Дошкольное воспитание во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:01, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время дошкольное воспитание осуществляется в материнских школах (детских садах), а также в классах (или секциях) для малышей при начальных школах. Оно предназначается для детей 2–6 лет и не является обязательным, поскольку обязательное образование во Франции начинается с 6 лет. Государственные материнские школы находятся в ведении Министерства национального образования. Основные расходы по их содержанию – оплата обслуживающего персонала, приобретение мебели, дидактического материала, игрушек – лежат на общине. Педагогический персонал оплачивается государством.
Кроме государственных в стране имеются частные дошкольные учреждения, значительная часть которых принадлежит католической церкви и содержится ею. В них воспитываются около 10 % всех французских детей дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

Дошкольное воспитание во франции.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Один или два раза в  неделю заведующая может дать настоящий  предметный урок. К нему она должна старательно подготовиться, она  должна будет составить план, чтобы была последовательность в изложении, изучить каждую часть, так как надо прежде всего хорошо быть знакомой с темой не для того, чтобы все сказать, но чтобы сделать выбор и быть готовой к неожиданным вопросам. Но знание – это еще не все, нужна еще ясность, живость и красота языка. Урок должен развивать ум, а не память, и если тема подходящая, только в таком случае он должен развивать и чувство.

Такой урок нельзя придумать  вдруг; его надо продумать настолько  серьезно, чтобы научные истины стали достоянием самой учительницы, чтобы, освободившись от неловкости, вызванной неуверенностью, она могла примениться к понятиям своих маленьких слушателей, приковать их внимание оригинальностью изложения, разнообразием примеров и интересом рассказа.

За такой умственной подготовкой  должна следовать письменная. Каждое слово должно быть взвешено, каждое отвлеченное понятие заменено термином, понятным детям, чтобы учительница, придя на урок, была вполне уверена  в себе.

Такая работа предполагает не только желание хорошо сделать, которое можно назвать добросовестностью преподавания, но еще настойчивую и постоянную любовь к правде и глубокое сознание необходимости отстранить всякую ошибку от еще неокрепшего ума ребенка. Это требует долгой работы, так как приходится просмотреть не одну книгу, а часто две, пять, шесть, смотря по надобности.

Если речь идет о животном, заведующая изучит относящуюся сюда главу из зоологии; если о растении, она обратится к сочинениям по ботанике; если она хочет познакомить  детей с предметом мануфактуры, она перероет книги, которые затрагивают интересующие ее вопросы промышленности. Одних книг недостаточно, надо смотреть, делать опыты, изучать действительность.

При том малом количестве материала и свободного времени, какое имеют заведующие материнских школ, данные требования неосуществимы. С этим можно согласиться, если детям надо говорить о крокодилах, гремучих змеях, ананасах и бананах, но не согласиться, если выбирать как тему урока всем доступные предметы: собаку, курицу, вишни, картофель и т. д.

Детям надо непременно показывать самые предметы, а не бесформенные подражания, которые могут дать ученикам ложные представления.

Пусть же не показывают чудовищ  из картона, искусственных цветов, гипсовых фруктов и птиц из дутого стекла. Пусть не выбирают лето, чтобы дать урок о снеге, и зиму – для урока о вишнях.

Помещение школы, квартиры учительницы  и самих детей, мастерские, где  работают их родители, сады, большая  дорога и окрестности представляют лучший музей, даже единственный, нужный для материнской школы.

Когда урок дан, остаются вопросы, по которым учительница проверяет, все ли понято. Советуют ставить  вопросы таким образом, чтобы  дети не могли отвечать «да» и «нет»  или просто, как это часто случается, кивком головы. Если они поняли, ответы должны быть верны и ясны. Вопрос должен обращаться к одному ребенку, который подумает раньше, чем отвечать. Если ему не удается самостоятельно выразить свою мысль, ему поможет тот или другой из товарищей; заведующая тоже вмешается, если нужно, и полученный ответ будет повторен всеми детьми. Потом будут искать примеры, делать сравнения; дети будут делать свои замечания, рассказывать свои воспоминания.

Предметный урок должен быть приспособлен к детям. Он должен быть проведен с самим предметом или  с хорошей картиной. Он должен быть, безусловно, правдив и ясен; язык учительницы должен быть сдержан, что не исключает гибкости и изящества. Надо, чтобы ребенок после урока отдавал отчет в том, что он видел и понял.

В практике материнских школ, все более широкое применение получает тестирование детей на определение коэффициента умственной одаренности. Педагоги-марксисты разоблачают реакционность и псевдонаучность такого тестирования, которое осуществляет социальную сегрегацию. Вместе с тем они не отрицают тестирование как средство выявления способностей и склонностей ребенка. Этой цели, в частности, служит система тестов, разработанная французскими педагогами-марксистами под руководством Заззо. Передовая общественность страны крайне отрицательно относится к ранней селекции детей по умственным способностям. Изоляция отстающих детей от детского общества только усугубит их отставание, вместо того чтобы его ликвидировать. Лишь в обществе себе подобных дети могут нормально развиваться.

Анализ дошкольного  воспитания во Франции показывает несомненные  достижения в практике материнской  школы, поиски в педагогической мысли  страны. Заслуживают внимания, в  частности, формы и методы умственного  развития воспитанников детских  садов, организация художественного воспитания, попытки создания тесной преемственности в работе дошкольных учреждений и начальной школы.

Но плодотворное решение педагогических задач дошкольного  воспитания во Франции возможно лишь в тесной связи с борьбой за широкую демократизацию и подлинно прогрессивное обновление всей системы просвещения.


Информация о работе Дошкольное воспитание во Франции