Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:45, контрольная работа
Дидактика (др.-греч «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий. — поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.
Введение 3
I. Понятие и роль дидактических принципов в учебном процессе 4
1.1 Разработка понятий «дидактика» и «дидактические принципы» в отечественной научно-педагогической литературе
1.2 Особенности реализации педагогических принципов в педагогической практике 11
II. Применение дидактических принципов в учебном процессе в группах различного школьного возраста
2.1 Особенности применения дидактических принципов в различных возрастных группах 13
III. Заключение 16
IV. Используемая литература. 17
Дети склонны предпочитать учителей, обладающих следующими характеристиками:
человеческие качества -- доброта, жизнерадостность, уравновешенность, дружеская расположенность, умение понять и доверять, уважение к личности и человеческому достоинству, толерантность, тактичность, чувство юмора;
организационные качества -- демократичность, коллегиальность и сотрудничество, справедливость, последовательность, честность, стремление помочь, энтузиазм, ответственность;
- деловые качества -- знание своего предмета, умение заинтересовать, ясно и интересно объяснять;
- внешний вид -- хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.
В начальной школе во всех классах до выпускных явственно прослеживается стремление учеников к большей кооперативности и личностному отношению с учителем.
У педагогов, которые понимают воспитанников, преобладают организующие воздействия, а с низким уровнем понимания -- оценивающие и дисциплинирующие.
Воспитывающему взрослому необходимо строить свое общение с ребенком на основе его понимания, принятия и признания.
Понимание ребенка -- умение видеть его «изнутри», умение видеть мир как с позиции взрослого, так и с позиции ребенка, умение определять истинные мотивы детских поступков.
Принятие ребенка -- безусловное положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности независимо от того, высоких или низких показателей он достиг.
Признание ребенка -- восприятие каждого ребенка как личности, достойной внимания, имеющей право на собственную позицию и мнение, отношение к ребенку с уважением.
II. Применение дидактических принципов в учебном процессе в группах различного школьного возраста
2.1. Особенности применения дидактических принципов в различных возрастных группах
Младший школьных возраст (6--10 лет). В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.
В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста.
Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности.
Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, нулевых усилий для сосредоточения.
Мышление
у детей начальной школы
Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного).
Средний школьный возраст (от 10--11 до 15 лет) -- переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (V--IX классы) и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Душевный мир подростка Н.К.Крупская характеризовала психологией полуребенка-полувзрослого: в своем развитии он уже «ушел» от детей, но еще не «пристал» к взрослым. Период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей.
Характерная
особенность подросткового
В подростковом
возрасте продолжается развитие нервной
системы. Мозг подростка по весу и
объему мало чем отличается от мозга
взрослого человека. Возрастает роль
сознания, улучшается контроль коры головного
мозга над инстинктами и
Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста -- его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении.
В подростковом
возрасте происходят существенные сдвиги
в мыслительной деятельности. Мышление
становится более систематизированным,
последовательным, зрелым. Улучшается
способность к абстрактному мышлению,
изменяется соотношение между конкретно-
Свои
чувства подростки проявляют
очень бурно, иногда аффективно. Особенно
сильно проявляется гнев. Многие педагоги
и психологи считают
К концу подросткового периода перед школьниками реально встает проблема выбора профессии. Большинство подростков правильно понимают смысл честного и добросовестного труда, ответственно подходят к будущему. Но исследования последних лет подтверждают, что инфантилизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют.
Воспитательная работа со школьниками среднего возраста -- важнейшая и сложнейшая из нынешних задач. Педагогам нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни.
Старший школьный возраст (15--18 лет). В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Устанавливается кровяное давление, ритмичнее работают железы внутренней секреции. В старшем школьном возрасте заканчивается первый период полового созревания. Усиленная деятельность щитовидной железы, вызывающая у подростка повышенную возбудимость, значительно ослабляется. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела -- коры больших полушарий. Идет общее созревание организма.
Юношеский возраст -- это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность -- время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний.
У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях -- одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание -- произвольностью и устойчивостью, память -- логическим характером. Мышление старшеклассников отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, постепенно приобретает теоретическую? и критическую направленность.
Юность -- это период расцвета всей умственной деятельности. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи к взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям. Своя точка зрения не всегда сходна с общепринятой, это заключение, добытое собственны трудом, напряжением мысли. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер и крайне необходима для самоутверждения личности. Взрослые, учителя часто безапелляционно отвергают наивные, односторонние, далеко еще не зрелые заключения, создавая своей бестактностью предпосылки для конфликтов и недоразумений.
Заключение:
Процесс обучения достаточно
сложное явление, и его нельзя
представлять как простую
Законы,
или правила, действующие в любой
науке, отражают объективные, существенные
и устойчивые её связи, а также
обозначают определенные тенденции
их развития. Однако эти законы не содержат
непосредственных указаний для практических
действий: они являются лишь теоретической
основой для выработки
ДИДАКТИЧЕСКИЕ
ПРИНЦИПЫ - основополагающие требования
к практической организации учебного
процесса. Самым главным из них
является требование: «При образовании
юношества все нужно делать как можно
более отчетливо, так, чтобы не только
учащий, но и учащийся понимал без всякого
затруднения, где он находится
и что он делает».
Используемая литература: