Духовно-нравственное самосовершенствование личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение методов, стимулирующих духовно-нравственное самосовершенствование личности в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать литературу по данной теме;
- изучить методы, стимулирующие духовно-нравственное самосовершенствование личности
- выявить уровень развития духовно-нравственных качеств учащихся.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА 5
1.1. Общая характеристика духовно-нравственного воспитания 5
1.2.Методы, стимулирующие духовно-нравственное самосовершенствование личности 16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАНННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ 25
2.1. Методики диагностики духовно-нравственных качеств личности 25
2.2. Результаты диагностики духовно-нравственных качеств личности учащихся 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Дух-нравств самосоверш личности курс 47.doc

— 166.00 Кб (Скачать)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                            3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА               5

1.1. Общая характеристика духовно-нравственного воспитания                            5

1.2.Методы, стимулирующие духовно-нравственное самосовершенствование личности                                                                                                  16

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАНННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ                                                                       25

2.1. Методики диагностики духовно-нравственных качеств личности              25

2.2. Результаты диагностики духовно-нравственных качеств личности учащихся                                                                                                                                                          27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                                            30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                                                31


ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие человека как личности происходит в общем контексте его жизненного пути, который определяется как история «формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». А жизненный путь имеет свои определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе.

Развитие личности как процесс социализации индивида осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, в определенных социально – политических, экономических условиях региона, страны, национальных традициях того народа, представителем которого он является. Это макроситуации личностного развития. В то же время на каждой фазе жизненного пути складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение ребенка к окружающей его социальной действительности. Социальная ситуация как условие развития и бытия в отрочестве принципиально отличается от социальной ситуации в детстве не столько по внешним обстоятельствам, сколько по внутренним причинам. Подросток продолжает жить в семье, учиться, он окружен по большей части теми же сверстниками. Сегодня, когда в России проявляется тенденция вслед за так называемыми развитыми странами к превращению в обществе потребителя, потребительские аппетиты подростков несказанно возрастают. Но в современном информационном обществе стремление подростка к статусу взрослого – мечта малодоступная, и современный подросток в большей мере попадает под внушающее воздействие побуждающей рекламы. В этом возрасте уже иначе расставляются акценты: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Все теперь освещается проекцией рефлексии, прежде всего, самые близкие: дом, семья.

Актуальность исследования состоит в том, что формирование духовно-нравственных качеств личности в подростковом возрасте играет важную роль в дальнейшей жизнедеятельности человека.

Теоретико-методологической основой исследования являются положения отечественных психологов и педагогов об общественной природе воспитания человека, условиях и факторах развития личности, нормативные документы в области формирования нравственных качеств учащихся, а так же:

- концепция личностно-деятельностного подхода к развитию личности (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев);

- концепции нравственного воспитания личности (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.Ф. Харламов, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый и др.).

Объектом исследования являются духовно-нравственные качества подростков.

Предметом исследования выступает процесс воспитания духовно-нравственных качеств учащихся.

Целью исследования является изучение методов, стимулирующих духовно-нравственное самосовершенствование личности в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

-         изучить и проанализировать литературу по данной теме;

-         изучить методы, стимулирующие духовно-нравственное самосовершенствование личности

-         выявить уровень развития духовно-нравственных качеств учащихся.

Методы исследования: анализ литературы, тестирование.

База исследования: МОУ СОШ №9, г. Миасс.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА

 

1.1. Общая характеристика духовно-нравственного воспитания

 

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития [1; c. 35].

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию личности, формирует новый менталитет россиянина. Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и прежде всего культурность, интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность.

Общепринятой целью в мировой теории и практике духовно-нравственного воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели духовно-нравственного воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом [15; c. 48].

Цель духовно-нравственного воспитания позволяет поставить адекватные ей задачи:

• философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;

• оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также в осознании ответственности за жизнетворчество;

• приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;

• раскрытие общечеловеческих норм морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра;

• развитие интеллектуально-нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии;

• возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремления к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества;

• формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал, которые, в свою очередь, обеспечивают возможности личностного роста [20; c. 67].

Решение названных задач дает возможность заложить фундамент духовно-нравственной культуры личности, которая вызывает к жизни ее потребности строить и совершенствовать мир, общество, себя.

Формирование  нравственности  педагогика  связывает  не  только  со  знанием  морали, но  и  с  ее  неукоснительным  соблюдением. О  нравственности  человека  можно  говорить  только  тогда,  когда  он  нравственно  ведет себя  в  силу  внутреннего  побуждения  (потребности),  когда  в  качестве  контроля  выступают  его  собственные  взгляды  и  убеждения. Выработка таких  взглядов  и  убеждений  и  соответствующих  им  привычек  поведения  и  составляют  сущность  нравственного  воспитания.

Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных  поступках,  а в  ее общей  деятельности,  которая  оценивается, прежде всего, через способность  личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная  ценность  личности  заключается  в ее  готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.

Основными критериями  нравственности  человека  могут  являться  его  убеждения,  моральные принципы,  ценностные  ориентации,  а  также  поступки  по  отношению к близким  и  незнакомым людям.  Нравственным  следует считать такого человека, для  которого  нормы,  правила  и  требования  морали  выступают  как  его  собственные  взгляды  и  убеждения  (мотивы),  как  привычные  формы  поведения.

Однако  нравственное  поведение  характеризуется  не  только  поступком,  но  и  системой  нравственных  привычек.  Они  наряду  с  нравственными  убеждениями  и чувствами  входят  в  систему внутренних  регуляторов  поведения.  Нравственная  привычка  –  это  способность  и  умение  произвести  действие  не  только  без  особого  на  то  контроля,  но  и  в  силу  выработанной  потребности  в  данной  деятельности.  Еще  Д.  Локк  отмечал,  что  в  воспитании  главную  роль  играет  формирование  нравственных  привычек.  По  его  мнению,  ни  в коем  случае  не  следует  обременять  память  детей  правилами  и  предписаниями,  которые  тотчас  забываются.  Гораздо полезнее упражнять  их  в  действиях,  желательных  с  точки  зрения  истинной  моральности [8; с.91].

Нравственное воспитание - формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других, а для себя.

Нравственное развитие личности выступает, с одной стороны, как процесс положительных качественных изменений ее под влия­нием многих факторов (нравственного воспитания, социальной среды, самовоспитания, личного опыта и др.), с другой - харак­теризуется как достигнутый личностью уровень нравственной воспитанности. С этих позиций можно говорить о возможном уровне нравственной воспитанности ребенка-дошкольника, млад­шего школьника, выпускника средней школы и т. д. Показателем высокого уровня нравственного развития человека является его нравственная направленность, выраженная как система устойчи­вых, нравственно-ценных мотивов, определяющих отношение лич­ности к труду, к обществу, ее жизненные цели и идеалы.

Процесс духовно-нравственного воспитания сложен и длителен. В нем условно можно выделить три составляющие части: основную - воспитание и две сопутствующие - перевоспитание и самовоспи­тание.

Духовно-нравственное воспитание имеет перспективный характер, т. е. в ходе его происходит «проектирование» личности воспитан­ника с учетом социального заказа общества, достигнутого уровня нравственного развития, намечающихся тенденций поведения.

Принцип полисубъектного (диалогического) подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. Естественно, что при этом особое значение имеют профессионально-ценностные ориентации педагога, связанные с его отношением к учащимся, к преподаваемым предметам, к педагогической деятельности [2; c. 77].

Диалогизация педагогического процесса - это не возврат к "парной педагогике", поскольку она требует применения целой системы форм сотрудничества. При их внедрении должна соблюдаться определенная последовательность, динамика: от максимальной помощи педагога учащимся в решении учебных задач к постепенному нарастанию их собственной активности до полной саморегуляции в обучении и появления отношений партнерства между ними. Перестройка форм сотрудничества, связанная с изменением позиций педагога и учащегося, приводит к возможности самоизменения субъекта обучения, самостоятельно прокладывающего себе пути саморазвития.

В то же время саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса. Данная закономерность составляет основу такого метапринципа воспитания, как индивидуально-творческий подход. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой [8; c. 95].

В реальной педагогической практике, кроме указанных выше закономерностей и принципов нравственного воспитания, важно учитывать более частные принципы организации воспитательной работы, которыми учитель, воспитатель руководствуются в повседневной педагогической деятельности.

Информация о работе Духовно-нравственное самосовершенствование личности