Духовно-нравственное самосовершенствование личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение методов, стимулирующих духовно-нравственное самосовершенствование личности в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать литературу по данной теме;
- изучить методы, стимулирующие духовно-нравственное самосовершенствование личности
- выявить уровень развития духовно-нравственных качеств учащихся.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА 5
1.1. Общая характеристика духовно-нравственного воспитания 5
1.2.Методы, стимулирующие духовно-нравственное самосовершенствование личности 16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАНННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ 25
2.1. Методики диагностики духовно-нравственных качеств личности 25
2.2. Результаты диагностики духовно-нравственных качеств личности учащихся 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Дух-нравств самосоверш личности курс 47.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения  и  ядро мотивации жизненной активности.

Методика М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два вида ценностей: а) терминальные -  убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться  б)  инструментальные  -  убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.  Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели  и  ценности-средства.

Методика  М. Рокича  содержит два списка ценностей по 18 в каждом. Используя  гибкость методики мы несколько сократили стимульный материал (до 9 ценностей) и в нашем исследовании использовали только первый список.

                Бланк к методике  ценностных ориентаций  М. Рокича

ДЕНЬГИ (материально обеспеченная жизнь)

СЕМЬЯ (счастливая семейная жизнь, духовная и физическая близость с любимым  человеком)

ПОЗНАНИЕ (интеллектуальное развитие, расширение своего кругозора, жизненная мудрость)

РАБОТА (интересная, творческая, продуктивная деятельность, максимально полное использование своих сил и способностей)

СЧАСТЬЕ  ДРУГИХ (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, народа, человечества в целом)

САМОРАЗВИТИЕ  (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование, достижение внутренней гармонии)

КАРЪЕРА  (общественное признание, уважение окружающих)

ДРУЗЬЯ  (наличие хороших и верных друзей)

УДОВОЛЬСТВИЯ   (полнота и  эмоциональная насыщенность жизни)

       Списки ценностных ориентаций выдавались испытуемым с инструкцией проранжировать предложенные ценности по их значимости в жизни испытуемого.

 

Методика  “Тип психологического совершенствования”

Поиск себя и выбор жизненных ориентиров так или иначе сопряжен с формированием целей саморазвития и самореализации.

Цель данной методики: определить направленность саморазвития, совершенствования человека.

Оборудование:  список личностных качеств - доброжелательность, сила воли, сочувствие, выдержка, искренность, уверенность.

Инструкция: “Выберите из этого списка одно качество, которое Вы хотели бы развивать в себе, добавить себе.   Теперь из того же списка выберите одно качество, которое Вы хотели бы чтобы развивали окружающие Вас люди”.

Обработка и интерпретация данных:  предложенные качества личности разделяются на две группы: 

1)  качества эмоционально-волевой сферы личности  (волевые) - сила воли, выдержка, уверенность; 

2) качества, характеризующие нравственную сторону личности (нравственные) - доброжелательность, сочувствие, искренность.

По данным первого и второго выборов определяется тип психологического совершенствования.

 

2.2. Результаты диагностики духовно-нравственных качеств личности учащихся

 

После обработки  данных по методике  ценностных ориентаций  М. Рокича мы получили следующие результаты  (см. табл. 1).

По полученным данным мы можем говорить о том, что системы ценностных ориентаций юношей и девушек не имеют значимых отличий.  На первом месте как у тех, так и других находится ценность счастливой семейной жизни, духовной и физической близости с любимым человеком; на втором месте у девушек - наличие хороших и верных друзей, у юношей  - удовольствия (полнота и эмоциональная насыщенность жизни). На третьем месте и у юношей и у девушек  -  деньги  (материально обеспеченная жизнь).  Последнее место и у девушек и у юношей занимает счастье других людей.

                                                                           Таблица 1

Средние ранговые показатели по методике ценностных ориентаций  М. Рокича

показатели

среднее значение

место

                    ценности

девушки

юноши

девушки

юноши

деньги

3.92

3.91

3

3

семья

2.29

2.95

1

1

познание

6.61

5.55

8

7

работа

4.92

5.09

5

6

счастье других

7.11

7.13

9

9

саморазвитие

6.24

6.0

7

8

каръера

4.73

4.73

4

5

друзья

3.32

4.16

2

4

удовольствия

5.67

3.09

6

2

 

 

После обработки данных методики “Тип психологического совершенствования” мы получили следующие результаты.

Таблица   2

Распределение  испытуемых по  типам  психологического  совершенствования

      ТПС

      Ключ

      % выбора

 

 

Себе

Другим

девушки

юноши

1.

Стать сильнее вместе со всеми (сделать мир сильнее)

в

в

20   

40

2.

Утвердиться самому в более мягком окружении

в

н

50

60

3.

Смягчить свой нрав, помогая утвердиться другим

н

в

10

0

4.

Стать мягче вместе со всеми  (сделать мир добрее)

н

н

20

0

          В - волевые качества;  Н - нравственные качества.

 

Как мы видим, большинство подростков хотели бы развивать волевые стороны своей личности: силу воли, выдержку, уверенность; причем преобладает стремление утвердиться в более мягком окружении (чтобы окружающие стали добрее, искреннее, сочувственнее).

Как показывает опыт использования данной методики тип утвердиться самому в более мягком окружении”  является наиболее распространенным среди людей различного возраста.

Данная методика позволяет, на наш взгляд, направить внимание юношей и девушек на осознание возможности разрыва, неадекватности субъективного представления о себе и реального положения дел. Рефлексия содержания своего образа Я “со стороны” может послужить точкой опоры для  дальнейшего саморазвития и самовоспитания.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, резюмируем основные положения по проблеме духовно нравственного самосовершенствования личности, которые нашли отражение в нашей работе:

- духовно-нравственное самоопределение личности как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и раннего юношеского возраста;

- потребность в духовно-нравственном самосовершенствовании личности представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;

- духовно-нравственное самосовершенствование личности имеет ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования;  обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация есть определение себя в мире;

- в подростковом возрасте продолжается активное формирование нравственных качеств личности.

Таким образом, в результате выполнения курсовой работы были изучены методы, стимулирующие духовно-нравственное самосовершенствование личности в подростковом возрасте.

Также, мы решили следующие задачи нашего исследования:

-   изучили и проанализировали литературу по данной теме;

-   изучили методы, стимулирующие духовно-нравственное самосовершенствование личности

-   выявили уровень развития духовно-нравственных качеств учащихся.


СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                  Битянова Н.Р. Психология личностного роста. - М.: Сфера, 1995. – 2001. – 217 с.

2.                  Бондаревская Е.В. Нравственное  воспитание  учащихся  в  условиях  реализации  школьной  реформы:  Учеб.  пособие. – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986. – 252 с.

3.                  Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое  воспитание школьников: Кн. для учителя. – 2-е  изд.,  доп.  и  перераб. – Минск: Нар. асвета, 1988. – 368 с.

4.                  Леонтьев  А.Н.  Деятельность,  сознание,  личность. – М.: Прогресс, 1975. –588 с.

5.                  Лихачев  Б.Т.  Педагогика:  Курс  лекций:  Учеб. пособие для студентов пед. учебн. Заведений. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 1999. – 575 с.

6.                  Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. – М.: Владос, 2000. – 608 с.

7.                  Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Кн. 2.: Психология  образования. – М.: Владос, 2000. – 605 с.

8.                  Подласый П.И. Педагогика: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1996. – 412 с.

9.                  Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г.Ярошевского. - М., 1990.

10.             Психология и педагогика/ Под ред. Радугина  А.А. – М.: Центр, 1997. – 356 с.

11.             Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Н. Пузырея. - М.: Педагногика, 1982.

12.             Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987.

13.             Реан А.А., Бордовская  Н.В.,  Розум  С.И.  Психология  и  педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 489 с.

14.             Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. – М.: Школа-пресс, 1998. – 568 с.

15.             Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания  школьника/ Под  ред. Г.Н.  Филонова. – М.: Педагогика, 1983. – 322 с.

16.             Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. –  М.: Просвещение, 1991. – 299 с.

17.             Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников:  Пособие  для  классных руководителей. – М.: Просвещение, 1983. – 158 с.

18.             Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.  2-е  изд.,  перераб.  и  доп. – М.: Высшая  школа, 1990. – 28 с. – 512 с.

19.             Штольц Х.,  Рудольф  Р. Как воспитывать нравственное  поведение?:  Кн.  для  учителя: Пер.  с  нем. – М.: Просвещение, 1986. – 78 с.

20.             Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты  нравственного воспитания: Кн.  для  учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 236 с.

29

 



Информация о работе Духовно-нравственное самосовершенствование личности