Дидактика как теория образования и обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:39, контрольная работа

Краткое описание

В формировании личности и ее становлении огромное значение имеет образование и обучение. Оба эти явления выступают в единстве. Образование – результат обучения, обучение – основной путь образования. Дидактика – теория образования и обучения. Это отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения. В дидактике дается научное обоснование содержания образования, то есть «чему учить?» и «как учить?». Обоснование методов и организационных форм обучения. Одновременно дидактика призвана дать ответ на вопросы: кого учить, для чего и где учить? Такое определение дидактики сложилось сравнительно давно.

Оглавление

Введение
Сущность дидактики
Принципы и задачи дидактического обучения
Дидактические методы обучения
Дидактические средства обучения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Коми государственный педагогический институ1.docx

— 42.93 Кб (Скачать)

Основными понятиями общей дидактики как  науки является: преподавание, учение, учебный предмет, учебный материал, учебная ситуация, метод обучения, учитель, ученик, урок и др. Это –  специфические понятия дидактики  как науки. Наряду с этими понятиями, дидактика оперирует другими понятиями: обучение, образование, самообразование, воспитание и др.

Преподавание  – это деятельность тех, кто обучает; учение – это деятельность тех, кто  обучается; образование – владение обучающимися научными знаниями, практическими  умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных способностей, мировоззрения, нравственности и общей культуры. Благодаря этому школьники приобретают определенный личностный облик и индивидуальное своеобразие. Н.Г. Чернышевский выделял три качества, характеризующие образованного человека: обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств.

Обучение  – это целенаправленное, заранее  запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие, усваиваются  школьниками отдельные стороны  опыта человечества, опыта деятельности и познания.

Дидактика оперирует также понятиями, заимствованными  из других областей знаний: система, структура, функция, элемент, организация, формализация, восприятие, усвоение, умственное развитие, мышление, запоминание, навыки, обратная связь, динамическая система и др.

Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты  науки и вытекающие из них теоретические  обобщения (понятия, правила, законы, выводы и т.д.).

В тесной связи со знаниями выступают умения и навыки. Умение – это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Например, умение решать задачи по математике связано  с владением такими приемами, как  анализ условия задачи, сопоставление  этого условия с усвоенными знаниями, мысленное нахождение способов решения  задачи на основе применения тех или  иных элементов задачи и, наконец, проверка правильности полученного результата. В этом случае навык рассматривается как составной элемент учения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства. Например, беглое чтение школьника может рассматриваться как навык, составляющий важный элемент умения осмысленного чтения.

Приведу основные этапы овладения  знаниями, умениями и навыками.

Восприятие учащимися изучаемого материала. Овладение изучаемым  материалом начинается с его восприятия. Сущность этого познавательного  действия состоит в том, что учащиеся с помощью органов чувств, т.е. слуховых, зрительных, осязательных и  обонятельных ощущений, воспринимают внешние свойства, особенности и  признаки изучаемых предметов и явлений. Восприятие есть не что иное, как отражение в сознании человека ощущаемых внешних свойств, качеств и признаков познаваемых предметов, явлений, процессов.

Осмысление  изучаемого материала. Деятельность учащихся по осмыслению изучаемого материала и формированию научных понятий означает работу мысли.

Процесс осмысления изучаемого материала, т.е. мыслительной деятельности по раскрытию  сущности познаваемых предметов  и явлений и образованию теоретических  понятий, отличается большой сложностью. Прежде всего нужно подчеркнуть, что мышление “работает” только тогда, когда для этого в сознании имеется необходимый материал, и в частности наличие определенного количества представлений, примеров, фактов. Следовательно, организация познавательной деятельности учащихся по восприятию изучаемых предметов и явлений в их натуральном виде или с помощью наглядных пособий имеет весьма существенное значение для осмысления изучаемого материала. Чем больше в сознании учащихся образовано представлений, чем они четче и ярче, тем больше имеется материала для “работы” мысли. Как же в таком случае происходит осмысление изучаемого материала и образование научных понятий?

Этот  процесс включает в себя следующие  мыслительные операции: а) анализ воспринятых  свойств и признаков изучаемых  предметов и явлений, зафиксированных  в представлениях, по степени их важности для раскрытия сущности этих предметов и явлений, б) логическую группировку существенных и несущественных признаков и свойств изучаемых  предметов и явлений, в) “мысленное”  постижение сущности (причин и следствий) изучаемых предметов явлений  и формулирование обобщающих выводов, понятий, законов и мировоззренческих идей, г) проверку обоснованности, истинности сделанных выводов.

В конечном итоге результатом осмысления учащимися  изучаемого материала являются его  понимание, осознание причин и следствий  познаваемых предметов, явлений, процессов  и формирование понятий.

Но результатом осмысления изучаемого материала является не только его  понимание. В процессе его у учащихся формируется умение сравнивать и  анализировать изучаемые явления, вычленять их существенные и несущественные признаки, а также способность  к рассуждениям, к выдвижению гипотез  и теоретическим обобщениям, т.е. происходит умственное развитие. Кроме  того, у них развиваются такие  личностные качества, как любознательность, познавательная самостоятельность, формируются  мировоззренческие и нравственно-эстетические взгляды и убеждения.

Познавательная  деятельность по запоминанию изучаемого материала. Запоминание изучаемого материала не имеет ничего общего с его механическим зазубриванием. Наоборот, оно должно базироваться на глубоком и всестороннем осмыслении и понимании усваиваемых знаний и способствовать умственному развитию учащихся.

Для овладения изучаемым материалом существенное значение имеет способ запоминания. Как известно, запоминание  бывает концентрированным, которое  осуществляется в один присест, и  рассредоточенным, когда усвоение изучаемого материала осуществляется в несколько  приемов и рассредоточивается во времени. При концентрированном  запоминании знания переходят в  оперативную, кратковременную память и быстро забываются. Рассредоточенное запоминание способствует переводу знаний в память долговременную. Вот  почему в процессе обучения необходимо рекомендовать учащимся пользоваться приемами рассредоточенного запоминания.

Применение  усвоенных знаний на практике. Существенным компонентом познавательной деятельности в процессе обучения является применение усваиваемых знаний на практике, развитие творческих способностей учащихся. Естественно, что как умения и навыки, так и творческие способности формируются и развиваются в процессе организации многократных упражнений. Например, с помощью упражнений у учащихся вырабатывается умение осмысленного чтения, грамотного письма, решения задач и примеров по математике, физике и химии. Умения и навыки обращаться с приборами и реактивами по физике, химии и биологии также формируются в процессе практических упражнений. Определенных и настойчивых упражнений требует развитие сообразительности, умение решать нестандартные задачи, проявление творческих способностей при изучении математики, литературы и других предметов.

В современной  отечественной дидактике употребляется  термин “виды обучения”, который  чаще всего обозначает взгляд на характер взаимодействия в обучении учителя  и учеников. В дидактике сложились  такие виды обучения, как сообщающее (объяснительно-иллюстративное), проблемное, программированное обучение.

Наряду  с этими общеизвестными моделями обучения, имеются другие, которые  чаще называют дидактическими концепциями, системами. К ним относятся: бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивизм, деятельностная теория и гуманистическая психология.

Бихевиористы (Д. Уотсон, Э. Торндайк) считают, что учение – это приобретение организмом новых форм поведения. Важнейшие положения бихевиоризма в обосновании теории учения является стимул – реакция – подкрепление. Индивид является пассивным элементом. Он лишь реагирует на внешнее воздействие, на внешние стимулы. Деятельность обучающегося сводится в данном случае к механическому выполнению конкретных операций.

Иную  позицию в трактовке сущности учения занимают гештальтпсихологи. Согласно их концепции, деятельность ученика в обучении сводится к роли стимулятора внутренних изменений целостных структур и мотиваций, основанных на усмотрении, постижении, озарении.

Представители когнитивизма, в частности Дж. С. Брунер рассматривает учение как процесс создания учащимися собственного “культурного опыта”, имеющего социальный характер и обусловленного культурно-историческим контекстом.

Сообщающее обучение характеризуется прежде всего тем, что учитель излагает знания в обработанном, “готовом” виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Это наиболее распространенный вид обучения.

Главное, что характерно для этого процесса, - деятельность учителя состоит в  основном в предоставлении информации посредством словесных объяснений с привлечением образов, наглядных  средств.

Сообщающее  обучение как вид, путь формирования знаний, несомненно, обладает достоинствами: подача и усвоение знаний осуществляется в системе, последовательно, в экономичном  режиме и темпе, для большого количества учащихся одновременно. Однако в этом подходе есть и недостатки: деятельность учеников сводится в основном к запоминанию  и воспроизведению информации, сообщаемой учителем, поэтому мало развиваются  умственные способности и умения учащихся, такие как умение видеть проблемы, ставить вопросы, анализировать и сопоставлять факты. Иначе говоря, сообщающее обучение не развивает мышление. Поэтому в дидактике, особенно в XX веке, велись поиски таких моделей, которые позволяли бы обучать критическому, продуктивному мышлению. Так появляется проблемное обучение.

Проблемное  обучение – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой ученики усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения. Характер преподавания и учения в сравнении с сообщающим обучением резко меняется: ученики делают мини-исследование или творческую практическую работу. В ходе этой работы формируются новые знания: факты, закономерности, понятия, принципы, теории: правила, алгоритмы.

К достоинствам проблемного обучения относится то, что ученики включаются в активную интеллектуальную или  практическую деятельность, при этом они испытывают сильные положительные  эмоции (интерес, удовлетворение). У  учащихся формируются интеллектуальные умения: восприятие объектов, наблюдение, воображение, анализ, классификация  и другие. К ним относятся также  творческие умения: видеть проблемы, ставить  вопросы, искать решения. Эксперименты показывают, что проблемное обучение дает более глубокие знания. Ученики  не только воспроизводят информацию, но устанавливают связи, интерпретируют, применяют, оценивают.

Толчком к созданию программированного обучения послужило два момента. С одной  стороны, педагоги видели, что в массовой практике при использовании традиционного, а также проблемного обучения не происходит четкого руководства  со стороны учителя действиями учеников с учебным материалом, следствием чего являются проблемы в знаниях. Ученики  по разным причинам не выполняют указаний учителя и не усваивают учебную  информацию. Это ведет к поиску модели обучения, в которой учитель более эффективно управляет учебными действиями учеников.

С другой стороны, с середины XX века развивающаяся техника стала проникать во все сферы человеческой деятельности, в том числе и образование: появились первые обучающие машины, что потребовало изменить подходы к обучению.

Программированное обучение – это относительно самостоятельное  и индивидуальное усвоение знаний и  умений по обучающей программе с  помощью специальных средств (учебник, ЭВМ). В традиционном обучении ученик обычно читает полный текст учебника и воспроизводит его, при этом его работа по воспроизведению почти  никак не управляется, не регламентируется. Идея программированного обучения состоит в управлении учебными действиями ученика с помощью обучающей программы.

 

2. Принципы и задачи дидактического  обучения

 

Важнейшей составной частью дидактики  являются принципы обучения. Это основные руководящие положения, отражающие закономерности педагогического процесса и ориентирующие преподавателя  на эффективную организацию учебы, оптимальное применение в ней  форм, методов и средств обучения слушателей, на целесообразный отбор  содержания занятий.

К числу общедидактических принципов обучения относятся следующие:

  • направленность обучения - определяется комплексным решением задач образования, воспитания в духе социалистической сознательности и всестороннего развития личности;
  • тесная связь с жизнью - характеризуется выходом в практику социалистического строительства;
  • систематичность, последовательность, преемственность - обеспечиваются продуманной взаимосвязью и зависимостью учебных предметов, логикой их следования друг за другом и рядом с другими, повышением уровня проблемности в содержании дисциплин по мере продвижения от одной системы обучения к другой, от одного типа учебного заведения к другому;
  • доступность обучения - определяется уровнем познавательных возможностей обучаемых, необходимостью организации процесса учения слушателей в “зоне их ближайшего умственного развития”, когда уровень обучения ощутимо высок, но для обучаемых достижим;
  • наглядность обучения - обеспечивается включением в учебную деятельность различных видов восприятия информации, памяти, типов мышления и т. п.;
  • оптимальное сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных и проблемных методов обучения - зависит от условий обучения, уровня подготовки обучаемых и педагогического мастерства преподавателя;
  • рациональное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных форм обучения - достигается умелым чередованием коллективной учебно-воспитательной работы (сразу со всей группой обучаемых) и непосредственного воздействия на одного из обучаемых;
  • сознательность, активность, самостоятельность обучения - достигаются повышением ответственности обучаемых за результаты своей учебы и их раскрепащенностью в процессе познавательной, трудовой и игровой деятельности;
  • прочность, осознанность и действенность знаний и умений - обеспечиваются творческим отношением к учебно-воспитательному процессу как со стороны преподавателя, так и обучаемых.

Информация о работе Дидактика как теория образования и обучения