Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 18:01, курсовая работа
Целью исследования является изучение методов, стимулирующих духовно-нравственное самосовершенствование личности в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать литературу по данной теме;
- изучить методы, стимулирующие духовно-нравственное самосовершенствование личности
- выявить уровень развития духовно-нравственных качеств учащихся.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА 5
1.1. Общая характеристика духовно-нравственного воспитания 5
1.2.Методы, стимулирующие духовно-нравственное самосовершенствование личности 16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАНННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ 25
2.1. Методики диагностики духовно-нравственных качеств личности 25
2.2. Результаты диагностики духовно-нравственных качеств личности учащихся 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА 5
1.1. Общая характеристика духовно-нравственного воспитания 5
1.2.Методы, стимулирующие духовно-нравственное самосовершенствование личности 16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАНННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ 25
2.1. Методики диагностики духовно-нравственных качеств личности 25
2.2. Результаты диагностики духовно-нравственных качеств личности учащихся 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ВВЕДЕНИЕ
Развитие человека как личности происходит в общем контексте его жизненного пути, который определяется как история «формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». А жизненный путь имеет свои определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе.
Развитие личности как процесс социализации индивида осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, в определенных социально – политических, экономических условиях региона, страны, национальных традициях того народа, представителем которого он является. Это макроситуации личностного развития. В то же время на каждой фазе жизненного пути складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение ребенка к окружающей его социальной действительности. Социальная ситуация как условие развития и бытия в отрочестве принципиально отличается от социальной ситуации в детстве не столько по внешним обстоятельствам, сколько по внутренним причинам. Подросток продолжает жить в семье, учиться, он окружен по большей части теми же сверстниками. Сегодня, когда в России проявляется тенденция вслед за так называемыми развитыми странами к превращению в обществе потребителя, потребительские аппетиты подростков несказанно возрастают. Но в современном информационном обществе стремление подростка к статусу взрослого – мечта малодоступная, и современный подросток в большей мере попадает под внушающее воздействие побуждающей рекламы. В этом возрасте уже иначе расставляются акценты: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Все теперь освещается проекцией рефлексии, прежде всего, самые близкие: дом, семья.
Актуальность исследования состоит в том, что формирование духовно-нравственных качеств личности в подростковом возрасте играет важную роль в дальнейшей жизнедеятельности человека.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения отечественных психологов и педагогов об общественной природе воспитания человека, условиях и факторах развития личности, нормативные документы в области формирования нравственных качеств учащихся, а так же:
- концепция личностно-деятельностного подхода к развитию личности (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев);
- концепции нравственного воспитания личности (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.Ф. Харламов, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый и др.).
Объектом исследования являются духовно-нравственные качества подростков.
Предметом исследования выступает процесс воспитания духовно-нравственных качеств учащихся.
Целью исследования является изучение методов, стимулирующих духовно-нравственное самосовершенствование личности в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать литературу по данной теме;
- изучить методы, стимулирующие духовно-нравственное самосовершенствование личности
- выявить уровень развития духовно-нравственных качеств учащихся.
Методы исследования: анализ литературы, тестирование.
База исследования: МОУ СОШ №9, г. Миасс.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА
1.1. Общая характеристика духовно-нравственного воспитания
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития [1; c. 35].
Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию личности, формирует новый менталитет россиянина. Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и прежде всего культурность, интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность.
Общепринятой целью в мировой теории и практике духовно-нравственного воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели духовно-нравственного воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом [15; c. 48].
Цель духовно-нравственного воспитания позволяет поставить адекватные ей задачи:
• философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;
• оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также в осознании ответственности за жизнетворчество;
• приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;
• раскрытие общечеловеческих норм морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра;
• развитие интеллектуально-нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии;
• возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремления к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества;
• формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал, которые, в свою очередь, обеспечивают возможности личностного роста [20; c. 67].
Решение названных задач дает возможность заложить фундамент духовно-нравственной культуры личности, которая вызывает к жизни ее потребности строить и совершенствовать мир, общество, себя.
Формирование нравственности педагогика связывает не только со знанием морали, но и с ее неукоснительным соблюдением. О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.
Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.
Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.
Однако нравственное поведение характеризуется не только поступком, но и системой нравственных привычек. Они наряду с нравственными убеждениями и чувствами входят в систему внутренних регуляторов поведения. Нравственная привычка – это способность и умение произвести действие не только без особого на то контроля, но и в силу выработанной потребности в данной деятельности. Еще Д. Локк отмечал, что в воспитании главную роль играет формирование нравственных привычек. По его мнению, ни в коем случае не следует обременять память детей правилами и предписаниями, которые тотчас забываются. Гораздо полезнее упражнять их в действиях, желательных с точки зрения истинной моральности [8; с.91].
Нравственное воспитание - формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.
Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других, а для себя.
Нравственное развитие личности выступает, с одной стороны, как процесс положительных качественных изменений ее под влиянием многих факторов (нравственного воспитания, социальной среды, самовоспитания, личного опыта и др.), с другой - характеризуется как достигнутый личностью уровень нравственной воспитанности. С этих позиций можно говорить о возможном уровне нравственной воспитанности ребенка-дошкольника, младшего школьника, выпускника средней школы и т. д. Показателем высокого уровня нравственного развития человека является его нравственная направленность, выраженная как система устойчивых, нравственно-ценных мотивов, определяющих отношение личности к труду, к обществу, ее жизненные цели и идеалы.
Процесс духовно-нравственного воспитания сложен и длителен. В нем условно можно выделить три составляющие части: основную - воспитание и две сопутствующие - перевоспитание и самовоспитание.
Духовно-нравственное воспитание имеет перспективный характер, т. е. в ходе его происходит «проектирование» личности воспитанника с учетом социального заказа общества, достигнутого уровня нравственного развития, намечающихся тенденций поведения.
Принцип полисубъектного (диалогического) подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. Естественно, что при этом особое значение имеют профессионально-ценностные ориентации педагога, связанные с его отношением к учащимся, к преподаваемым предметам, к педагогической деятельности [2; c. 77].
Диалогизация педагогического процесса - это не возврат к "парной педагогике", поскольку она требует применения целой системы форм сотрудничества. При их внедрении должна соблюдаться определенная последовательность, динамика: от максимальной помощи педагога учащимся в решении учебных задач к постепенному нарастанию их собственной активности до полной саморегуляции в обучении и появления отношений партнерства между ними. Перестройка форм сотрудничества, связанная с изменением позиций педагога и учащегося, приводит к возможности самоизменения субъекта обучения, самостоятельно прокладывающего себе пути саморазвития.
В то же время саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса. Данная закономерность составляет основу такого метапринципа воспитания, как индивидуально-творческий подход. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой [8; c. 95].
В реальной педагогической практике, кроме указанных выше закономерностей и принципов нравственного воспитания, важно учитывать более частные принципы организации воспитательной работы, которыми учитель, воспитатель руководствуются в повседневной педагогической деятельности.
Информация о работе Духовно-нравственное самосовершенствование личности