Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:01, дипломная работа
В настоящее время дошкольное воспитание осуществляется в материнских школах (детских садах), а также в классах (или секциях) для малышей при начальных школах. Оно предназначается для детей 2–6 лет и не является обязательным, поскольку обязательное образование во Франции начинается с 6 лет. Государственные материнские школы находятся в ведении Министерства национального образования. Основные расходы по их содержанию – оплата обслуживающего персонала, приобретение мебели, дидактического материала, игрушек – лежат на общине. Педагогический персонал оплачивается государством.
Кроме государственных в стране имеются частные дошкольные учреждения, значительная часть которых принадлежит католической церкви и содержится ею. В них воспитываются около 10 % всех французских детей дошкольного возраста.
Особое внимание в «Предложениях» уделяется подготовке воспитателей для материнских школ. Она должна быть такой же, как у других категорий учителей, т. е. предусматривать получение полноценного высшего образования, широкую общеобразовательную и специальную подготовку. Будущим воспитательницам материнских школ нужны разнообразные и глубокие знания во многих областях науки и видах деятельности, ибо им предстоит всесторонне развивать своих подопечных. Знание психологии и физиологии, лингвистики и математики, искусство и спорт – необходимые компоненты их подготовки. Кроме того, не менее года должно быть уделено специальным педагогическим, теоретическим и практическим занятиям в университетских педагогических центрах. Так же как и другим категориям учителей, воспитателям материнских школ регулярно должна предоставляться возможность для повышения квалификации. Тесное взаимодействие всех специалистов, работающих в детских садах, – воспитательниц, психологов, врачей, медицинских сестер, обслуживающего персонала–залог успеха в трудном и благородном деле охраны и воспитания молодого поколения.
В последние годы в организации
дошкольного воспитания во Франции
произошли некоторые
В числе педагогов, оказавших влияние на становление материнской школы, следует в первую очередь назвать П. Кергомар. Теоретические положения, выдвинутые П. Кергомар и реализованные на практике, дают нам право назвать ее реформатором французской дошкольной педагогики. Она автор книг «Великие люди глазами детей» (1879), «История Франции для самых маленьких» (1883), «Пять картинок с объяснением» (1890), «Материнское воспитание в школе» (I том вышел в 1908 г., II – в 1913), «Ребенок от 2 до 6 лет» (1910). Ей принадлежит также большое число статей о положении женщин и воспитании детей.
В русле традиций французских просветителей Кергомар отстаивает право ребенка на умственное воспитание, указывая, что «оно должно состоять из умения наблюдать, слушать и говорить». Убедительны ее советы о развитии детской речи – обязательном условии умственного воспитания: «...самое важное, для того чтобы научить ребенка говорить, это поместить его в живую среду, в прямой контакт с людьми и предметами. Лишь тогда, когда прямое общение невозможно, следует заменить его картинками». «Ребенок – мыслящее существо; грубейшая ошибка–думать за него, так как это равносильно тому, чтобы мешать ему думать». Важное место отводит Кергомар развитию воображения ребенка, «которое придает «прелесть жизни», а также чувства радости, ибо «радость здорова и полезна».
Значительный интерес представляют взгляды Кергомар на игру как основную форму деятельности ребенка дошкольного возраста. «Играющий ребенок работает; играя, он развивается физически, умственно и нравственно», «Игра – это работа ребенка, его ремесло, его жизнь. Ребенок, который играет в материнской школе, приобщается к общественной жизни, и кто осмелился бы сказать, что он ничему не обучается, играя?». Советы Кергомар воспитательницам об организации и руководстве детскими играми отмечены тонким педагогическим мышлением: например, о педагогическом такте при выборе детских игр и при распределении ролей, о ненавязчивом руководстве ребенком при перевоплощении его в какого-либо персонажа. Лоскутки, бумага, кусочки дерева, зеленые и опавшие листья – все пригодится ребенку, он сам сможет из них сделать что-нибудь такое, в чем выразится его индивидуальность.
Богатый выбор детских игр и дидактического материала будет способствовать развитию воображения ребенка, возбуждать его любопытство, развивать способности к наблюдению, наталкивать на размышления. Надо предоставлять ему все доступные для него средства выражения: движение, пение, танец, рисунок, лепка, игры, кукольный театр. «Когда же воспитательница может воспитывать, как не во время игры? – говорит Кергомар.– Какое влияние может она иметь на ребенка, если не знает ни его способностей, ни его наклонностей? Для того, чтобы эти наклонности проявились, необходима свобода. Если ребенок ничего не делает или занят тем, что его не интересует, он засыпает нравственно и с ним нельзя ознакомиться. Во время же игры, особенно коллективной, ребенок находится в обществе себе подобных и учится жить».
П. Кергомар указывает на связь нравственного и трудового воспитания, необходимость включения ребенка в практические, нравственно ценные дела. Отсюда идет и требование Кергомар воспитывать у детей трудолюбие, учить ребенка уважать труд людей. Понимая важность эстетического воспитания для всестороннего развития ребенка, Кергомар разработала методику музыкального воспитания детей, решительно добиваясь, чтобы будущих воспитательниц обучали пению и игре на каком-либо музыкальном инструменте, развивали вкус слушанием хорошей музыки.
Педагогическое наследие Кергомар привлекает оптимистическим взглядом на природу ребенка, на потенциальные возможности его развития, чутким и бережным отношением к маленькому человеку, вниманием к развитию разных сторон его личности.
Некоторые стороны деятельности современных французских материнских школ, в частности организация игр, музыкальные занятия, рисование, учитывают конкретные рекомендации Кергомар. С ее именем связаны также наиболее интересные попытки перестройки начального образования.
Взгляды П. Кергомар во многом близки к идеям «свободного» и «нового воспитания». Как известно, эти течения, оказавшие большое воздействие на теоретические основы дошкольного воспитания во Франции, внесли определенный вклад в развитие мировой педагогической мысли, подвергли убедительной критике традиционную педагогику за игнорирование особенностей детской психики, авторитарную роль воспитателя, подавление инициативы и активности детей. В то же время представители этих течений разделяли педоцентрические взгляды и идеи биологического детерминизма с их недооценкой значения социальных факторов в формировании личности ребенка.
С середины XX столетия влияние идей Монтессори и Декроли на французскую дошкольную педагогику заметно ослабевает. Французские педагоги предпринимают новые поиски решений проблем дошкольного воспитания, пытаясь опереться на современные достижения психологии, биологии, физиологии. На их основе педагогическая мысль обратилась к выявлению законов развития живого организма ребенка – его способностей, наклонностей, интересов, с тем, чтобы лучше строить учебно-воспитательный процесс.
На содержание работы Материнских школ оказал влияние Селестен Френэ – основатель и руководитель Международной федерации сторонников «новой школы». Он выдвинул такие принципы воспитания: школа XX в. – для человека XX в.; будущая школа должна сконцентрироваться вокруг ребенка; ребенок сам строит свою индивидуальность с нашей помощью; дисциплина, основанная на разуме, будет вытекать из организованной работы; приспособление, ребенка к среде должно начинаться как можно раньше. Отсюда исходят педагогические требования: воспитание и обучение должны базироваться на знании детской психологии и соответствовать естественным потребностям ребенка; обучать надо в действии, побуждать ребенка к экспериментированию, так как опыт – залог формирования личности; воспитывать будущего гражданина путем работы группами, по возможности использовать в работе с детьми достижения современной науки и техники, готовить ребенка к жизни в человеческом обществе.
В настоящее время расширились исследования по актуальным вопросам теории и практики обучения и воспитания. Предпринимаются усилия по упорядочению системы работы научно-исследовательских педагогических центров. В работе Национального института педагогических исследований широко представлена тематика по дошкольному воспитанию. В нее вовлекается все большее число специалистов, среди них – педагоги, психологи, социологи, врачи, инженеры, архитекторы.
Французские педагоги вносят существенный вклад в позитивную разработку актуальных проблем дошкольного воспитания. Эти идеи нашли концентрированное выражение в «Предложениях ФКП по демократической реформе образования». В «Предложениях» подчеркивается важное место дошкольных учреждений в системе народного образования. Материнская школа является необходимым связующим звеном между семьей и школой, ей принадлежит значительная роль в развитии личности ребенка, его умственных и нравственных задатков, черт и качеств характера, ибо именно первые годы жизни являются часто определяющими в стремительной эволюции человека. Сегодня главное значение материнской школы состоит в том, что здесь ребенок воспитывается и обучается, получает первый опыт социальных отношений в обществе сверстников и взрослых.
Именно на этапе раннего детства, когда зарождаются и формируются внутренние потенции личности, материнская школа должна оказать помощь и поддержку ребенку в формировании его как человека и гражданина – «Современное общество, – указывается в документе, – отказывает материнской школе в этой ее воспитательной и обучающей функции, в том, чтобы она была «школой», на том основании, что преобладающий вид деятельности детей в ней – игра. Понятие игры противопоставляется понятию труда, как отдых – работе. Для многих материнская школа нечто вроде десерта, который поглощается ребенком перед основным блюдом – школой». Так существенно умаляется значение материнской школы для полного и гармонического развития ребенка.
Самые важные уроки как в семье, так и в материнской школе, – это предметные уроки. Они важнее всего, так как с ними тесно связано знакомство с родным языком и развитие всех чувств. Дитя с колыбели берет предметные уроки. Благодаря его стремлению все осмотреть, ощупать, понюхать, послушать и попробовать, эти уроки постоянно сменяются и переплетаются между собою. Если мать по своему умственному развитию способна определить словом каждое ощущение и каждую мысль ребенка, если она может назвать все, что он видит и трогает, он будет развиваться в прекрасных условиях. Она не будет сообщать ему эти сведения когда попало, без всякого повода. Разумная мать не будет пробовать учить своего ребенка произносить название предметов, которых нет у него перед глазами. И, когда он подрастет, разве она посадит его на стул и скажет: «Будь умницей, деточка, положи руки за спину, слушай, что я тебе скажу: вот этот предмет называется мехами, им раздувают огонь и для этого делают вот так». Нет, ребенок берет в руки мехи, вертит их во все стороны, ему удается раздвинуть и сдвинуть половинки, и он много раз повторяет это действие; тогда мать говорит ему: «Это мехи. Дуй ртом, как дуют в мехи». Урок дан, и для этого не оказались нужными ни стул, ни стол, а главное, не оказалось нужным с самого начала уничтожить самодеятельность ребенка, говоря ему: «Будь умницей, слушай». Ребенок сам доставил материал для своего развития. Непременное условие: ребенок должен видеть предмет со всех сторон, во всех видах, сверху и снизу, изнутри и снаружи; он должен видеть его освещенным и в тени и не только глазами, но и пальцами, так как он хорошо видит только то, что он трогает; он должен его понюхать, послушать и попробовать.
Для ребенка лучший урок это тот, который он сам вызвал; постараемся же побудить его к этому или хотя бы заставим его ожидать урок с удовольствием. Ничего не может быть легче этого в школе. Если материнская школа будет такой, как мы мечтаем; если детям будет позволено приносить утром интересующие их предметы; если они могут свободно двигаться, а не сидеть; если они будут не на крытом дворе, а в саду, следовательно, в условиях, благоприятных для наблюдений, заведующая должна приготовиться ко множеству вопросов.
Чтобы дать на них основательные объяснения, пришлось бы иметь такое научное образование, какое редко встречается. Но никто и не просит основательных знаний; даже, наоборот, ее просят не пробовать давать их, так как эта претензия одна из важных ошибок наших материнских школ, в них с трехлетними детьми ведут такие же предметные беседы, как и с детьми старшего отделения, в старшем – такие же, как и в начальной школе. Часто они настолько серьезны, что годятся только для учеников высших учебных заведений, а их проводят с малышами, не умеющими читать. Возьмем, как пример, овцу. Это тема, которой часто пользуются и даже злоупотребляют. Овца «жвачное животное» для младшего отделения, так же, как она «жвачное животное» для старшего и как она будет «жвачным животным» для детей начальной школы, которые только в этом возрасте будут в состоянии понять при хорошем объяснении этот урок физиологии.
...Талант воспитателя
состоит в том, чтобы
Ребенок должен знать название предмета, из чего он сделан и что из него делают. Если речь идет о животном: его название, пищу и, насколько возможно, его нрав и привычки. «Собака, сопровождавшая своего раненого хозяина в больницу, сама пошла к сторожу этой больницы, когда однажды стала жертвой несчастного случая». Вот что может заинтересовать детей материнской школы. Заботливость курицы о своих цыплятах или кошки, кормящей котят, гораздо больше их интересует, чем число ног у первой и способность второй выдвигать когти. Нужно, чтобы дети знали названия деревьев, в тени которых они играют, и особенности, по которым они узнают деревья одной породы. Они должны знать название резеды, благоухающей на грядке, вьюнка, обвивающего изгородь, жимолости и клематиса, образующих душистую беседку в глубине сада; название маргаритки, василька и мака, которые оживляют луга и поля; ландыша – вестника приближающейся весны, и розы – царицы цветов. Ребенок должен знать, что хлеб сделан из зерна, смолотого в муку; что белье делают из льна – растения с нежным цветком; что его курточка или платьице сделаны из шерсти овцы; что рамка стула выпилена из срубленного дерева; а соломенное сидение сплетено из стеблей пшеницы. Пробка его бутылки выделана из коры пробкового дуба; воду, которую он пьет, берут из источника, текущего по камешкам; от коровы он получает свой любимый напиток – молоко и т. д. и т. д. Все это, сказанное в подходящую минуту, когда любознательность ребенка возбуждена, запечатлевается в его памяти и редко забывается. Деятельная жизнь в школе представляет непрерывную предметную беседу, если только заведующая знает, как взяться за это.