Формирование целостной картины мира детей через интеграцию образовательных областей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: теоретически обосновать эффективность психолого-педагогических условий формирования целостной картины мира детей через интеграцию образовательных областей.
Объект: процесс формирования целостной картины мира детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей.

Оглавление

Введение ……………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования целостной картины мира у детей через интеграцию образовательных областей 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования целостной картины мира у детей через интеграцию образовательных областей 6
1.2. Психолого-педагогические условия формирования целостной картины мира у детей через интеграцию образовательных областей 17
Заключение…………………………………………………………………….…31
Библиографический список………...………………………………………...…33

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 42.10 Кб (Скачать)

При рождении ребёнок представляет собой большой чувствительный орган  или, точнее, находится в голографическом (целостном) состоянии. Он способен целостно, нерасчленённо, а значит точно и  адекватно воспринимать мир. Детское  восприятие голографично: ребёнок «слышит» всем телом, «видит» всем организмом. Мир, внешние воздействия пронизывают  тело, психику, мозг и адекватно воспринимаются. Постепенно, со временем происходит дифференциация органов ощущений. Угасание субсенсорности и голографичности, по мнению учёных, резко снижает развитие ребёнка. [22] Обеспечение систематического функционирования интеграционного процесса позволяет создавать целостную систему развития у дошкольников познавательной активности и даёт возможность целостно воспринимать окружающий мир, не нарушая его природу.

Для эффективной организации интеграционного  процесса  в дошкольном образовании  необходимо выделить системообразующий  фактор интеграции как «рабочей единицы», которым может быть любой компонент  содержания дошкольного образования, качественные характеристики его участников. Основным системообразующим фактором выступают образовательные области.

ФГТ выделяют 10 образовательных областей:

  1. Физическая культура.

Цель: формирование у детей интереса и ценностного  отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих  задач:

  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
  1. Здоровье.

Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение  следующих задач:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
  1. Безопасность.

Цель: формирование основ безопасности собственной  жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через  решение следующих задач:

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
  1. Социализация.

Цель: освоение первоначальных представлений социального  характера и включение детей  в систему социальных отношений  через решение следующих задач:

  • развитие игровой деятельности детей;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
  1. Труд.

Цель: формирование положительного отношения к труду  через решение следующих задач:

  • развитие трудовой деятельности;
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • формирование первичных представлений о труде  взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
  1. Познание.

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через  решение следующих задач:

  • сенсорное развитие;
  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
  1. Чтение художественной литературы.

Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение  следующих задач:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятии и эстетического вкуса.
  1. Художественное творчество.

Цель: формирование интереса к эстетической стороне  окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении  через решение следующих задач:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • развитие детского творчества;
  • приобщение к изобразительному искусству.
  1. Музыка.

Цель: развитие музыкальности детей, способности  эмоционально воспринимать музыку через  решение следующих задач:

  • развитие музыкально-художественной деятельности;
  • приобщение к музыкальному искусству;
  • развитие музыкальности детей;
  • развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
  1. Коммуникация.

Цель: овладение  конструктивными способами и  средствами взаимодействиями с окружающими  людьми через решение следующих  задач:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи. [17]

Эти области  не должны реализовываться в образовательной  деятельности ДОУ  в чистом виде – необходим их синтез, нужна  интеграция, которая обеспечит качественное и количественное изменения формирования качеств личности дошкольника. При  этом нужно понимать, что образовательным  областям придаёт целостность не столько их объединение, сколько  проникновение одной области (или  нескольких) в другую.

Вторым  системообразующим фактором является интеграция образовательных областей на основе календарно-тематического  планирования, которая определяет логико-содержательную основу целостного образовательного процесса.

Третьим фактором выступает интеграция основных видов деятельности детей дошкольного  возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая  основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты  обеспечить необходимые  условия  для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и дети, и родители. Таким образовательным продуктом  могут выступать новое знание, рисунок, танец, спектакль, составленный ребёнком текст и др.

Некоторые учёные при интеграции различных  видов деятельности предлагают создавать  синтетические деятельностные блоки. Так, Д.Б. Богоявленская разрабатывает «креативное поле», которое позволяет включить ребёнка в творческую деятельность. Как интегратор все видов деятельности ребёнка в дошкольном образовании уместно также рассматривать игру.

В результате освоения интегративной деятельность у ребёнка формируются целостные  социальные и психологические образования, интегрированные способы деятельности, легко переносимые из одной сферы  в другую, индивидуальный стиль деятельности, освоение социального опыта, развитие творческих способностей.

Четвёртым системообразующим фактором можно  считать формирование интегральных качеств личности, которые предусмотрены  ФГТ в качестве конечного результата образовательной деятельности ДОУ. По своей сути личность целостна, системна. В процессе личностного становления  ребёнок постепенно обретет самостоятельность  как способность к автономному  существованию и социальную активность как способность создавать и  поддерживать свои отношения со средой. Интегральная индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения.

В ФГТ  чётко выделяются линии воспитания: духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, гендерное, а также воспитание здорового  безопасного образа жизни. В Федеральном  документе также выделены единые воспитательные процессы, ориентированные  на воспитание гражданина, любящего свой народ, свой край и свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям  и обычаям других народов. Помимо этого, ФГТ намечает линии развития детей дошкольного возраста: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-речевое. Несомненно, что  интеграция образовательной деятельности должна учитывать и обеспечивать процессы воспитания и развития дошкольника.

Чтобы качественно  осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции, которые  будут обеспечивать синтез образовательных  областей, взаимосвязь разных видов  деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника в процессе воспитания, развития на основе календарно-тематического планирования. Формы интегративного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции и новые взаимоотношения педагога, воспитанника, родителей в течение одного дня, одной недели. Такими интегративными формами в ДОУ могут выступать совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно ролевые игры.

Особенность организации интегративного процесса в ДОУ такова, что все перечисленные  формы не могут существовать в  чистом виде, выбор определённой темы предполагает их интеграцию. [15]

Таким образом, интеграция как целостное явление, объединяющая образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и  методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования, выступает в дошкольном образовании  ведущим средством организации  образовательного процесса, ведущей  формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей.

 

 

 

 

 

1.2. Психолого-педагогические  условия формирования целостной  картины мира у детей через  интеграцию образовательных областей. 

В настоящее  время в нашей стране происходят существенные изменения в системе  дошкольного образования. Современное  образование встало на путь реформ, определения своего развития, адекватного  современным условиям. Практически  в каждом дошкольном образовательном  учреждении происходят инновационные  преобразования, связанные с  переходом  на Федеральные государственные  требования, внедрением новых программ и технологий, поиском эффективных  моделей организации педагогического  процесса.

Законом «Об образовании»  утверждён принцип  вариативности в выборе форм, методов, технологий  обучения, позволяющий  педагогам дошкольных образовательных  учреждений использовать наиболее оптимальный  на их взгляд вариант, конструировать педагогический процесс   по любой  модели. Такой подход предполагает максимальное  раскрытие творческого  потенциала педагогов, способствует развитию инициативности, побуждает к использованию  современных элементов, более эффективных  методов  обучения, к освоению различных  педагогических технологий.

Сегодня в науке и  практике интенсивно осваивается взгляд на ребёнка, как  на «саморазвивающуюся систему», при  этом усилия взрослого должны быть направлены на создание условий для  саморазвития детей. Знания, умения, навыки должны рассматриваться в парадигме  появления и становления у  детей раннего и дошкольного  возраста важнейших психических  новообразований, которые являются основой личностного развития человека. [6]

Согласно  теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

В ФГТ  содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми  формами практики для ребенка  дошкольного возраста: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности и продуктивная.

Информация о работе Формирование целостной картины мира детей через интеграцию образовательных областей