихся возникает отрывочное представление о мире и его законах, в которых не все связано и зависимо и многое существует само по себе. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе;
  • обучающиеся не умеют связывать вновь изучаемый материал с пройденным ранее, использовать на уроках знания по другим предметам;
  • узкая специализация приводит к разорванному знанию, отчужденному от человека. Вместе с усвоением готового дифференцированного знания обучающиеся усваивают и репродуктивный характер мышления. Возникает такого рода опасность и при переходе на профильное обучение с его дифференциацией;
  • в свою очередь, учителя также затрудняются в правильном, грамотном применении знаний из других предметов по ряду причин: знания из смежных дисциплин забыты или неизвестны в силу своей новизны; нет новой информации о достижениях в пограничных науках; нет методических умений, опыта в реализации связей между предметами.

Существующая предметная парадигма отражает традиционно сложившееся в науке разделение предметных областей знаний на естественные, технические, гуманитарные. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию.

На сегодняшний день предлагается интегрированное построение учебного процесса. Курс на вариативность, предусмотренный  учебным планом, не исключает движения к интеграции, а зачастую создает  для этого благоприятные условия.

Цель работы: теоретически обосновать эффективность психолого-педагогических условий формирования целостной картины мира детей через интеграцию образовательных областей.

Объект: процесс формирования целостной картины мира  детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей.

Предмет: психолого-педагогические условия формирования целостной картины мира детей через интеграцию образовательных областей.

Гипотеза: формирование целостной картины мира детей будет более эффективным при интеграции образовательных областей в образовательном процессе ДОУ, позволяющей охватывать в едином образовательном проекте следующие виды деятельности детей: художественно-творческую, игровую, речевую, музыкальную.

Задачи работы:

    • изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования целостной картины мира детей через интеграцию образовательных областей;
    • выявление эффективных психолого-педагогических условий формирования целостной картины мира детей через интеграцию образовательных областей;
    • разработка проектов c интеграцией образовательных областей в условиях ДОУ с целью формирования целостной картины мира.

 

Глава 1. Теоретические аспекты  формирования целостной картины   мира у детей через интерпретацию образовательных областей.

1.1. Анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме формирования целостной картины мира у детей через интеграцию образовательных областей.

Анализ работ в теории и практике дошкольной и школьной педагогики позволил выявить факт, что вопроса о становлении целостной картины мира ученые касались косвенно в аспектах разработки содержания системы знаний о труде взрослых (В.И. Логинова), о социально-нравственных отношениях (С.А. Козлова), о природных закономерностях (С.Н. Николаева), о художественном образе мира (Т.С. Комарова, Р.М. Чумичева).

В ряде работ содержится характеристика важных аспектов понятия картины  мира, ее особенностей, проблем формирования в конкретные исторические эпохи, но целый ряд теоретических и  практических аспектов, касающихся изучения проблемы формирования эстетической картины  мира у детей в системе предшкольного  образования остается вне исследовательского интереса, что подтверждает актуальность темы данного исследования.

Картина мира – система образов и связей между ними, наглядных представлений о мире и месте человека в нем, о взаимоотношениях человека с действительностью, о своей роли и месте в мире, о пространственной и временной последовательности событий, их причинах, значении и целях (К.Б. Соколов). Целостная картина мира - социально-обусловленное субъективное эмоциональное отношение человека к прекрасному и безобразному, к социуму, к природе и проч., связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного, трагического и т.д. [1] Теоретическое обоснование целостной картины мира строится на представлениях и характеризуется различными понятиями. Проблема эстетической сущности человека в целостной картине мира представлена в идеях всеединства В.С. Соловьева, христианской антропологии Н.А. Бердяева и др. Отсутствие системности, и целостности представлений обусловлено недостаточным вниманием со стороны педагогов к формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста, что подтверждает актуальность данной проблемы. [3] 

Основными компонентами целостной  картины мира являются эстетические природосообразные чувства: времени, пространства и ритма. Чувство пространства проявляется в способности гармонично и свободно ориентироваться в окружающей среде. Чувство времени отражает соотношение опыта прошлого и настоящего, направленного на создание образа будущего. Ритм - основополагающее начало целостной картины мира, отражающее пространство и время в закономерной последовательности и проявляется в полиритмии, является необходимым, целесообразным качеством, лежащим в основе чувственного познания детьми целостней картины мира. [3] Формирование целостной картины мира целесообразно начинать уже в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок гармонично «слит» с природой, остро чувствует свою нужность и родственность окружающему, «открыт» для осмысленного принятия «правил» отношений с миром и активно ищет свое место в нем (Л.А. Венгер, А.В. Бакушинский, Н.А. Ветлугина).

В последнее время, в связи с  введением новых образовательных  стандартов у ученых и практических работников вновь появился интерес  к интеграции. Так, основополагающий принцип развития современного дошкольного  образования, предложенный Федеральными государственными требованиями к структуре  основной общеобразовательной программы  дошкольного образования – принцип  интеграции образовательных областей.

Данный принцип является инновационным  и обязывает ДОУ коренным образом  перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего  формирование интегральных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.

Понятие интеграции относится к общенаучным и заимствовано педагогической наукой из философии, где интеграция понимается как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Впервые интерес к данной проблеме возникает ещё в трудах Я.А. Коменского. Он писал, что предмет будет усвоен, если ему будет положено прочное основание, если это основание будет заложено глубока, если всё, допускающее различие, будет различно самым точным образом, а всё, имеющее взаимную связь, постоянно будет соединяться. В этих положениях великого дидактика представлена суть универсального хода развития любой большой сложной системы применительно к частному случаю, каким является складывающаяся в процессе обучения система знаний ребёнка.

В отечественной педагогике первая попытка теоретического исследования аспектов данной проблемы предпринималась  К.Д. Ушинским, выявившим психологические  основы взаимосвязи различных предметов. Система знаний. Которая должна быть сформирована у детей, понималась К.Д. Ушинским не как механическая сумма  абстрактных представлений, а как  единство органически связанных  между собой знаний об объективно существующем миром.

В частности К.Д. Ушинский первым предложил  интеграцию чтения и письма в начальной  школе на основе звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. По замыслу  педагога, это позволяло приспособить и соединить в единое целое  отдельные элементы двух видов речевой  деятельности – письма и чтения – для достижения общей цели формирования у детей способности к дистанционному общению с помощь текста.

На протяжении XX столетия интеграция использовалась педагогами на разных ступенях обучения как гармоничное объединение различных предметов, которое позволило внести целостность в познание ребёнком мира. Особый интерес к проблеме интеграции появился в конце XX в. В это же время появился сам термин «интеграция». На сессии ЮНЕСКО (1993 г.) было принято рабочее определение интеграции как такой органической взаимосвязи, такого взаимопроникновения знаний, которое должно вывести ребёнка на понимание единой научной картины мира. Данное определение даёт понимание конечной цели интегрированного процесса и имеет мировоззренческий аспект, но требует уточнения.

Интересные признаки интегративного процесса выделяет Ю. С.  Тюнников:

  1. Интеграция строится как взаимодействие разнородных, ранее разобщённых отдельных элементов;
  2. Интеграция связана с качественными и количественными преобразованиями взаимодействующих элементов;
  3. Интегративный процесс имеет свою логико-содержательную основу;
  4. Должны иметь место педагогическая целесообразность и относительная самостоятельность  интегративного процесса.[16]

Поддержка интегрированного обучения интенсивно осуществляется и  со стороны  психологов. Значительный вклад в  неё внесла теория интериоризации А.Л. Леонтьева: «Главную роль в развитии конкретно психологических взглядов на происхождение внутренних мыслительных операций сыграло введение в психологию понятия об интериоризации», обозначающего преобразование процесса внешней деятельности  в процессы сознания, в ходе которого «они обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходить границы возможностей внешней деятельности». [9]

В дошкольной педагогике в настоящее  время также накоплен значительный теоретический и практический материал по проблеме взаимосвязи видов детской  деятельности с позиций комплексного и интегрированного подходов (Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, С.П. Козырева, Т.С. Комарова, Г.П. Новикова и др.). Однако интегрированные  занятия специально не изучались как форма интегрированного образования дошкольников. В настоящее время перед ДОУ поставлена совершенно иная задача – разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение оного дня, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Это принципиально новый подход к дошкольному образованию.

Процесс формирования целостной картины  мира у детей в системе дошкольного  и школьного образования осуществляется в ходе поэтапного развития природосообразных эстетических чувств на интегративных занятиях, так как эстетические чувства сами по себе интегративны. Формирование целостной картины мира у детей в системе дошкольного и школьного образования является основополагающим способности воспринимать и запоминать воспринятое, что приводит к активному поиску информации и значительно повышает познавательный интерес и социальную адаптацию человека в окружающем мире.

Информация о работе Формирование целостной картины мира детей через интеграцию образовательных областей