Дошкольное воспитание во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:01, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время дошкольное воспитание осуществляется в материнских школах (детских садах), а также в классах (или секциях) для малышей при начальных школах. Оно предназначается для детей 2–6 лет и не является обязательным, поскольку обязательное образование во Франции начинается с 6 лет. Государственные материнские школы находятся в ведении Министерства национального образования. Основные расходы по их содержанию – оплата обслуживающего персонала, приобретение мебели, дидактического материала, игрушек – лежат на общине. Педагогический персонал оплачивается государством.
Кроме государственных в стране имеются частные дошкольные учреждения, значительная часть которых принадлежит католической церкви и содержится ею. В них воспитываются около 10 % всех французских детей дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

Дошкольное воспитание во франции.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

ДОШКОЛЬНОЕ  ВОСПИТАНИЕ ВО ФРАНЦИИ

Спустя 10 лет  после падения Парижской Коммуны  во Франции были приняты важные для  последующего развития школы законы – об обязательном бесплатном начальном  обучении детей с 6 до 13 лет (1881–1882), а позднее, в 1904 г., – об отделении государственной школы от церкви.

Законом 1881г. церковь была отстранена от управления общественными  материнскими школами. Из школьных программ было исключено преподавание закона божьего. Однако духовенство сохранило  за собой право открывать частные материнские школы, управляемые религиозными организациями и содержащиеся на частные пожертвования. Церковные материнские школы существуют и поныне.

Активное участие в  составлении декретов приняла известный  педагог Полина Кергомар (1838–1925), которая в последующие годы сыграла видную роль в деятельности материнских школ. Кергомар провела на посту генеральной инспектрисы 38 лет (с 1879 по 1917 гг.) и по праву считается организатором дошкольного воспитания во Франции. Высокие требования предъявляла она к материнской школе. Кергомар горячо пропагандировала материнский метод воспитания, т. е. метод обращения с ребенком разумной и любящей матери, а чтобы ребенок не испытывал тяжелого потрясения при переходе из семейной обстановки в школьную, предлагала установить тесное содружество между ними.

Новаторские идеи Кергомар нашли отражение в последующих  официальных инструкциях о деятельности материнской школы и легли  в основу программы детских садов, принятой декретом 1921 г. Декрет выступает  против чисто вербального метода воспитания, против узкообразовательного направления, обрекающего детей на пассивное восприятие преподносимых знаний. В нем подчеркивается необходимость физического, нравственного и умственного развития ребенка.

В настоящее время дошкольное воспитание осуществляется в материнских школах (детских садах), а также в классах (или секциях) для малышей при начальных школах. Оно предназначается для детей 2–6 лет и не является обязательным, поскольку обязательное образование во Франции начинается с 6 лет. Государственные материнские школы находятся в ведении Министерства национального образования. Основные расходы по их содержанию – оплата обслуживающего персонала, приобретение мебели, дидактического материала, игрушек – лежат на общине. Педагогический персонал оплачивается государством.

Кроме государственных в  стране имеются частные дошкольные учреждения, значительная часть которых  принадлежит католической церкви и  содержится ею. В них воспитываются  около 10 % всех французских детей  дошкольного возраста.

В отличие от государственных, где религиозное воспитание формально запрещено, в частных детских садах проводятся религиозные занятия.

В материнских школах дети делятся на три возрастные группы – малышовую (для 2–4-х летних), среднюю (для 4–5-х летних) и старшую, предназначенную для детей от 5 до 6 лет.

Цели материнской школы определены законом следующим образом: материнская школа должна осуществлять охранительную, воспитательную и пропедевтическую функции. Она должна создавать необходимые условия для физического, нравственного и умственного развития, должна быть местом, где реализуются первые навыки общения сверстников; материнская школа осуществляет также начальное знакомство детей с письмом, счетом, чтением. Официальные инструкции содержат подробные указания о порядке ежедневного приема детей и ухода за ними, условиях их содержания, перечень поощрений и наказаний, обязанности воспитателей и администрации, правила ведения необходимой документации, в программе детских садов четко обозначены следующие виды воспитательно-образовательной деятельности по их месту и значению в жизни ребенка:

1) игры, ритмические движения, сопровождаемые пением;

2) занятия по ручному  труду;

3) нравственное воспитание;

4) привитие бытовых навыков;

5) развитие речи;

6) первые элементы счета, рисования, чтения и письма.

В программе специально подчеркнуто, что вся работа материнских школ должна исходить из основного принципа – содействовать развитию различных способностей ребенка. Занятия должны проходить без скуки, без принуждения и утомления; они призваны отучить ребенка от безделья, внушить ему радость активной деятельности. Следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности, разницу характеров и темпераментов. Методы работы с детьми «должны быть максимально приближены к естественному методу обращения с детьми умной и внимательной матери, а обстановка – к семейной».

Не прибегая к специальным урокам морали, ребенку  необходимо внушить, «что он не должен быть ни захватчиком, ни грубияном, ни эгоистом, ни ленивцем, что он должен любить и слушаться родителей, учителей. День за днем он постигает уроки великодушия и благородства, любви к труду, дружбе и доброте. И все это он должен усвоить до того, как научиться читать и писать». Занятия должны чередоваться по видам и по степени трудности.

Материнские школы  работают 5 дней в неделю. Часы их работы совпадают с расписанием начальной  школы: 3 часа утром (с 8.30 до 11.30 или с 9 до 12 часов) и 3 часа после обеда (с 13.30 до 16.30 или с 14 до 17 часов). Как и  все учебные заведения страны, они закрыты в воскресенье (день отдыха) и в среду, когда верующие дети посещают церковь, а для детей из неверующих семей организуются экскурсии, прогулки.

Воспитательницы государственных школ готовятся  в средних специальных учебных  заведениях – начальных нормальных школах. Это государственные педагогические училища с 3-летним сроком обучения. Учащиеся находятся на государственном обеспечении. Принимаются юноши и девушки со свидетельством об окончании полной средней школы.

Обучение состоит  из общеобразовательной и профессиональной педагогической подготовки, которой уделяется большая часть времени. Штатные воспитательницы, имеющие специальное педагогическое образование, а также воспитатели-заместители, не обладающие им, должны окончить курсы повышения квалификации – трехмесячные для штатных воспитателей и одногодичные для заместителей. Курсы эти функционируют при нормальных школах.

Материнскую школу  возглавляет директриса. Для занятия  этой должности помимо свидетельства  об окончании нормальной школы необходим  педагогический стаж работы в материнской школе не менее 5 лет. Деятельность воспитательниц и директрис контролируется инспектрисами региональной администрации просвещения. Работу инспектрис возглавляет Генеральная Ассамблея, которая регулярно собирается для обсуждения проблем воспитания детей.

Воспитательницы государственных материнских школ объединены во Всеобщую ассоциацию, основанную в 1922 г. Совместно с генеральными и департаментскими инспектрисами  она проводит национальные конгрессы  и педагогические конференции воспитательниц материнских школ. Конференции устраиваются ежегодно в каждом департаменте. Национальные конгрессы собираются также ежегодно, причем в разных городах страны. К ним приурочиваются выставки детских работ, демонстрируются занятия с детьми. Помимо того, каждый год в Париже проходит двухнедельный семинар, так называемый Курс Полины Кергомар, основанный ею в 1911 г. Обычно этот курс посвящается какому-либо одному вопросу. Теоретические доклады сопровождаются практическими работами и демонстрацией занятий в материнской школе.

Что касается частных  дошкольных учреждений, то их педагогический персонал входит в другую, специально созданную в 1957 г. ассоциацию. Она  находится под влиянием католической церкви.

За последние 20 лет сеть дошкольных учреждений и их контингента значительно увеличились. В настоящее время во Франции насчитывалось около 15 тыс. государственных материнских школ и классов для малышей с 2,3 млн дошкольников и 64,7 тыс. воспитателей.

Особое внимание уделяется  развитию старших групп для 5–6-летних детей. Это связано с тем, что все большее значение придается подготовке детей в материнской школе к систематическому обучению.

По данным Министерства национального  образования, все дети этого возраста посещают дошкольные заведения, по другим возрастным категориям показатели следующие: воспитываются в дошкольных заведениях 35,7 % от общего числа 2-летних детей, 36 % 3-летних, 89,8 % 4-летних. Но, несмотря на то что по охвату детей дошкольным воспитанием Франция занимает одно из первых мест в мире, число дошкольных учреждений не отвечает всевозрастающей потребности в них.

Резкое сокращение расходов на социальные нужны как результат  жесткого экономического курса буржуазных правительств сильно отразилось на народном образовании, и не в последнюю  очередь – на дошкольной системе. Под предлогом демографического спада проводилась политика сокращения школ и классов, свертывалась программа школьного строительства, увольнялись «лишние» воспитатели, в то время как тысячи детей, в особенности 2–3 лет, за недостатком мест оставались за порогом материнской школы. Хронический недостаток финансовых средств приводит к неравномерному развитию сети детских садов. Ссылаясь на недостаточное количество жителей, власти отказывались, открывать материнские классы. Это в первую очередь касалось сельской местности, где крестьяне и сельскохозяйственные рабочие лишались таким образом возможности элементарного присмотра за детьми. В то же время во многих районах, особенно там, где преобладает рабочее население, классы переполнены, не хватает воспитателей, оборудования. Официальная статистика Министерства национального образования Франции констатирует среднюю наполняемость классов материнских школ – 30 детей. Однако в действительности за этой цифрой скрывается иное положение вещей: в 53 % классов воспитывается по 35 и более детей.

Расходы на функционирование, на покупку необходимого оборудования и материалов для воспитательно-образовательной  работы, на жалованье обслуживающему персоналу превышают возможности  коммунальных бюджетов. Отсутствие групп продленного дня в близлежащих материнских школах вынуждает работающую семью возить ребенка в отдаленные районы. Министерское обследование показало: группы продленного дня работают только в 70 % материнских школ. Общественность страны глубоко обеспокоена серьезными недостатками дошкольного воспитания: частыми болезнями детей, их усталостью, отсутствием условий для индивидуальной работы, для применения активных методов обучения и воспитания. И первыми жертвами становятся наиболее слабые, болезненные, неуравновешенные дети, с недостаточно развитой речью, которым так были бы необходимы щадящий режим и настоящее внимание. Есть здесь и опасность иного рода. Трудные условия работы для воспитателей, нервное напряжение, низкая оплата труда, отсутствие возможности работать творчески ведут к утрате ими интереса к работе, отвращают многих от этой профессии.

В 1944 г. после освобождения Франции от фашизма при Министерстве национального образования создается  специальная комиссия по подготовке проекта реформы просвещения, вошедшая в историю под названием плана Ланжевена–Валлона. В качестве ведущего принципа демократической реформы образования выдвигается мысль: все дети, независимо от социальной и национальной принадлежности, имеют равные права на образование и на полное развитие личности.

И в последующие годы, продолжая упорную борьбу за демократизацию народного образования, ФКП стремится  привлечь внимание широкой общественности к состоянию материнской школы  и ее трудностям, призывает родителей  принять участие в борьбе за права ребенка, а педагогов Франции усилить единство действий в защиту детства, в интересах мира, демократии и культуры.

При поддержке ФКП Союз французских женщин, объединяющий матерей, воспитателей, врачей, всех тех, кого интересуют проблемы детства, кто заботится о будущем нации, обсуждает на совещаниях вопросы здоровья детей, воспитания, образования, отдыха. Такие совещания проходят по всей стране: в округах, городах, деревнях, в кварталах. Комитеты союза распространяют брошюры о потребностях детей, организуют выставки, направляют делегации к местным властям, устраивают лекции, к участию в которых привлекаются специалисты.

Центр марксистских исследований, созданный в 1959 г. по решению XV съезда ФКП, регулярно организует научные  коллоквиумы по самому широкому кругу педагогических вопросов, среди которых важное место занимают проблемы дошкольного воспитания.

Там, где во главе муниципалитетов  стоят коммунисты, открываются столовые для дошкольников, организуются группы продленного дня, детей вывозят на лето за город, строятся площадки для игр.

В партийных документах ФКП  по народному образованию видное место уделено защите дошкольного  детства. В канун Международного года ребенка, Французская компартия  выдвинула на рассмотрение правительства  законопроект «За новую политику в области детства». В этом документе, представляющем собой развернутую программу борьбы за улучшение положения детей трудящихся Франции, содержатся требования по охране здоровья маленького ребенка, защиты прав ребенка в семье и обществе, расширению помощи нуждающимся и многодетным семьям в воспитании детей, организации досуга и отдыха детей в летнее время.

Конкретные требования в  области дошкольного воспитания содержатся в партийном документе  «Предложения ФКП по демократической  реформе образования», основой которого являются ведущие положения плана Ланжевена–Валлона применительно к современным условиям: значительное расширение сети материнских школ для приема всех нуждающихся в них детей 2–6 лет, улучшение условий работы материнских школ – оснащение необходимым оборудованием и материалами, уменьшение контингентов классов и групп до 25 человек, охрана здоровья дошкольников путем проведения спортивных и специальных оздоровительных мероприятий, постоянный контроль за состоянием здоровья детей.

Информация о работе Дошкольное воспитание во Франции