Дистанционное обучение в России впервые
использовано В. П.Черновым при обучении
рыбаков и моряков в г. Находка
в 1987 году . В начале 90-х годов дистанционное
обучение делало лишь первые робкие шаги.
Сегодня разработан проект стандарта
качества дистанционного образования
«Дистанционное образование. Контроль
и оценка качества дистанционного образования».
Однако развитие ДО сдерживается традиционными
для России причинами: отсутствием
достойного материально-технического
обеспечения, дефицитом компьютерной
техники, ограниченными возможностями
связи и низким материальным стимулированием
преподавателей. Поэтому, как и за рубежом,
у нас создается и быстрыми темпами развивается
корпоративное обучение. Это тенденция
отмечается в банковских системах, РАО
«ГАЗПРОМ», Центробанка, Санэпидемслужбы
и др. По своим техническим и дидактическим
возможностям эти системы сравнимы, а
иногда и превосходят системы ДО вузов.
В целом при рассмотрении истории
дистанционного обучения обычно выделяют
четыре основных этапа, которые напрямую
соответствуют четырем моделям дистанционного
обучения:
- Первая модель заложена еще в далеком XIX-ом веке и оставалась таковой до 60-ых годов XX-го века. Модель представляла собой передачу знаний от преподавателя к обучающемуся. Знания передавались с помощью материалов печатного характера, радио или телевизионных передач. Данная модель имела задачу свести к минимуму взаимоотношения студента и педагога, при этом график был очень жестким.
- Вторая модель, предложенная в 60-ые годы, создавала переход к новым методическим принципам преподавания. Теперь вместе с печатными материалами, радио- и телепередачами стали внедряться аудио- и видеокассеты. Но оставался главный недостаток: связь была односторонней, конечно, за редким исключением происходили консультации по телефону или почте, но этого было явно недостаточно.
- Третья модель, основанная в 1985 году, начала применять инновационную методику образования, использую новейшие технологии, например компьютера, который открывал возможности связанные с компакт дисками, электронной почтой, досок объявлений (интерактивного характера), видео- и аудио- конференцсвязи. При такой модели педагог отвечал в первую очередь за координацию процесса доставки информации студентам. Большое количество учебных заведений начали использовать многофункциональные сайты, теперь стала возможной уже двусторонняя связь. Хотя взаимодействие происходило, в основном, не синхронно, это не приводило к каким бы то ни было проблемам.
- Четвертая по счету модель обучения схожа с третьей, но доработана при участии компьютерный технологий обеспечивающих высокую скорость передачи информации, что улучшило синхронизацию взаимодействия преподавателя и обучающегося. Но все равно существует предел, обусловленный способностью подключения к сети и скоростью передачи информации. Однако дистанционное обучение не стоит на месте и постоянно развивается, и уже в ближайшем будущем ожидаются новые модели.
Таким образом, несмотря на
имеющиеся сложности, дистанционное
обучение интенсивно развивается, как
в высшей школе, так и корпоративное.
Вместе с тем, внедрение новой
формы обучения у нас в России
идет чрезвычайно медленно, существенно
отставая от развитых стран [10].
1.3. Достоинства и недостатки
дистанционного обучения
Востребованность новой формы
обучения растет с каждым годом. Это
связано с тем, что ДО имеет
ряд преимуществ даже над полной
системой обучения. В целом, анализ
возможностей осуществления дистанционного
обучения позволяет выделить следующие
его преимущества [6]:
- гибкость: возможность заниматься в удобное для себя время (даже ночью), в удобном месте и темпе, то количество времени, которое необходимо для освоения дисциплины;
- модульность и вариативность: возможность из набора независимых учебных курсов (модулей) формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям;
- параллельность: параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т. е. без отрыва от производства, возможность постоянного повышения своего образовательного уровня, перехода к непрерывному образованию в течение всей жизни;
- охват: одновременное обращение большого количества обучающихся ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т. д.); общение через сети связи друг с другом и с преподавателями; потенциальная возможность охвата всемирной аудитории;
- экономичность: эффективное использование учебных площадей, технических и транспортных средств, концентрированное, унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижающие затраты на подготовку специалистов; по средним подсчётам дистанционное обучение на 50 – 60 % дешевле очного обучения;
- технологичность: использование в образовательном процессе новейших достижений педагогической и научно-технической мысли, современных информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство; отсутствие проблем с совместимостью компьютерного оборудования и операционных систем;
- социальное равноправие: равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого; относительная анонимность компьютерного общения позволяет высказываться людям, которые теряются в ситуациях непосредственного общения, и приводит к тому, что вклад учащегося определяется только по его достижениям, без всякого влияния «внешних культурных признаков»;
- лёгкость обновления содержания и возможности архивации старого материала: любой учебный материал остается у студента фиксированным в виде компьютерных лекций и может быть в любой момент востребован;
- стимулирование самостоятельности в обучении, умения критически мыслить, учебной мотивации, самодисциплины и ответственности, настойчивости в достижении цели: благодаря применению дистанционной технологии, у обучаемых развиваются и укрепляются такие качества, как целеустремленность, ответственность, способность принимать конструктивные решения, значительно повышается и уровень их интеллекта;
- интернациональность: экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.
Если говорить о школьном образовании,
то востребованность ДО достаточно четко
обозначилась в последние годы [11]:
- заметно растет количество учащихся старших классов, желающих изучать тот или иной предмет школьной программы, не являющийся для них профильным, в системе экстерната. Для предоставления учащимся такой возможности значительную помощь могли бы оказать дистанционные курсы по отдельным предметам с эпизодическими консультациями и контролем педагогов;
- очевидна необходимость такой формы обучения для детей-инвалидов и других категорий учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме;
- в настоящее время остро ощущается нехватка квалифицированных учителей по ряду учебных предметов не только в сельских, но и в городских школах. Возможность для школьников обучаться в дистанционной форме под руководством опытного педагога была бы эффективным решением кадрового вопроса для многих регионов страны;
- возрастает необходимость в дистанционной форме обучения для школьников в период эпидемий, стихийных бедствий, когда нет возможности или опасно посещать школу;
- весьма полезна, могла бы быть дистанционная форма обучения для системы профильного обучения. С ее помощью можно было бы организовать профильное обучение не только по четырем определенным МО направлениям, но и по многим и многим другим, которые бы позволили учащимся лучше познакомиться с той областью знания, которую они выбрали для себя;
- дистанционная форма обучения могла бы выступить серьезным конкурентом для всякого рода репетиторства при поступлении в высшие учебные заведения;
- наконец, дистанционная форма обучения могла бы дать возможность учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания в интересующих их областях.
Как у любой формы обучения,
у ДО есть и свои недостатки:
- ограниченные технические возможности и медленные модемы приводят к задержкам в передаче звука, видео- и графики, хотя соответствующие технологии постоянно улучшаются;
- дефицит доверия к электронным средствам общения и обучения; слушатели хотят видеть преподавателя и общаться с ним «в живую»;
- учащиеся зачастую превращаются в пассивных потребителей чрезмерно структурированных порций знания;
- успешность обучения частично зависит от технических навыков в управлении компьютером, перемещении в Интернет и от способностей справляться с техническими трудностями;
- существует целый ряд практических навыков, которые можно получить только при выполнении реальных (а не виртуальных) практических и лабораторных работ;
- в некоторых случаях в сельских областях все ещё затруднён доступ к Интернет, это справедливо и для некоторых категорий инвалидов;
- отрицательным фактором может быть социальная изолированность; недостаток невербальных взаимодействий может препятствовать общению; коммуникационные технологии приводят к изоляции обучаемых, ослабляют контроль со стороны преподавателя;
- отчисляемость студентов дистанционного обучения выше, чем студентов традиционных курсов, по оценкам некоторых администраторов, доля полностью завершивших обучение среди студентов традиционных курсов на 10 – 20% выше, чем среди студентов дистанционного обучения;
- снижается разнообразие форм учебного процесса и плюрализм мнений;
- наличие языкового барьера для студентов международных систем дистанционного образования;
- создание дистанционных курсов, позволяющих достичь той же эффективности, что и традиционное обучение, дорого и занимает достаточно много времени;
- методические требования, предъявляемые к учебно-практическим пособиям, ограничивают возможности авторов наиболее полно представить изучаемый материал, который в отсутствие преподавателя полностью берет на себя функции управления образовательным процессом.
Выявлен и ряд других вопросов и
проблем, связанных с применением
дистанционного обучения [6]:
- Проблема эквивалентности дистанционных и традиционных курсов; проблема взаимного признания дипломов, сертификатов, программ обучения, уровней дистанционного образования классическими университетами.
- Уровень развития российских телекоммуникационных технологий отстает от развитых западных стран; все это сказывается на качестве предоставляемых услуг и иногда может сделать невозможным сам процесс обучения.
- Вопрос качества курсов и программного обеспечения; в отличие от традиционных видов образования история дистанционного обучения исчисляется десятками лет, что недостаточно для отработки методик обучения, подготовки преподавательского состава, разработки необходимого программного обеспечения.
- Проблемой может быть и информационная перегруженность: количество сообщений, получаемых по электронной почте для чтения, обдумывания и ответа на них, может быть чрезмерным, а быстрый рост баз данных и сайтов требует хорошо развитых навыков по управлению информацией.
- Одна из главных проблем контроля знаний при дистанционном обучении – идентификация; по мере перехода к компьютерным и сетевым программам контроля знаний все более сложно определять, действительно ли обучаемый сам правильно ответил на все вопросы или ему кто-то помогал.
- Вопрос защиты авторских прав разработчиков дистанционных курсов и программистов.
Все эти проблемы особенно
актуальны для России с ее огромными
территориями и сосредоточием научных
центров в крупных городах. В настоящее
время Министерство образования РФ озабочено
созданием единой образовательной телекоммуникационной
сети.
1.4. Дистанционное обучение в
России.
Современная социально-
экономическая ситуация в стране
и в системе образования </spa