Духовно-нравственное самосовершенствование личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение методов, стимулирующих духовно-нравственное самосовершенствование личности в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать литературу по данной теме;
- изучить методы, стимулирующие духовно-нравственное самосовершенствование личности
- выявить уровень развития духовно-нравственных качеств учащихся.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА 5
1.1. Общая характеристика духовно-нравственного воспитания 5
1.2.Методы, стимулирующие духовно-нравственное самосовершенствование личности 16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАНННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ 25
2.1. Методики диагностики духовно-нравственных качеств личности 25
2.2. Результаты диагностики духовно-нравственных качеств личности учащихся 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Дух-нравств самосоверш личности курс 47.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

Наиболее  последовательной  и  современной  представляется  классификация,  разработанная  Щукиной  Г. И.,  в  которой  выделяют  такие  группы  методов:

- методы  разностороннего  воздействия  на  сознание,  чувства  и  волю  учащихся  в  интересах  формирования  у  них  нравственных  взглядов  и  убеждений  (методы  формирования  сознания  личности);

- методы  организации  деятельности  и  формирования  опыта  общественного  поведения;

- методы  стимулирования  поведения  и  деятельности [15, с. 167].

Первый  этап  правильно  организованного  воспитания  –  знание  (понимание)  воспитанником  тех  норм  и  правил  поведения,  которые  должны  быть  сформированы  в  процессе  воспитания.  К  влияниям,  которые  создают  нравственные  установки,  смыслообразующие  мотивы,  отношения,  формируют  представления,  понятия,  идеи,  относятся  методы,  получившие  общее  название  методов  формирования  сознания  личности.

Методы этой  группы  очень  важны  и  для  успешного  прохождения  следующего важного этапа воспитательного процесса – формирования чувств, эмоционального переживания  требуемого  поведения.  Если  ученики  остаются  безразличны  к  педагогическому  воздействию,  то,  как известно, процесс развивается  медленно и редко достигает  намеченной  цели. Глубокие  чувства  рождаются  тогда,  когда  осознанная  идея  облекается  в  яркие,  волнующие  образы.

В  учебных  пособиях  методы  этой  группы  называются  методами  убеждения, поскольку главное их назначение – формирование  устойчивых  убеждений. Не знания, а  убеждения  стимулируют  поступки,  поэтому не  столько понятия и суждения, сколько нравственная  уверенность  в общественной  необходимости  и  личной полезности  определенного  типа  поведения  должна  формироваться  на  этапе  развития  сознания.  Методы достигают цели,  когда у воспитанников сформировалась  готовность  активно включаться в предусмотренную содержанием  воспитания  деятельность.

Основная функция методов данной группы - формирование нравственных представлений, понятий и на их основе убеждений и нрав­ственной направленности личности. Убеждение рассматривается в педагогике как метод педагогического воздействия на сознание, чувства и волю вос­питанников с целью формирования и закрепления у них поло­жительных моральных качеств и устранения отрицательных черт в характере и поведении. При помощи убеждения воспитатель формирует у подростков моральные представления и понятия, руко­водствуясь которыми дети вырабатывают правильные суждения, оценочные отношения к поступкам людей, к общественным со­бытиям и к самому себе, овладевают моральными нормами и правилами поведения в быту, в обществе, в своем коллективе. Убеждение  в  воспитательном  процессе  достигается  при  использовании  различных  приемов  и  методов:  чтение  и  анализ  библейских  притч,  басен,  назидательных  рассказов;  этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример [18; с. 232].

Каждый  из  методов  имеет  свою  специфику  и  область  применения.  Несмотря  на  кажущуюся  простоту,  все  без  исключения  методы  этой  группы  требуют  высокой  педагогической  квалификации. Рассмотрим  наиболее  сложные  по содержанию  и  применению  методы  словесно-эмоционального  воздействия:  рассказ,  разъяснение,  этическую  беседу  и  метод  наглядно-практического  воздействия  –  пример.

Разъяснение  –  метод  эмоционально-словесного  воздействия  на  воспитанников.  Важная  черта,  отличающая  разъяснение  от  объяснения  и  рассказа,  –  ориентированность  воздействия  на  данную  группу  или  отдельную  личность.  Применение  этого  метода  основывается  на  знании  особенностей  класса  и  личностных  качеств  членов  коллектива. 

Разъяснение применяется в соответствии с возрастом воспитанников и уровнем развития нравственного сознания. Разъяснением необходимо сопровождать вве­дение новых правил, требований, чтобы предупредить их нару­шение. При разъяснении применяется показ способов и образцов действий и отношений. Разъяснение  применяется  только  там  и  только  тогда,  когда  воспитаннику действительно  необходимо  что-то  объяснить,  сообщить  о  новых  нравственных положениях,  так  или  иначе  повлиять  на  его  сознание  и  чувства.  Но  разъяснения  не  нужны  там,  где  речь  идет  о  простых  и  очевидных  нормах  поведения  в  школе  и  обществе.  Здесь  необходимы  категорические  требования.

В  практике  воспитания  разъяснение  опирается  на  внушение.  Для  него  характерно некритическое восприятие  школьником  педагогического  воздействия.  Внушение,  проникая  незаметно  в  психику,  действует  на  личность  в  целом,  создавая  установки  и  мотивы поведения.  Педагог  должен  использовать  внушение  в  тех  случаях,  когда  воспитанник  должен  принять  определенные  установки.  Внушение  используется  для усиления  воздействия  других  методов  воспитания [18; с. 233].

Эффективность применения данного метода зависит от того, насколько воспитатель или учитель опираются на жизненный опыт подростков. Внушение применяется по отношению к группе сверстни­ков и к отдельным подросткам с учетом их индивидуальных особенно­стей (застенчивость, робость, неуверенность, беспомощность). Разъяснение и внушение тесно связаны с приучением к пра­вильному поведению, с упражнением в положительных мораль­ных поступках. Это дает возможность воспитывать устойчивые навыки и при­вычки нравственного поведения, формировать осознанность и осмысленность всех действий, отношений.

В  работе  с  учащимися  различных  возрастных  групп  широко  применяется  этическая  беседа.  В  педагогической  литературе она  рассматривается  и  как  метод  привлечения  учащихся  для  обсуждения,  анализа  поступков  и  выработки  нравственных  оценок,  и  как  форма  разъяснения  подросткам  принципов  нравственности  и  их  осмысления,  и  как  средство  формирования  системы  моральных  представлений  и  понятий,  которые  в свою  очередь  выступают  в  качестве  основы  для  формирования  нравственных  взглядов  и  убеждений.

Этическая  беседа  –  метод  систематического  и  последовательного  обсуждения  знаний,  предполагающий  участие  обеих сторон  –  воспитателя  и  воспитанников.  Воспитатель  выслушивает  и  учитывает  мнения,  точки  зрения  своих  собеседников,  строит  свои  отношения  с  ними  на  принципах  равноправия  и  сотрудничества.  Этической  беседа  называется  потому,  что  ее  предметом  чаще  всего  становятся  нравственные,  моральные,  этические  проблемы.  Цель  этической  беседы  –  углубление,  упрочение  нравственных  понятий,  обобщение  и  закрепление  знаний,  формирование  системы  нравственных  взглядов  и  убеждений [18; с.234].

Этическая  беседа  –  метод  привлечения  воспитанников  к  выработке  правильных  оценок  и  суждений  по  всем  волнующим  их  вопросам.  Обсуждая  ситуации,  конкретные  поступки,  ребята  легче  постигают  их  сущность  и  значение.

Пример - это воздействие поступков и дейст­вий на чувства, сознание и поведение воспитуемого. Примеры обладают наглядностью, большой силой эмоционального воздействия на подростков, поэтому об­легчают усвоение нравственных привычек и навыков. Применение примера как метода нравственного воспитания основывается так­же на любви и уважении подростков к окружающим их людям. Специфика и сила примера как метода нравственного воспи­тания заключается в том, что при его использовании знания фор­мируются в единстве со способами поведения.

Пример  –  воспитательный  метод  исключительной  силы.  Его  воздействие основывается  на  известной  закономерности:  явления,  воспринимаемые  зрением, быстро и без труда  запечатлеваются  в  сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни  перекодирования,  в  котором  нуждается  любое  речевое  воздействие.  Пример  действует  на  уровне  первой  сигнальной  системы,  а  слово  –  второй.  Пример  дает  конкретные  образцы  для  подражания  и  тем  самым  активно  формирует  сознание,  чувства,  убеждения,  активизирует  деятельность.  Когда  говорят  о  примере,  подразумевают,  прежде  всего,  пример  живых  конкретных  людей  –  родителей,  воспитателей,  друзей.  Но  большую  воспитательную  силу  имеет  и  пример  героев  книг,  фильмов,  исторических  деятелей,  выдающихся ученых.

Психологической  основой  примера  служит  подражательность.  Благодаря  ей  люди  овладевают  социальным  и  нравственным  опытом.  Не  всегда  подражательность  имеет  непосредственный  характер,  часто  мы  ее  наблюдаем  в  опосредованной  форме  –  это  не  механический  процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта  определенной личности, не простое повторение и  отражение.  Подражательность  –  деятельность  индивида.  Иногда  очень  трудно  определить  черту,  где  заканчивается  подражание  и  где  начинается  творчество.  Часто творчество  и  проявляется  в  особенном,  своеобразном  подражании [18; с.242].

Подростки  подражают  тем,  кто  оказывает  на  них  наиболее сильное  впечатление.  Согласно  данным  психологов,  неизменную  симпатию  подростков  вызывают  люди  смелые,  волевые,  находчивые,  обладающие  большой  физической  силой,  стройной  фигурой,  приятной  манерой  общаться,  правильными  чертами  лица. 

Жизнь дает не  только  положительные, но и  отрицательные  примеры. Обращать внимание  подростков на  негативное в  жизни  и  поведении людей, анализировать  последствия  неправильных  поступков,  извлекать правильные  выводы  не  только  желательно,  но  и  необходимо.  Вовремя  к месту  приведенный негативный  пример  помогает  удержать  воспитанника  от  неправильного  поступка,  формирует  понятие  о  безнравственном.

Естественно,  что  воспитание  зависит  и  от  личного  примера  воспитателя, его поведения, отношения  к  воспитанникам,  мировоззрения,  деловых  качеств,  авторитета.  Кроме  того,  сила  положительного  воздействия  педагога  будет  возрастать  и  тогда,  когда  воспитанники  убедятся,  что  между  его  словом  и  делом  нет  расхождений,  ко  всем  он  относится  ровно  и  доброжелательно.

В  педагогической  литературе  описывается  и  такой  метод  формирования нравственности личности,  как  диспут.  Он  представляет  собой живой горячий спор на какую-то тему,  волнующую  воспитанников. Диспуты ценны тем, что  убеждения, мотивы вырабатываются  при  столкновении  и  сопоставлении  различных  точек  зрения.  Этот  метод  сложный,  используется  в  основном  в  средних  и  старших  классах.  В  начальной  школе  его  можно  использовать  как  прием,  например,  в  этической  беседе.

Поощрения и наказания рассматриваются как необходимые в воспитательном процессе средства педагогического воздействия. В сложном процессе нравственного воспитания личности ребенка  поощрения и наказания выступают как вспомогательные средства,  но в определенных ситуациях они приобретают решающее значе­ние. Поощрение и наказание нельзя свести только к этической оценке поведения подростков, т.е. к одобрению или осуждению. Не вся­кое одобрение является поощрением в полном смысле слова, и не всякое осуждение является наказанием. Между этической оценкой поведения подростков и поощрением или наказанием имеется опре­деленное различие. Одобрение и осуждение являются повседнев­ными, рядовыми воздействиями на воспитанников. При поощре­нии или наказании педагог или коллектив принимают ре­шение, которое выделяет одного воспитанника или группу из общей массы, производит определенное изменение в их правах и обязан­ностях, во взаимоотношениях с ними [18; с.243].

Поощрение и наказание отличаются от других средств нравственного воспитания силой воздействия. Эффективность поощрений и наказаний зависит от методики их применения. При использовании поощрений и наказаний надо прежде всего исходить из анализа конкретной ситуации. Именно создавшаяся ситуация подсказывает воспитателю и учителю, ка­кие изменения нужно внести во взаимоотношения с данным вос­питанником: отсрочить наказание, выждать самоосуждение подростком своих действий. Применение поощрения и наказания предпо­лагает осознание подростком последствий своих поступков и долж­но помочь ему выбрать правильную линию поведения.

Важнейшим требованием в применении поощрений, а также наказаний является справедливость и объективность. При соблю­дении этих требований оценка воспитателя или учителя встречает одобрение в коллективе подростков и является более действенной.

Поощрение есть выражение внимания к воспитаннику, оценка его усилий, результатов его работы или поведения. Признание и одобрение коллектива имеют большое воспитательное влияние, оказывают сильное воздействие на чувства подростков, вызывают удов­летворение, радость. Справедливое поощрение повышает веру подростков в свои силы, вызывая желание проявить себя с лучшей сто­роны. Поощрения надо сочетать со справедливой требовательностью, с самокритикой, учить подростков не успокаиваться на достигнутом, воспитывать умение ценить доверие коллектива, воспитателя или учи­теля и стремление оправдать его.

Каждый  из  методов  имеет  свою  специфику  и  область  применения. 


ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАНННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ

 

2.1. Методики диагностики духовно-нравственных качеств личности

 

Цель диагностики   состоит в том,  чтобы  изучить уровень развития духовно-нравственных качеств учащихся в возрасте 15-16 лет.

Для достижения цели исследования в практической части работы решались следующие задачи:

-  Определить показатели ценностных ориентаций учащихся.

-  Выявить основные направления самосовершенствованию личности у юношей и девушек.

Диагностика проводилась среди учащихся МОУ СОШ №9,  г. Миасс:  юношей (20 человек)  и девушек (20 человек)  в возрасте 15-16 лет.

В нашем исследовании мы применяли следующие методики:

1.  Методика ценностных ориентаций М. Рокича;

2.  Методика  “Тип психологического совершенствования” (ТПС).

Методика  ценностных ориентаций  М.Рокича

В нашей работе мы уже отмечали, что нравственное самоопределение в ранней юности имеет  ценностно-смысловую природу;  это активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на той основе смысла своего существования. Для определения характерного содержания системы ценностей современных юношей и девушек мы использовали методику ценностных ориентаций  М. Рокича.

Информация о работе Духовно-нравственное самосовершенствование личности