Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 06:25, курсовая работа
Если обратиться к истории, то мы можем убедиться в том, что межкультурная коммуникация как общественный феномен была вызвана к жизни практическими потребностями послевоенного мира, подкреплявшимися идеологически тем интересом, который с начала 20 века формировался в научной среде и в общественном сознании по отношению к так называемым «экзотическим» культурам и языкам.
Введение
Если обратиться к
истории, то мы можем убедиться в
том, что межкультурная коммуникация
как общественный феномен была вызвана
к жизни практическими
В современном мире, благодаря активным процессам глобализации, межкультурная деловая коммуникация является мощным рычагом управления бизнес отношений, поскольку именно с помощью нее регулируются деловые отношения и заключаются выгодные контракты.
Предметом данной работы, посвященной интервью как одному из важнейших жанров межкультурной деловой коммуникации, является структура интервью, а также факторы, определяющие его успешность. Объект изучения – интервью и его различные вариации, материалом для исследования послужат тексты (скрипты) бесед с известными политическими деятелями.
Являясь жанром межкультурного делового общения, интервью представляет собой сложный процесс, требующий специальной подготовки, с помощью которой можно достичь получения необходимой информации в полном объеме с целью регулирования разного рода отношений с представителями зарубежного мира.
Главными задачами данной работы являются:
Таким образом, в данной работе, на примере нескольких записей интервью со значимыми политическими деятелями разных стран, будет рассмотрен и изучен такой комплексный процесс как межкультурное деловое интервью . На основании этого будут выявлены его особенности и сделаны выводы.
Глава 1.
Межкультурная деловая коммуникация - это особый социальный комплексный феномен, который включает в себя различные формы взаимодействия представителей различных культур и национальностей. В связи с тем, что одной из основных тенденций развития современного мира становятся мощные интеграционные процессы, возрастает роль межкультурной коммуникации в таких сферах, как экономика, политика, культура, наука, образование и других.
Участие в различных формах международного сотрудничества, в том числе в многочисленных проектах и акциях, необходимость политического взаимодействия, активное развитие транснациональных корпораций и т.д. требуют от участников делового общения знания национальных, культурных и других особенностей своих партнеров.
Как известно, существующие в каждой стране и у каждого народа традиции и обычаи общения и деловой этики не являются некими «застывшими» образованиями. Они изменяются, развиваются и обогащаются, а сам процесс коммуникации характеризуется рациональным соотношением интернациональных и национальных элементов.
Несмотря на то, что участники международного общения придерживаются единых норм и правил, национальные и культурные особенности могут оказаться весьма значимыми в деловых отношениях. Знание этих особенностей может служить своеобразным путеводителем, ориентиром возможного поведения партнеров.
Проблема грамотной организации делового общения приобретает особую актуальность в такой форме межкультурной коммуникации, как деловые переговоры. Напомним, что целью переговоров является достижение совместного решения. Учет национальных особенностей участников позволяет выработать правильную тактику взаимодействия, а также правильно понять и оценить действия партнера.
Поскольку понятие межкультурная деловая коммуникация подразумевает под собой взаимодействие представителей разных стран, ведущих переговоры с целью организации выгодного сотрудничества в бизнесе, то следует более детально рассмотреть понятие деловой коммуникации.
А.П. Панфилова в своей книге «Деловая коммуникация в профессиональной деятельности» приводит следующее определение данного понятия:
Деловая коммуникация – это процесс взаимодействия, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, педагогической и пр. [Панфилова А.П., Деловая коммуникация в профессиональной деятельности,2005: 15]
Деловая коммуникация – это взаимодействия, двусторонние усилия, без которых невозможна совместная деятельность. Это - первое условие существования организации.
Деловая коммуникация в современных условиях является основой жизнеобеспечения каждой фирмы, организации, предприятия. Специалисты в области менеджмента считают, что 63% английских, 73% американских, 85% японских руководителей выделяют коммуникацию как главное условие на пути достижения эффективности их организаций, причем сами руководители тратят на нее от 50 до 90% своего времени. [Панфилова А.П., Деловая коммуникация в профессиональной деятельности, 2005: 11]
Деловое общение –
это предметно-целевая
Кроме того, на содержание деловой коммуникации могут влиять и особенности складывающейся ситуации и личностный потенциал партнера. Например, для передачи информации вы хотели использовать метод дедукции – от общего к частному, но в ходе общения убедились, что для данного делового партнера более целесообразен метод индукции – от частных случаев, примеров к обобщению и выводам.
Деловая коммуникация полноценна только тогда, когда в ней гармонично соединены взаимосвязанные, но различающиеся стороны:
· внешняя, поведенческая, операционально-техническая;
· внутренняя, затрагивающая ценностные особенности личности.
Внешнюю сторону общения
можно наблюдать, она выражается
в коммуникативных действиях
и фиксируется участниками
Внутренняя сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации делового взаимодействия. Оно выражается с помощью вербальных и невербальных сигналов и достаточно легко «считывается» даже тогда, когда партнер пытается скрыть реакцию, истинные мотивы и цели.
Основная задача деловой коммуникации – продуктивное сотрудничество, стремление к сближению целей, улучшение партнерских отношений.
Деловая коммуникация предполагает реализацию следующих условий:
Основной способ организации коммуникативной деятельности при взаимодействии двух партнеров – диалог. Типичными единицами диалога являются действие, высказывание и слушание.
Деловая коммуникация реализуется в трех основных коммуникативных формах:
Овладение основами деловой коммуникации позволит специалистам эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, реализуя комфортно-психологическое общение и разнообразные стратегии и тактики, ориентированные на достижение компромисса и сотрудничества. А это, в свою очередь, снизит риск неблагоприятных последствий решений при ведении переговоров и консультировании, проведении деловых совещаний и собраний.
Глава 1.2 ФОРМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
На практике очень многие производственные вопросы требуют коллективного обсуждения и решения. Общепринятыми формами деловой коммуникации в труде менеджеров, юристов, являются деловые беседы, совещания, собрания, переговоры, конференции, различные деловые встречи.
В традиционных жанрах деловой коммуникации (публичные речи, интервью, комментарий, консультация) в новых условиях реализуются коммуникативные стратегии фирм или деловых партнеров, которые требуют не только умения самопрезентации, но и умения пропаганды философии компании, организационных ценностей, корпоративной культуры, а также знаний потребительского рынка, финансового рынка, контактных аудиторий, структур власти и т. п. Многоцелевой характер этих жанров требует своих коммуникативных стратегий, технологий, процедур и операций.
Специфическими жанрами деловой коммуникации можно считать спор, дискуссию, полемику, дебаты, прения, которые зачастую являются составляющими таких форм делового общения, как совещания, собрания и конференции, а могут иметь и самостоятельное значение.
Особенности каждой формы деловой коммуникации включают следующие критерии:
Ниже в данной работе будет рассмотрен один из важнейших традиционных жанров межкультурного делового общения – интервью.
Глава 1.3 Интервью как один из важнейших жанров межкультурной деловой коммуникации
Прежде чем рассматривать
интервью как один из важнейших
жанров межкультурной деловой