Дидактика как теория образования и обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:39, контрольная работа

Краткое описание

В формировании личности и ее становлении огромное значение имеет образование и обучение. Оба эти явления выступают в единстве. Образование – результат обучения, обучение – основной путь образования. Дидактика – теория образования и обучения. Это отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения. В дидактике дается научное обоснование содержания образования, то есть «чему учить?» и «как учить?». Обоснование методов и организационных форм обучения. Одновременно дидактика призвана дать ответ на вопросы: кого учить, для чего и где учить? Такое определение дидактики сложилось сравнительно давно.

Оглавление

Введение
Сущность дидактики
Принципы и задачи дидактического обучения
Дидактические методы обучения
Дидактические средства обучения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Коми государственный педагогический институ1.docx

— 42.93 Кб (Скачать)

Перечисленные принципы, всю их совокупность не рекомендуется рассматривать  как некий свод законов, как катехизис. Относиться к ним ко всем и к  каждому в отдельности следует  творчески, гибко, не шаблонно. И это прежде всего потому, что принципы всегда исторически конкретны, они должны читаться в конкретном социальном контексте, должны как можно полнее отражать реальные социальные потребности общества.

Философия определяет функции как  внешние проявления свойств какого-либо объекта в данной системе. С этой точки зрения, функции процесса обучения являются его свойствами, знания которых  обогащает наше представления о  нем и позволяет сделать его  более эффективным. Понятие “функция”  близко к понятию “задача обучения”. Функции обучения характеризуют сущность процесса обучения, тогда как задачи являются одним из компонентов обучения.

Задачи дидактики состоят в  том, чтобы:

  • описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации;
  • разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения.

В решении этих задач общая дидактика  использует достижения смежных наук: философии, психологии, возрастной психологии, кибернетики. Именно кибернетика в  значительной степени обусловила разработку в дидактике программированного обучения, алгоритмизацию и системно-структурный  подход в организации учебно-воспитательного  процесса в школе.

 

3. Дидактические методы обучения

 

Методы обучения - это способы  организации взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых в целях  формирования знаний, навыков, умений, профессиональных, политических и нравственных качеств, необходимых для успешного  выполнения производственных задач.

Педагогическая наука, точнее часть  ее - Дидактика, выделяет три группы методов обучения:

  • организации учебно-познавательной деятельности обучаемых;
  • стимулирования учебно-познавательных процессов;
  • контроля за эффективностью этих процессов и в целом всей деятельности.

Первая группа вбирает в себя словесные, наглядные и практические методы обучения. Сюда относятся: лекция, беседа, рассказ, демонстрация наглядного материала, упражнения, выполнение практических заданий и т. д. Во вторую группу (методов стимулирования) включают: деловые игры, дискуссии, “мозговые атаки” и другие активизирующие процесс познания методы, а также поощрения, создание ситуаций психологического комфорта или дискомфорта в результате нравственных переживаний и эмоциональных волнений. Вместе с тем и первая группа должна использовать методы активного обучения: лекции-дискуссии, чтение лекций двумя преподавателями и др. К третьей группе (методов контроля) относят устную либо письменную проверку усвоенных знаний, приобретенных навыков и умений.

Общение между людьми осуществляется в следующих 4-х структурах:

  • опосредованное общение /в основном через письменную речь;
  • общение в паре;
  • групповое общение;
  • общение в парах сменного состава.

Применение этих четырех структур общения в учебном процессе дает четыре формы организации процесса обучения:

  • индивидуальная,
  • парная,
  • групповая,
  • коллективная.

Эти четыре формы организации лежат  в основе любого обучения. Поэтому  мы их называем основными или базисными. Они - формы существования процесса обучения. Содержание обучения /образования/ становится достоянием сознания и деятельностью  учащихся любого возраста благодаря  применению этих форм. Наглядные и  технические средства могут их совершенствовать и дополнять, но при этом основа сохраняется.

В практике обучения на протяжении ряда столетий использовались не четыре, а  лишь три организационные формы  обучения: групповая, парная и индивидуальная. Это традиционные формы. К ним  все привыкли, они давно освоены  учителям, и признаны официальной  педагогикой и органами управления образованием во всех странах мира. Только четвертая структура - общение в парах сменного состава для массовой школьной практики и теории обучения на протяжении всего XX столетия была принципиально новой. Ее мы назвали «коллективная форма организации процесса обучения», противопоставив тем самым ее индивидуальной и групповой формам.

 

4. Дидактические средства  обучения

 

Понятие средства обучения используется в дидактике для обозначения  одного из компонентов деятельностей  преподавателя и учащихся наряду с другими компонентами (образ  конечного продукта, предмет преобразования, средства и технология деятельности). Средства обучения – это материальный или идеальный объект, который  «помещен» между учителем и учащимися  и использован для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности. Средства обучения оказывают существенное влияние  на качество знаний учащихся, их умственное развитие и профессиональное становление.

Объекты, выполняющие функцию средств  обучения, можно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию  на качество знаний и на развитие различных  способностей, их эффективности в  учебном процессе (в плане уменьшения количества ошибок при решении задач).

По субъекту деятельности средства обучения можно условно разделить  на средства преподавания и средства учения.

Средства  преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и  управляющей функции учителя. Они  помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают более точную информацию об изучаемом  явлении, интенсифицируют самостоятельную  работу и позволяют вести ее в  индивидуальном темпе. Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения и средства контроля.

В использовании  любого вида средств необходимо соблюдать  меру и пропорции, определяемые закономерностями обучения, законом интериоризации. Отсутствие или недостаточное количество средств наглядности снижает качество знаний за счет уменьшения познавательного интереса и затруднения понимания и образного восприятия материала. Большое количество демонстраций создает развлекательное настроение учащихся. Оптимальным следует считать 4-5 демонстраций за урок, считая средства для самостоятельной работы учащихся и средства контроля.

Демонстрируемые предметы и рисунки на доске должны быть хорошо видны; в схемах, размеры  изображений деталей должны определяться закономерностями зрительного восприятия.

В настоящее  время в практике обучения широко распространены три подхода к  разработке, конструированию и использованию  средств обучения.

  • Разработка средств обучения не относится к преподаванию, поэтому необходимо использовать только то, что уже имеется в материальном оборудовании кабинета. Средства обучения отождествляются с обычными средствами наглядности, контроля и т.п., создающими известный комфорт.
  • Второй подход абсолютизирует роль средств обучения, которые рассматриваются как главные, единственно обеспечивающие достижение цели, а все остальные компоненты (методы, организация и т.п.) должны соответствовать и обусловливаться спецификой средств обучения.
  • Средства обучения рассматриваются в системе деятельности учителя и учащихся. Они выполняют определенные функции и обеспечивают определенное ими качество знаний и умственное развитие учащихся.

По составу объектов средства обучения разделяются на материальные (учебники и учебные пособия; таблицы, модели, макеты и другие средства наглядности; учебно-технические средства; учебно-лабораторное оборудование; помещения, мебель, микроклимат, расписание занятий, режим питания, другие материально-технические условия обучения) и идеальные (усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний: речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, мнемотехнические приспособления для запоминания и др.

Материальные средства, необходимые  для усвоения всей учебной дисциплины, составляют систему, производную от системы учебного предмета. Система  средств обучения строится согласно учебного принципа:

  • оборудование должно полностью удовлетворять педагогическим требованиям, предъявляемым к другим элементам учебного процесса: наглядно воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемым, обозримым, иметь эстетический вид и т.д.
  • все приборы, имеющие общее назначение должны соответствовать друг другу и демонстрационным установкам,
  • количество и типы средств обучения должны полностью обеспечивать материальные потребности учебной программы в системе, но без излишеств,
  • средства обучения должны соответствовать реальным условиям работы и потребностям местного населения.

Наглядные пособия выполняют следующие  функции: ознакомление с явлениями  и процессами, которые не могут  быть воспроизведены в школе; ознакомление с внешним видом предмета в  его современном виде и в историческом развитии; наглядное представление  о сравнении или измерении  характеристик явления или процессов; этапы эксплуатации, изготовления или  проектирования изделия; наглядное  представление об устройстве предмета и принципе его действия, управление им, техники безопасности; ознакомление с историей науки и перспективами ее развития.

Наглядные пособия классифицируются на три группы:

  • объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
  • печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы и т.п.);
  • проекционные материалы (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.).

 

 

Заключение

 

Следовательно, для реализации воспитательной функции  обучения учителю недостаточно знать  об объективном характере связи  обучения и воспитания. Чтобы оказывать  формирующее воздействие на учащихся в обучении, учитель должен, во-первых, анализировать и отбирать учебный  материал с точки зрения его воспитательного  потенциала, во-вторых, так строить  процесс обучения и общения, чтобы  стимулировать личностное восприятие учебной информации учениками, вызывать их активное оценочное отношение  к изучаемому, формировать их интересы, потребности, гуманистическую направленность. Для реализации воспитательной функции процесс обучения должен быть специально проанализирован и разработан учителем во всех его компонентах.

Носит развивающий  характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической  организации учебного процесса.

В конечном итоге результатом осмысления учащимися  изучаемого материала являются его  понимание, осознание причин и следствий  познаваемых предметов, явлений, процессов  и формирование понятий.

Но результатом осмысления изучаемого материала является не только его  понимание. В процессе его у учащихся формируется умение сравнивать и  анализировать изучаемые явления, вычленять их существенные и несущественные признаки, а также способность  к рассуждениям, к выдвижению гипотез  и теоретическим обобщениям, т.е. происходит умственное развитие. Кроме  того, у них развиваются такие  личностные качества, как любознательность, познавательная самостоятельность, формируются  мировоззренческие и нравственно-эстетические взгляды и убеждения.

 

 

Список литературы

 

  1. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников, 1990
  2. Педагогика / Под ред. С. П. Баранова и др. - М., 1996.
  3. Харламов и. Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов. – М., 1990.
  4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 1998
  5. Подласый  И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. – М., 1996
  6. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения – М., 1996

Информация о работе Дидактика как теория образования и обучения