Дистанционное обучение: история, сущность, особенности организации учебного процесса зарубежного и отечественного опыта ис-пользования в

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 06:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление особенностей организации дистанционного обучения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены сле-дующие основные задачи данного исследования:
изучить научную, справочную, учебную литературу, публикации в печатных и электронных периодических изданиях по теме исследования;
определить понятие «дистанционное обучение»;
проследить историю становления дистанционного обучения;
выявить достоинства и недостатки дистанционного обучения;
рассмотреть особенности организации учебного процесса в дистанционной форме обучения зарубежного и отечественного опыта использования в профессиональном образовании

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
Часть I. Теоретическая…………………………………………………………..
Глава 1. Основы теории дистанционного обучения………………………….
1.1. Определение понятия «дистанционное обучение»………………….
1.2. История становления дистанционного обучения ………………….
1.3. Достоинства и недостатки дистанционного обучения………………
1.4. Дистанционное обучение в России……………………………………
1.4.1. Организация дистанционного обучения в России…………….
1.5. Дистанционное обучение за рубежом…………………………………..
1.5.1. Дистанционное обучение в США………………………………
1.5.2. Дистанционное обучение в Европе……………………………..
1.5.3. Опыт зарубежных корпораций………………………………….
Вывод к Главе I …………………………………………………………………
Часть II Практическая…………………………………………………………..
Глава II Опыт дистанционного обучения в Бийском филиале Современного Гуманитарного института………………………………………………………
Вывод к Главе II………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

1046594_5E56E_distancionnoe_obuchenie_istoriya_sushnost_osobennosti_organi.docx

— 76.29 Кб (Скачать)

Министерство  сельского  хозяйства  Российской  Федерации 

Федеральное  государственное  образовательное  учреждение 

высшего профессионального  образования 

«Московский  государственный  агроинженерный  университет 

 имени  В.П. Горячкина»

 

 

 

 

Кафедра «Педагогика и  психология»

 

Курсовая  работа

по общей и профессиональной педагогике 

 

 

Тема: «Дистанционное обучение: история, сущность, особенности организации учебного процесса зарубежного и отечественного опыта использования в профессиональном образовании»

 

 

 

                                                                                             Исполнитель:

                                                                                             23 группы  ИПФ

                                                                                             Дудукина Евгения

                                                                                             Руководитель:

                                                                                             Шингарёва М. В.

 

 

 

 

 

 

 

Москва  2012

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3

Часть I. Теоретическая…………………………………………………………..

Глава 1. Основы теории дистанционного обучения………………………….

    1. Определение понятия «дистанционное обучение»………………….
    2. История становления дистанционного обучения ………………….
    3. Достоинства и недостатки дистанционного обучения………………
    4. Дистанционное обучение в России……………………………………

1.4.1. Организация дистанционного обучения в России…………….

1.5. Дистанционное  обучение за рубежом…………………………………..

1.5.1. Дистанционное обучение в  США………………………………

1.5.2. Дистанционное обучение в  Европе……………………………..

1.5.3. Опыт зарубежных корпораций………………………………….

Вывод к Главе I …………………………………………………………………

Часть II Практическая…………………………………………………………..

Глава II Опыт дистанционного обучения в Бийском филиале Современного Гуманитарного института………………………………………………………

Вывод к Главе II………………………………………………………………….

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования дистанционного обучения обусловлена  и несколькими причинами. Прежде всего, она объясняется неготовностью  участников образовательного процесса к осмыслению и овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме. Полат Е. С.  в своей статье пишет: «Тот факт, что в Законе об образовании дистанционное обучение приравнено к неким дистанционным технологиям, дает, как бы вполне законное основание для образовательных учреждений не задумываться над этапом проектирования учебного процесса, методического и технологического его обеспечения, подготовки педагогических кадров, ограничиваясь оцифровкой готовых традиционных лекций и введения автоматизированной системы тестирования. О каком интеллектуальном развитии, формировании критического и творческого мышления можно в таких условиях говорить? Как в этих условиях можно говорить о формировании таких ключевых компетенций, заявленных Советом Европы, как коммуникативные, информационные компетенции, компетенции, связанные со способностью учиться «через всю жизнь»?» [9].

Помимо этого, намечаются опасные тенденции установления моды на термин «дистанционное обучение»  и «подстраивание» под него любых  форм образования, кроме очной. Не менее  опасны попытки расширительного  толкования этого понятия, попытки вывести дистанционное обучение в некую форму «свободного воспитания», ориентирующуюся лишь на индивидуальные потребности, некую индивидуальную траекторию развития. Подлинно педагогическое содержание этого понятия мало кого заботит. Главной становится коммерческая сторона дела. Именно поэтому настало время серьезно изучать теоретические основы дистанционного обучения [12].

В области теории и практики дистанционного обучения работают многие отечественные ученые и специалисты, каждый из которых внес в свое время дифференцированный вклад в пропаганду, организацию научных исследований и внедрение в педагогическую практику идей ДО. Среди них: А.А. Андреев, Ю.Н.Афанасьев, А.А.Ахаян, А.В.Барабанщиков, Д.А.Богданова, А.М.Бурлаков, Я.А.Ваграменко, В.В.Вержбицкий, Т.П. Воронина, Ю.Н.Демин, В.В.Дик, Ж.Н.Зайцева, А.Д.Иванников, В.В.Ижванов, В.А.Каймин, М.П.Карпенко, В.П.Кашицин, В.Г.Кинелев, Д.Э.Колосов, А.О.Кривошеев, Ю.Г.Круглов, С.Л.Лобачев, В.М.Матюхин, В.П.Меркулов, О.П.Молчанова, В.А.Мордвинов, М.И.Нежурина, В.И.Овсянников, Е.С.Полат, А.А.Поляков, Ю.Н.Попов, И.В.Роберт, Ю.Б.Рубин, А.Я.Савельев, В.А.Садовничий, В.А.Самойлов, Ю.Н.Самолаев, В.И.Солдаткин, В.П.Тихомиров, А.Н.Тихонов, А.А.Федосеев, А.В.Хорошилов и др. Однако, несмотря на многолетний опыт по теории и практике ДО, пока еще отсутствует единое понимание базовых терминов дистанционного обучения, используемых в образовательных кругах, недостаточно разработаны теоретические основы проблемы, отсутствует координация по внедрению в практику продуктов педагогического проектирования для дистанционного обучения, не хватает педагогов-координаторов [12].

Актуальность данной темы определила следующий выбор темы курсовой работы: «Дистанционное обучение: история, сущность, особенности организации учебного процесса зарубежного и отечественного опыта использования в профессиональном образовании».

Цель исследования: выявление  особенностей организации дистанционного обучения.

Объект исследования: дистанционное  обучение.

Предмет исследования: процесс  организации обучения в дистанционной форме.

Гипотеза исследования: дистанционное обучение является новой формой обучения, наряду с очной, заочной, экстернатом, основу которого составляют специальные компьютерные технологии, обеспечивающие обучение студента в рамках учебной дисциплины по индивидуальным оптимальным программам с управлением процессом обучения.

В соответствии с целью  и гипотезой исследования определены следующие основные задачи данного исследования:

  • изучить научную, справочную, учебную литературу, публикации в печатных и электронных периодических изданиях по теме исследования;
  • определить понятие «дистанционное обучение»;
  • проследить историю становления дистанционного обучения;
  • выявить достоинства и недостатки дистанционного обучения;
  • рассмотреть особенности организации учебного процесса в дистанционной форме обучения зарубежного и отечественного опыта использования в профессиональном образовании

Использовались следующие  методы исследования: изучение литературы, анализ, синтез, методы теоретического обобщения.

 

Часть I. Теоретическая

Глава 1. Основы теории дистанционного обучения

 

1.1. Определение понятия «дистанционное обучение»

Исследование содержания научной, учебно-педагогической литературы, нормативно-правовых документов, касающихся образования, а также текстов журнальных статей и многочисленных выступлений на конференциях и семинарах, показали, что отсутствует единое толкование сущности и содержания понятия «дистанционное обучение» (ДО). Существуют многочисленные трактовки этого понятия, отражающие многообразие подходов к его пониманию. Прежде, чем сформулировать свое видение определения ДО, приведем наиболее известные трактовки этого термина.

В Концепции создания и развития дистанционного обучения в РФ приводится следующее определение: дистанционное образование – комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). ДО является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации [5].

В решении коллегии Госкомвуза 1993 года «О создании системы дистантного образования в РФ» говорится: «Дистанционное образование – это форма образования, обеспечивающая использования новейших технических средств и информационных технологий для доставки учебных материалов и информации непосредственно потребителю независимо от его местоположения» [7].

Дистанционное обучение – совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения [2].

Дистанционное обучение – это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудио-, космической и оптоволоконной техники [4].

Дистанционное обучение – систематическое  целенаправленное обучение, которое осуществляется на некотором расстоянии от места расположения преподавателя. При этом процессы преподавания и обучения разделены не только в пространстве, но и во времени.

Дистанционное обучение — тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов [3].

Анализ приведенных определений  позволяет прийти к выводу, что  наиболее приемлемым определением понятия  «дистанционное обучение» является то, которое дала Евгения Семеновна Полат: «это форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность».

Почему именно это определение  представляется наиболее приемлемым? Обучение – это двухсторонний процесс, в котором взаимодействуют обучаемый и обучающийся и, в ходе которого планомерно и целенаправленно осуществляется образование, воспитание и развитие человека [1]. Это значит, если мы говорим об обучении, мы предполагаем наличие в этом процессе преподавателя. В этом принципиальная разница, концептуальное отличие от систем и программ самообразования, самообучения, с которыми мы имеем дело при работе с курсами на видеокассетах, в телевизионных и радио курсах, при работе с компьютерными программами и даже программами на CD-ROM. В этих программах, курсах пользователь может рассчитывать лишь на собственные силы, на собственное восприятие и осмысление программы. Процесс же обучения характеризуется в первую очередь тем, что он интерактивен в своей организации, т.е. во взаимодействии учителя и ученика.

Е.С. Полат подчеркивает в  своем определении дистанционного обучения, что это новая форма обучения, наряду с очной, заочной, экстернатом [12]. Автор считает неоправданным и то, что в законе РФ «Об образовании» [8] дистанционное обучение представлено как некие дистанционные технологии, что, соответственно, не требует дополнительного финансирования [11]. Дистанционное обучение – это специфичная форма обучения, поскольку она предполагает основную опору на средства новых информационных и коммуникационных технологий, мультимедийных средств, средств видеосвязи, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем, как любая форма обучения, любая система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами, стандартами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения.

Кроме того, следует отметить неправомерность  отождествления некоторыми авторами понятий «дистанционное обучение» и «дистанционное образование». Образование – более широкое понятие, включающее в себя :

  • образование как ценность;
  • образование как систему;
  • образование как процесс;
  • образование как результат

Поэтому дистанционное образование  – это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза. Таким образом, дистанционное обучение следует рассматривать в общей системе образования, причем непременно в системе непрерывного образования, предусматривая тем самым не просто определенную систему, но преемственность отдельных ее звеньев.

 

1.2. История становления дистанционного обучения

Обучение на расстоянии издавна  привлекало внимание, как педагогов, так и обучаемых. Одним из старейших  университетов дистанционного обучения является University of South Africa, который начал предлагать курсы с 1946 г. В 1969-м г. был основан Британский Открытый университет. Немногим позже в 1974 г. в Германии был основан Fern Universitеt in Hagen. В настоящий момент все они являются мировыми мегауниверситетами [13].

Важно отметить, что дистанционное  обучение развивается не только в  рамках национальных систем образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией  на подготовку в области бизнеса, которая составляет четвертую часть всех программ высшего образования. Частные корпоративные образовательные сети созданы такими компаниями как IBM, General Motors, Ford и др. Многие из этих образовательных систем намного опережают системы, созданные в университетах, как по сложности, так и по количеству.

Информация о работе Дистанционное обучение: история, сущность, особенности организации учебного процесса зарубежного и отечественного опыта ис-пользования в