Дидактическая система принципов, их взаимосвязь. Принципы сознательности, творческой активности, самостоятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:45, контрольная работа

Краткое описание

Дидактика (др.-греч «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий. — поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Оглавление

Введение 3
I. Понятие и роль дидактических принципов в учебном процессе 4
1.1 Разработка понятий «дидактика» и «дидактические принципы» в отечественной научно-педагогической литературе
1.2 Особенности реализации педагогических принципов в педагогической практике 11
II. Применение дидактических принципов в учебном процессе в группах различного школьного возраста
2.1 Особенности применения дидактических принципов в различных возрастных группах 13
III. Заключение 16
IV. Используемая литература. 17

Файлы: 1 файл

Теория обучения 2.docx

— 46.17 Кб (Скачать)

Дети  склонны предпочитать учителей, обладающих следующими характеристиками:

человеческие  качества -- доброта, жизнерадостность, уравновешенность, дружеская расположенность, умение понять и доверять, уважение к личности и человеческому достоинству, толерантность, тактичность, чувство юмора;

организационные качества -- демократичность, коллегиальность и сотрудничество, справедливость, последовательность, честность, стремление помочь, энтузиазм, ответственность;

- деловые качества -- знание своего предмета, умение заинтересовать, ясно и интересно объяснять;

- внешний вид -- хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.

В начальной  школе во всех классах до выпускных  явственно прослеживается стремление учеников к большей кооперативности и личностному отношению с учителем.

У педагогов, которые понимают воспитанников, преобладают организующие воздействия, а с низким уровнем понимания -- оценивающие и дисциплинирующие.

Воспитывающему  взрослому необходимо строить свое общение с ребенком на основе его  понимания, принятия и признания.

Понимание ребенка -- умение видеть его «изнутри», умение видеть мир как с позиции взрослого, так и с позиции ребенка, умение определять истинные мотивы детских поступков.

Принятие  ребенка -- безусловное положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности независимо от того, высоких или низких показателей он достиг.

Признание ребенка -- восприятие каждого ребенка как личности, достойной внимания, имеющей право на собственную позицию и мнение, отношение к ребенку с уважением.

II. Применение дидактических  принципов в учебном  процессе в группах  различного школьного  возраста

2.1. Особенности применения  дидактических принципов  в различных возрастных  группах

Младший школьных возраст (6--10 лет). В шестилетнем  возрасте ребенка ждет первая крупная  перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями  в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью  становится учение, изменяется уклад  жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка  с окружающими.

В биологическом  отношении младшие школьники  переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и  заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс  еще не завершается. Идет интенсивное  развитие мышечной системы. С развитием  мелких мышц кисти появляется способность  выполнять тонкие движения, благодаря  чему ребенок овладевает навыком  быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма  находятся в состоянии роста.

Познавательная  деятельность младшего школьника преимущественно  проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы  общения. Быстротекущее развитие, множество  новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у  школьников, диктуют педагогам строгую  целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности.

Внимание  младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной  школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, нулевых усилий для сосредоточения.

Мышление  у детей начальной школы развивается  от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», -- напоминал учителям К.Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления.

Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений  со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного).

Средний школьный возраст (от 10--11 до 15 лет) -- переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (V--IX классы) и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Душевный мир подростка Н.К.Крупская характеризовала психологией полуребенка-полувзрослого: в своем развитии он уже «ушел» от детей, но еще не «пристал» к взрослым. Период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей.

Характерная особенность подросткового возраста -- половое созревание организма. У девочек оно начинается с одиннадцати лет, у мальчиков -- несколько позже, с двенадцати-тринадцати лет. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания.

В подростковом возрасте продолжается развитие нервной  системы. Мозг подростка по весу и  объему мало чем отличается от мозга  взрослого человека. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного  мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все  еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.

Характерная черта внимания учеников среднего школьного  возраста -- его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мышление подростка приобретает новую черту -- критичность.

Свои  чувства подростки проявляют  очень бурно, иногда аффективно. Особенно сильно проявляется гнев. Многие педагоги и психологи считают подростковый возраст периодом тяжелого кризиса. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки  гнева. Подростковый возраст называют даже возрастом катастроф. Поэтому  так важно бережно относиться к духовному миру, проявлению чувств подростков.

К концу  подросткового периода перед  школьниками реально встает проблема выбора профессии. Большинство подростков правильно понимают смысл честного и добросовестного труда, ответственно подходят к будущему. Но исследования последних лет подтверждают, что  инфантилизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют.

Воспитательная  работа со школьниками среднего возраста -- важнейшая и сложнейшая из нынешних задач. Педагогам нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни.

Старший школьный возраст (15--18 лет). В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается  мышечная сила, ребята выдерживают  большие двигательные нагрузки. Устанавливается  кровяное давление, ритмичнее работают железы внутренней секреции. В старшем  школьном возрасте заканчивается первый период полового созревания. Усиленная  деятельность щитовидной железы, вызывающая у подростка повышенную возбудимость, значительно ослабляется. Продолжается функциональное развитие головного  мозга и его высшего отдела -- коры больших полушарий. Идет общее созревание организма.

Юношеский возраст -- это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность -- время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний.

У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное  отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях -- одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание -- произвольностью и устойчивостью, память -- логическим характером. Мышление старшеклассников отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, постепенно приобретает теоретическую? и критическую направленность.

Юность -- это период расцвета всей умственной деятельности. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи к взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям. Своя точка зрения не всегда сходна с общепринятой, это заключение, добытое собственны трудом, напряжением мысли. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер и крайне необходима для самоутверждения личности. Взрослые, учителя часто безапелляционно отвергают наивные, односторонние, далеко еще не зрелые заключения, создавая своей бестактностью предпосылки для конфликтов и недоразумений.

Заключение:

        Процесс обучения достаточно  сложное явление, и его нельзя  представлять как простую передачу  знаний учителем ученикам, которые  этими знаниями ещё не обладают. Здесь, естественно возникают  вопросы: каким образом должно быть поставлено обучение? Какими положениями (правилами) необходимо руководствоваться при этом?

Законы, или правила, действующие в любой  науке, отражают объективные, существенные и устойчивые её связи, а также  обозначают определенные тенденции  их развития. Однако эти законы не содержат непосредственных указаний для практических действий: они являются лишь теоретической  основой для выработки технологии практической деятельности.

 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ - основополагающие требования к практической организации учебного процесса. Самым  главным  из  них  является  требование:  «При  образовании юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы  не  только учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где  он  находится  и что он делает».       
 
 
 
 

Используемая  литература:

  1. Вайндорф-Сысоева М.Е Крившенко Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат 2004.
  2. В.В.Краевский, А.В.Хуторской: Основы обучения.
  3. И.М.Осмоловская «Дидактика»: Учебное пособие 2- изд.
  4. Педагогика: Учебное пособие для студентов / Под ред. Ю.К.Бабанского. – М.: Просвещение, 1983
  5. И. П. Подласый. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Кн.

Информация о работе Дидактическая система принципов, их взаимосвязь. Принципы сознательности, творческой активности, самостоятельности