Дистанционное обучение: история, сущность, особенности организации учебного процесса зарубежного и отечественного опыта ис-пользования в

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 06:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление особенностей организации дистанционного обучения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены сле-дующие основные задачи данного исследования:
изучить научную, справочную, учебную литературу, публикации в печатных и электронных периодических изданиях по теме исследования;
определить понятие «дистанционное обучение»;
проследить историю становления дистанционного обучения;
выявить достоинства и недостатки дистанционного обучения;
рассмотреть особенности организации учебного процесса в дистанционной форме обучения зарубежного и отечественного опыта использования в профессиональном образовании

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
Часть I. Теоретическая…………………………………………………………..
Глава 1. Основы теории дистанционного обучения………………………….
1.1. Определение понятия «дистанционное обучение»………………….
1.2. История становления дистанционного обучения ………………….
1.3. Достоинства и недостатки дистанционного обучения………………
1.4. Дистанционное обучение в России……………………………………
1.4.1. Организация дистанционного обучения в России…………….
1.5. Дистанционное обучение за рубежом…………………………………..
1.5.1. Дистанционное обучение в США………………………………
1.5.2. Дистанционное обучение в Европе……………………………..
1.5.3. Опыт зарубежных корпораций………………………………….
Вывод к Главе I …………………………………………………………………
Часть II Практическая…………………………………………………………..
Глава II Опыт дистанционного обучения в Бийском филиале Современного Гуманитарного института………………………………………………………
Вывод к Главе II………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

1046594_5E56E_distancionnoe_obuchenie_istoriya_sushnost_osobennosti_organi.docx

— 76.29 Кб (Скачать)

Дистанционное обучение в России впервые  использовано В. П.Черновым при обучении рыбаков и моряков в г. Находка  в 1987 году . В начале 90-х годов дистанционное  обучение делало лишь первые робкие шаги. Сегодня разработан проект стандарта  качества дистанционного образования  «Дистанционное образование. Контроль и оценка качества дистанционного образования». Однако развитие ДО сдерживается традиционными  для России причинами: отсутствием  достойного материально-технического обеспечения, дефицитом компьютерной техники, ограниченными возможностями связи и низким материальным стимулированием преподавателей. Поэтому, как и за рубежом, у нас создается и быстрыми темпами развивается корпоративное обучение. Это тенденция отмечается в банковских системах, РАО «ГАЗПРОМ», Центробанка, Санэпидемслужбы и др. По своим техническим и дидактическим возможностям эти системы сравнимы, а иногда и превосходят системы ДО вузов.

В целом при рассмотрении истории  дистанционного обучения обычно выделяют четыре основных этапа, которые напрямую соответствуют четырем моделям дистанционного обучения:

  1. Первая модель заложена еще в далеком XIX-ом веке и оставалась таковой до 60-ых годов XX-го века. Модель представляла собой передачу знаний от преподавателя к обучающемуся. Знания передавались с помощью материалов печатного характера, радио или телевизионных передач. Данная модель имела задачу свести к минимуму взаимоотношения студента и педагога, при этом график был очень жестким.
  2. Вторая модель, предложенная в 60-ые годы, создавала переход к новым методическим принципам преподавания. Теперь вместе с печатными материалами, радио- и телепередачами стали внедряться аудио- и видеокассеты. Но оставался главный недостаток: связь была односторонней, конечно, за редким исключением происходили консультации по телефону или почте, но этого было явно недостаточно.
  3. Третья модель, основанная в 1985 году, начала применять инновационную методику образования, использую новейшие технологии, например компьютера, который открывал возможности связанные с компакт дисками, электронной почтой, досок объявлений (интерактивного характера), видео- и аудио- конференцсвязи. При такой модели педагог отвечал в первую очередь за координацию процесса доставки информации студентам. Большое количество учебных заведений начали использовать многофункциональные сайты, теперь стала возможной уже двусторонняя связь. Хотя взаимодействие происходило, в основном, не синхронно, это не приводило к каким бы то ни было проблемам.
  4. Четвертая по счету модель обучения схожа с третьей, но доработана при участии компьютерный технологий обеспечивающих высокую скорость передачи информации, что улучшило синхронизацию взаимодействия преподавателя и обучающегося. Но все равно существует предел, обусловленный способностью подключения к сети и скоростью передачи информации. Однако дистанционное обучение не стоит на месте и постоянно развивается, и уже в ближайшем будущем ожидаются новые модели.

Таким образом, несмотря на имеющиеся сложности, дистанционное  обучение интенсивно развивается, как  в высшей школе, так и корпоративное. Вместе с тем, внедрение новой  формы обучения у нас в России идет чрезвычайно медленно, существенно отставая от развитых стран [10].

 

1.3. Достоинства и недостатки дистанционного обучения

Востребованность новой формы  обучения растет с каждым годом. Это  связано с тем, что ДО имеет  ряд преимуществ даже над полной системой обучения. В целом, анализ возможностей осуществления дистанционного обучения позволяет выделить следующие его преимущества [6]:

  • гибкость: возможность заниматься в удобное для себя время (даже ночью), в удобном месте и темпе, то количество времени, которое необходимо для освоения дисциплины;
  • модульность и вариативность: возможность из набора независимых учебных курсов (модулей) формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям;
  • параллельность: параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т. е. без отрыва от производства, возможность постоянного повышения своего образовательного уровня, перехода к непрерывному образованию в течение всей жизни;
  • охват: одновременное обращение большого количества обучающихся ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т. д.); общение через сети связи друг с другом и с преподавателями; потенциальная возможность охвата всемирной аудитории;
  • экономичность: эффективное использование учебных площадей, технических и транспортных средств, концентрированное, унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижающие затраты на подготовку специалистов; по средним подсчётам дистанционное обучение на 50 – 60 % дешевле очного обучения;
  • технологичность: использование в образовательном процессе новейших достижений педагогической и научно-технической мысли, современных информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство; отсутствие проблем с совместимостью компьютерного оборудования и операционных систем;
  • социальное равноправие: равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого; относительная анонимность компьютерного общения позволяет высказываться людям, которые теряются в ситуациях непосредственного общения, и приводит к тому, что вклад учащегося определяется только по его достижениям, без всякого влияния «внешних культурных признаков»;
  • лёгкость обновления содержания и возможности архивации старого материала: любой учебный материал остается у студента фиксированным в виде компьютерных лекций и может быть в любой момент востребован;
  • стимулирование самостоятельности в обучении, умения критически мыслить, учебной мотивации, самодисциплины и ответственности, настойчивости в достижении цели: благодаря применению дистанционной технологии, у обучаемых развиваются и укрепляются такие качества, как целеустремленность, ответственность, способность принимать конструктивные решения, значительно повышается и уровень их интеллекта;
  • интернациональность: экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.

Если говорить о школьном образовании, то востребованность ДО достаточно четко обозначилась в последние годы [11]:

  • заметно растет количество учащихся старших классов, желающих изучать тот или иной предмет школьной программы, не являющийся для них профильным, в системе экстерната. Для предоставления учащимся такой возможности значительную помощь могли бы оказать дистанционные курсы по отдельным предметам с эпизодическими консультациями и контролем педагогов;
  • очевидна необходимость такой формы обучения для детей-инвалидов и других категорий учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме;
  • в настоящее время остро ощущается нехватка квалифицированных учителей по ряду учебных предметов не только в сельских, но и в городских школах. Возможность для школьников обучаться в дистанционной форме под руководством опытного педагога была бы эффективным решением кадрового вопроса для многих регионов страны;
  • возрастает необходимость в дистанционной форме обучения для школьников в период эпидемий, стихийных бедствий, когда нет возможности или опасно посещать школу;
  • весьма полезна, могла бы быть дистанционная форма обучения для системы профильного обучения. С ее помощью можно было бы организовать профильное обучение не только по четырем определенным МО направлениям, но и по многим и многим другим, которые бы позволили учащимся лучше познакомиться с той областью знания, которую они выбрали для себя;
  • дистанционная форма обучения могла бы выступить серьезным конкурентом для всякого рода репетиторства при поступлении в высшие учебные заведения;
  • наконец, дистанционная форма обучения могла бы дать возможность учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания в интересующих их областях.

 Как у любой формы обучения, у ДО есть и свои недостатки:

  • ограниченные технические возможности и медленные модемы приводят к задержкам в передаче звука, видео- и графики, хотя соответствующие технологии постоянно улучшаются;
  • дефицит доверия к электронным средствам общения и обучения; слушатели хотят видеть преподавателя и общаться с ним «в живую»;
  • учащиеся зачастую превращаются в пассивных потребителей чрезмерно структурированных порций знания;
  • успешность обучения частично зависит от технических навыков в управлении компьютером, перемещении в Интернет и от способностей справляться с техническими трудностями;
  • существует целый ряд практических навыков, которые можно получить только при выполнении реальных (а не виртуальных) практических и лабораторных работ;
  • в некоторых случаях в сельских областях все ещё затруднён доступ к Интернет, это справедливо и для некоторых категорий инвалидов;
  • отрицательным фактором может быть социальная изолированность; недостаток невербальных взаимодействий может препятствовать общению; коммуникационные технологии приводят к изоляции обучаемых, ослабляют контроль со стороны преподавателя;
  • отчисляемость студентов дистанционного обучения выше, чем студентов традиционных курсов, по оценкам некоторых администраторов, доля полностью завершивших обучение среди студентов традиционных курсов на 10 – 20% выше, чем среди студентов дистанционного обучения;
  • снижается разнообразие форм учебного процесса и плюрализм мнений;
  • наличие языкового барьера для студентов международных систем дистанционного образования;
  • создание дистанционных курсов, позволяющих достичь той же эффективности, что и традиционное обучение, дорого и занимает достаточно много времени;
  • методические требования, предъявляемые к учебно-практическим пособиям, ограничивают возможности авторов наиболее полно представить изучаемый материал, который в отсутствие преподавателя полностью берет на себя функции управления образовательным процессом. 

Выявлен и ряд других вопросов и  проблем, связанных с применением дистанционного обучения [6]:

  • Проблема эквивалентности дистанционных и традиционных курсов; проблема взаимного признания дипломов, сертификатов, программ обучения, уровней дистанционного образования классическими университетами.
  • Уровень развития российских телекоммуникационных технологий отстает от развитых западных стран; все это сказывается на качестве предоставляемых услуг и иногда может сделать невозможным сам процесс обучения.
  • Вопрос качества курсов и программного обеспечения; в отличие от традиционных видов образования история дистанционного обучения исчисляется десятками лет, что недостаточно для отработки методик обучения, подготовки преподавательского состава, разработки необходимого программного обеспечения.
  • Проблемой может быть и информационная перегруженность: количество сообщений, получаемых по электронной почте для чтения, обдумывания и ответа на них, может быть чрезмерным, а быстрый рост баз данных и сайтов требует хорошо развитых навыков по управлению информацией.
  • Одна из главных проблем контроля знаний при дистанционном обучении – идентификация; по мере перехода к компьютерным и сетевым программам контроля знаний все более сложно определять, действительно ли обучаемый сам правильно ответил на все вопросы или ему кто-то помогал.
  • Вопрос защиты авторских прав разработчиков дистанционных курсов и программистов.

Все эти проблемы особенно актуальны для России с ее огромными  территориями и сосредоточием научных центров в крупных городах. В настоящее время Министерство образования РФ озабочено созданием единой образовательной телекоммуникационной сети.

1.4. Дистанционное обучение в России.

Современная социально- экономическая ситуация в стране и в системе образования </spa


Информация о работе Дистанционное обучение: история, сущность, особенности организации учебного процесса зарубежного и отечественного опыта ис-пользования в