Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:13, курсовая работа
Цель работы: теоретически обосновать эффективность психолого-педагогических условий формирования целостной картины мира детей через интеграцию образовательных областей.
Объект: процесс формирования целостной картины мира детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей.
Введение ……………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования целостной картины мира у детей через интеграцию образовательных областей 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования целостной картины мира у детей через интеграцию образовательных областей 6
1.2. Психолого-педагогические условия формирования целостной картины мира у детей через интеграцию образовательных областей 17
Заключение…………………………………………………………………….…31
Библиографический список………...………………………………………...…33
При рождении ребёнок представляет
собой большой чувствительный орган
или, точнее, находится в голографическом
(целостном) состоянии. Он способен целостно,
нерасчленённо, а значит точно и
адекватно воспринимать мир. Детское
восприятие голографично: ребёнок «слышит»
всем телом, «видит» всем организмом.
Мир, внешние воздействия
Для эффективной организации
ФГТ выделяют 10 образовательных областей:
Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:
Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:
Цель: формирование
основ безопасности собственной
жизнедеятельности и
Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
Цель: формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач:
Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
Цель: формирование
интереса к эстетической стороне
окружающей действительности, удовлетворение
потребности детей в
Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействиями с окружающими людьми через решение следующих задач:
Эти области
не должны реализовываться в
Вторым системообразующим фактором является интеграция образовательных областей на основе календарно-тематического планирования, которая определяет логико-содержательную основу целостного образовательного процесса.
Третьим
фактором выступает интеграция основных
видов деятельности детей дошкольного
возраста: познавательно-
Некоторые учёные при интеграции различных видов деятельности предлагают создавать синтетические деятельностные блоки. Так, Д.Б. Богоявленская разрабатывает «креативное поле», которое позволяет включить ребёнка в творческую деятельность. Как интегратор все видов деятельности ребёнка в дошкольном образовании уместно также рассматривать игру.
В результате
освоения интегративной деятельность
у ребёнка формируются
Четвёртым системообразующим фактором можно считать формирование интегральных качеств личности, которые предусмотрены ФГТ в качестве конечного результата образовательной деятельности ДОУ. По своей сути личность целостна, системна. В процессе личностного становления ребёнок постепенно обретет самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой. Интегральная индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения.
В ФГТ чётко выделяются линии воспитания: духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, гендерное, а также воспитание здорового безопасного образа жизни. В Федеральном документе также выделены единые воспитательные процессы, ориентированные на воспитание гражданина, любящего свой народ, свой край и свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Помимо этого, ФГТ намечает линии развития детей дошкольного возраста: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-речевое. Несомненно, что интеграция образовательной деятельности должна учитывать и обеспечивать процессы воспитания и развития дошкольника.
Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции, которые будут обеспечивать синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника в процессе воспитания, развития на основе календарно-тематического планирования. Формы интегративного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции и новые взаимоотношения педагога, воспитанника, родителей в течение одного дня, одной недели. Такими интегративными формами в ДОУ могут выступать совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно ролевые игры.
Особенность организации интегративного процесса в ДОУ такова, что все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определённой темы предполагает их интеграцию. [15]
Таким образом,
интеграция как целостное явление,
объединяющая образовательные области,
разные виды деятельности, приёмы и
методы в единую систему на основе
календарно-тематического
В настоящее
время в нашей стране происходят
существенные изменения в системе
дошкольного образования. Современное
образование встало на путь реформ,
определения своего развития, адекватного
современным условиям. Практически
в каждом дошкольном образовательном
учреждении происходят инновационные
преобразования, связанные с переходом
на Федеральные государственные
требования, внедрением новых программ
и технологий, поиском эффективных
моделей организации
Законом «Об образовании» утверждён принцип вариативности в выборе форм, методов, технологий обучения, позволяющий педагогам дошкольных образовательных учреждений использовать наиболее оптимальный на их взгляд вариант, конструировать педагогический процесс по любой модели. Такой подход предполагает максимальное раскрытие творческого потенциала педагогов, способствует развитию инициативности, побуждает к использованию современных элементов, более эффективных методов обучения, к освоению различных педагогических технологий.
Сегодня в науке и практике интенсивно осваивается взгляд на ребёнка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослого должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Знания, умения, навыки должны рассматриваться в парадигме появления и становления у детей раннего и дошкольного возраста важнейших психических новообразований, которые являются основой личностного развития человека. [6]
Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
В ФГТ
содержится указание на то, какие виды
деятельности можно считать приемлемыми
формами практики для ребенка
дошкольного возраста: игровая, коммуникативная,
трудовая, двигательная, познавательно-