Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 18:01, курсовая работа
Целью исследования является изучение методов, стимулирующих духовно-нравственное самосовершенствование личности в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать литературу по данной теме;
- изучить методы, стимулирующие духовно-нравственное самосовершенствование личности
- выявить уровень развития духовно-нравственных качеств учащихся.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА 5
1.1. Общая характеристика духовно-нравственного воспитания 5
1.2.Методы, стимулирующие духовно-нравственное самосовершенствование личности 16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАНННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ 25
2.1. Методики диагностики духовно-нравственных качеств личности 25
2.2. Результаты диагностики духовно-нравственных качеств личности учащихся 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности.
Методика М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два вида ценностей: а) терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться б) инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Методика М. Рокича содержит два списка ценностей по 18 в каждом. Используя гибкость методики мы несколько сократили стимульный материал (до 9 ценностей) и в нашем исследовании использовали только первый список.
Бланк к методике ценностных ориентаций М. Рокича
ДЕНЬГИ (материально обеспеченная жизнь)
СЕМЬЯ (счастливая семейная жизнь, духовная и физическая близость с любимым человеком)
ПОЗНАНИЕ (интеллектуальное развитие, расширение своего кругозора, жизненная мудрость)
РАБОТА (интересная, творческая, продуктивная деятельность, максимально полное использование своих сил и способностей)
СЧАСТЬЕ ДРУГИХ (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, народа, человечества в целом)
САМОРАЗВИТИЕ (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование, достижение внутренней гармонии)
КАРЪЕРА (общественное признание, уважение окружающих)
ДРУЗЬЯ (наличие хороших и верных друзей)
УДОВОЛЬСТВИЯ (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
Списки ценностных ориентаций выдавались испытуемым с инструкцией проранжировать предложенные ценности по их значимости в жизни испытуемого.
Методика “Тип психологического совершенствования”
Поиск себя и выбор жизненных ориентиров так или иначе сопряжен с формированием целей саморазвития и самореализации.
Цель данной методики: определить направленность саморазвития, совершенствования человека.
Оборудование: список личностных качеств - доброжелательность, сила воли, сочувствие, выдержка, искренность, уверенность.
Инструкция: “Выберите из этого списка одно качество, которое Вы хотели бы развивать в себе, добавить себе. Теперь из того же списка выберите одно качество, которое Вы хотели бы чтобы развивали окружающие Вас люди”.
Обработка и интерпретация данных: предложенные качества личности разделяются на две группы:
1) качества эмоционально-волевой сферы личности (волевые) - сила воли, выдержка, уверенность;
2) качества, характеризующие нравственную сторону личности (нравственные) - доброжелательность, сочувствие, искренность.
По данным первого и второго выборов определяется тип психологического совершенствования.
2.2. Результаты диагностики духовно-нравственных качеств личности учащихся
После обработки данных по методике ценностных ориентаций М. Рокича мы получили следующие результаты (см. табл. 1).
По полученным данным мы можем говорить о том, что системы ценностных ориентаций юношей и девушек не имеют значимых отличий. На первом месте как у тех, так и других находится ценность счастливой семейной жизни, духовной и физической близости с любимым человеком; на втором месте у девушек - наличие хороших и верных друзей, у юношей - удовольствия (полнота и эмоциональная насыщенность жизни). На третьем месте и у юношей и у девушек - деньги (материально обеспеченная жизнь). Последнее место и у девушек и у юношей занимает счастье других людей.
Средние ранговые показатели по методике ценностных ориентаций М. Рокича
показатели | среднее значение | место | ||
---|---|---|---|---|
ценности | девушки | юноши | девушки | юноши |
деньги | 3.92 | 3.91 | 3 | 3 |
семья | 2.29 | 2.95 | 1 | 1 |
познание | 6.61 | 5.55 | 8 | 7 |
работа | 4.92 | 5.09 | 5 | 6 |
счастье других | 7.11 | 7.13 | 9 | 9 |
саморазвитие | 6.24 | 6.0 | 7 | 8 |
каръера | 4.73 | 4.73 | 4 | 5 |
друзья | 3.32 | 4.16 | 2 | 4 |
удовольствия | 5.67 | 3.09 | 6 | 2 |
После обработки данных методики “Тип психологического совершенствования” мы получили следующие результаты.
Таблица 2
Распределение испытуемых по типам психологического совершенствования
№ | ТПС | Ключ | % выбора | ||
|
| Себе | Другим | девушки | юноши |
1. | Стать сильнее вместе со всеми (сделать мир сильнее) | в | в | 20 | 40 |
2. | Утвердиться самому в более мягком окружении | в | н | 50 | 60 |
3. | Смягчить свой нрав, помогая утвердиться другим | н | в | 10 | 0 |
4. | Стать мягче вместе со всеми (сделать мир добрее) | н | н | 20 | 0 |
В - волевые качества; Н - нравственные качества.
Как мы видим, большинство подростков хотели бы развивать волевые стороны своей личности: силу воли, выдержку, уверенность; причем преобладает стремление утвердиться в более мягком окружении (чтобы окружающие стали добрее, искреннее, сочувственнее).
Как показывает опыт использования данной методики тип утвердиться самому в более мягком окружении” является наиболее распространенным среди людей различного возраста.
Данная методика позволяет, на наш взгляд, направить внимание юношей и девушек на осознание возможности разрыва, неадекватности субъективного представления о себе и реального положения дел. Рефлексия содержания своего образа Я “со стороны” может послужить точкой опоры для дальнейшего саморазвития и самовоспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, резюмируем основные положения по проблеме духовно нравственного самосовершенствования личности, которые нашли отражение в нашей работе:
- духовно-нравственное самоопределение личности как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и раннего юношеского возраста;
- потребность в духовно-нравственном самосовершенствовании личности представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;
- духовно-нравственное самосовершенствование личности имеет ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования; обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация есть определение себя в мире;
- в подростковом возрасте продолжается активное формирование нравственных качеств личности.
Таким образом, в результате выполнения курсовой работы были изучены методы, стимулирующие духовно-нравственное самосовершенствование личности в подростковом возрасте.
Также, мы решили следующие задачи нашего исследования:
- изучили и проанализировали литературу по данной теме;
- изучили методы, стимулирующие духовно-нравственное самосовершенствование личности
- выявили уровень развития духовно-нравственных качеств учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. - М.: Сфера, 1995. – 2001. – 217 с.
2. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986. – 252 с.
3. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. – 2-е изд., доп. и перераб. – Минск: Нар. асвета, 1988. – 368 с.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Прогресс, 1975. –588 с.
5. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. Заведений. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 1999. – 575 с.
6. Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. – М.: Владос, 2000. – 608 с.
7. Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Кн. 2.: Психология образования. – М.: Владос, 2000. – 605 с.
8. Подласый П.И. Педагогика: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1996. – 412 с.
9. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г.Ярошевского. - М., 1990.
10. Психология и педагогика/ Под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 1997. – 356 с.
11. Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Н. Пузырея. - М.: Педагногика, 1982.
12. Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987.
13. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 489 с.
14. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. – М.: Школа-пресс, 1998. – 568 с.
15. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника/ Под ред. Г.Н. Филонова. – М.: Педагогика, 1983. – 322 с.
16. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 299 с.
17. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей. – М.: Просвещение, 1983. – 158 с.
18. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1990. – 28 с. – 512 с.
19. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя: Пер. с нем. – М.: Просвещение, 1986. – 78 с.
20. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 236 с.
29
Информация о работе Духовно-нравственное самосовершенствование личности