Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:45, контрольная работа
Дидактика (др.-греч «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий. — поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.
Введение 3
I. Понятие и роль дидактических принципов в учебном процессе 4
1.1 Разработка понятий «дидактика» и «дидактические принципы» в отечественной научно-педагогической литературе
1.2 Особенности реализации педагогических принципов в педагогической практике 11
II. Применение дидактических принципов в учебном процессе в группах различного школьного возраста
2.1 Особенности применения дидактических принципов в различных возрастных группах 13
III. Заключение 16
IV. Используемая литература. 17
4. Ставьте
обучаемых в ситуации, требующие
от них обнаружения и
5. Обучение
станет более успешным, если каждое
правило сопровождается
6. Учите находить и различать главное и второстепенное в изучаемом, выделяйте главное, добивайтесь прежде всего понимания и усвоения главного. Вводите оптимальное количество примеров, но так, чтобы они не затмили сущность главного.
7. Ничему
не следует учить, опираясь
на один авторитет, но всему
учить при помощи
8. Следует
как можно чаще использовать
вопрос «почему», чтобы научить
учащихся мыслить причинно: понимание
причинно-следственных связей —
9. Успех
придет там, где все, что
преподается, так обосновано
10. Помните,
что по-настоящему знает не
тот, кто пересказывает, а тот,
11. Обучайте так, чтобы знания приобрели силу убеждения и руководства к действию.
12. Приучайте учащихся думать и действовать самостоятельно. Не допускайте подсказывания, пересказывания и копирования.
13. Творческое
мышление развивайте
2. Принцип творческой активности. Одна из основополагающих потребностей человека - потребность в творческом самовыражении. Мы начинаем проявлять ее, еще будучи детьми, познавая свое тело и свой голос. По мере нашего роста, мы расширяем свой кругозор, включая в него других людей - наших родителей, наставников, учителей и товарищей по играм. Выражая идеи, которые возникают в нашем воображении, мы находим, что они далеко не всегда принимаются окружающими людьми. Нам становится ясно, что существуют правила, которыми мы должны руководствоваться в том случае, если мы хотим быть принятыми обществом.
К величайшему сожалению, усваивая установленные в обществе правила, необходимые для нашего здорового роста, мы часто начинаем подавлять свое творческое начало в стремлении соответствовать ожиданиям окружающих. Это может продолжаться многие годы, до тех пор, пока внутренний голос не призовет нас измениться, и мы не почувствуем глубокое желание открыть свою цель в жизни, и творчески проявить наши способности.
В качестве
внешних факторов, стимулирующих
наш поиск, могут выступать такие
события, как потеря работы, изменение
семейного положения, болезнь, или
просто смутное чувство
Работая с тысячами людей во время семинаров и индивидуальных консультаций на протяжении последних девяти лет, а также занимаясь самостоятельным поиском путей творческого самовыражения, я сформулировала для себя важнейшие принципы творческой активности, которыми я сейчас хочу поделиться с вами. Следуйте им, и они докажут свою эффективность, даже в тех ситуациях, где, как кажется на первый взгляд, у вас нет выхода!
Принцип 1
Знайте, что представляет собой творческое начало.
Многие люди ошибочно полагают, что творческое начало дано не всем, и творцами можно назвать лишь людей свободных профессий, таких, как художники, артисты, музыканты, писатели и изобретатели. Но это совсем не так!
Творческое начало состоит в выражении наших естественных талантов, индивидуальных идей, проявлении личного стиля. Ваши таланты могут выражаться в таких сферах, как садоводство, кулинария и механика. Вы можете быть талантливым воспитателем, гениальным бизнесменом, одаренным оратором.
Ваш талант может заключаться в умении просто и доходчиво поделиться с другими своими взглядами на жизнь, и на то, что вы считаете действительно важным. Так например, если вы твердо убеждены, что нездоровой пище не место в школьных столовых, начинайте действовать. Организуйте кампанию с тем, чтобы повлиять на школьный совет нужным образом.
Жалобы на сложившееся положение вещей - это нетворческий подход к жизни.
Принцип 2
Проявляйте свои творческие способности легко и ненавязчиво.
Выберите одно дело, которым вы любите заниматься, и регулярно уделяйте ему время, хотя бы один час в неделю. Обратите внимание на то, какие чувства оно в вас вызывает. Чувствуете ли вы себя более живыми? Более свободными? Если да, то это свидетельствует о том, что данное дело питает ваш дух. (Если же вам сложно определить, чем именно вы любите заниматься, это может означать, что вы подавили в себе творческое начало сильнее, чем вы думали. В этом случае, вы можете попытаться вспомнить свое детство, и ваши любимые детские занятия.)
По мере того, как вы будете выражать свое творческое начало, пусть даже в одном, незначительном деле, вы увидите, что у вас начнет формироваться персональный стиль. Вам станет намного легче проявлять творческий подход и к другим сферам жизни. Возможно, уделяя время садоводству, вы с удивлением поймаете себя на мыслях о том, как заняться новым делом, или получить новую специальность. Вы также заметите, что уединенная медитация станет естественной частью вашей жизни. Это отнюдь не случайно, потому что в уединении мы способны подключиться к Внутреннему Источнику творческой активности.
Принцип 3
Ведите дневник.
Мы все знакомы с принципом, согласно которому то, чему мы уделяем внимание, возрастает в нашей жизни. Таким образом, если вы будете ежедневно, или по несколько раз в день, записывать приходящие вам в голову творческие идеи в записную книжку, вы увидите значительный рост вашего творческого потенциала.
Куда бы вы ни пошли, берите с собой карманную записную книжку, или карточки из плотной бумаги, где вы могли бы незамедлительно фиксировать все «вспышки вдохновения». Если к вам пришла грандиозная идея - начать новый бизнес, написать новую книгу, или совершить большое предприятие, возьмите папку, или большой конверт, и начните собирать в эту папку вырезки из газет, статьи, факты, истории и личные заметки, имеющие отношение к данной теме. Когда вы приметесь за работу, вы обнаружите, что у вас уже есть достаточно материала, который нужно лишь скомпоновать и использовать.
Для того, чтобы стимулировать свое мышление, задавайте себе вопросы: «Чем я в действительности хочу заниматься сейчас?» «Какими я хочу видеть свои взаимоотношения с людьми?» «Какой уровень финансового благополучия я готов принять?»
Регулярно просматривайте свои записи и анализируйте их.
Принцип 4
Экспериментируйте с жизнью.
Никто
из нас не был рожден с полностью
развитыми творческими
Страх ошибиться и упасть часто останавливает наше движение вперед. Я уверена, нам всем стоит прислушаться к словам Майлза Дэвиса: «Не бойтесь ошибок. Их не существует». Так называемые ошибки лишь демонстрируют нам, какой подход к жизни оказывается успешным, а какой нет. Мы можем изменить свой подход, и, тем самым, изменить результаты эксперимента, добившись желаемых результатов.
Томас Эдисон, выдающийся ученый, изобретения которого во многом изменили жизнь человечества, поставил сотни неудачных экспериментов прежде, чем ему удалось создать лампочку накаливания. Но были ли эти эксперименты его поражением? Нет! По словам самого Эдисона, они просто показывали ему, каким образом не следует делать лампочку.
Не бойтесь, если «факты», как вам кажется, разочаровывают вас, потому что факты изменчивы. Прислушивайтесь к внутреннему голосу. Благодаря вашим желаниям, Бог ведет вас к вашему благу.
Принцип 5
Найдите себе ролевую модель.
Если
процесс творческого
Творческое
самовыражение не является сложным,
ибо оно - наше естественное состояние.
Труднее всего для нас
3. Принцип прочности, осознанности и действенности результатов обучения, воспитания и развития. Этот принцип, по мнению Ю.К. Бабанского, предъявляет к результатам обучения значительно более высокие требования, чем традиционный принцип прочности знаний. Во-первых, он требует, чтобы прочным был не только обучающий, но и воспитательный и развивающий эффект обучения, т.е. чтобы прочными были идейно-нравственные убеждения, навыки учебно-познавательной деятельности, способы и привычки общественно ценного поведения и пр. Во-вторых, этот принцип предполагает, что обучение обеспечит осмысленность приобретенных знаний. Наконец, в-третьих, он ориентирует обучение на обеспечение действенности знаний, умений и навыков и способов поведения, т.е. их практической направленности, обращенности к решению жизненных проблем.
1.2 Особенности реализации педагогических принципов в педагогической практике
У целого ряда исследователей и практиков в области педагогики субъектность позиции ребенка в педагогическом процессе вызывает сомнение, при этом никто не возражает против того, что педагогический процесс построен на взаимодействии, что уже предполагает субъектность позиции его участников. Основной же аргумент следующий: воспитание понимается как целенаправленный и организованный процесс, а ребенок ставить цели и организовывать деятельность на их достижение, особенно в сфере собственного воспитания и самовоспитания, в какой-то мере учится где-то ближе к подростковому возрасту, значит, до этого он не может выступать субъектом педагогического процесса по определению. Против этого нет необходимости возражать.
Воспитанник как субъект не равноценен воспитателю как субъекту педагогической деятельности. Его субъектность проявляется, прежде всего, в его сопротивлении, принятии/непринятии педагогического воздействия. Постепенно по мере взросления субъектность позиции воспитанника проявляется все более адекватно в осмысленном и целенаправленном определении своих желаний и потребность возможных путей их удовлетворения.
Субъектность -- это способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать планы жизни. Но субъектность мало развивать, формировать, воспитывать, стимулировать, что возможно лишь тогда, когда ребенку создают условия действовать самостоятельно; понимать, что и как вокруг пего происходит, к чему это приведет. Сложно объяснить незрячему от рождения человеку, что такое свет.
Для развития субъектности школьников необходимо в процессе их обучения и воспитания развивать самоценные формы активности.
Учитель оказывает большое влияние на формирование важных сторон личности ребенка: социально-моральных качеств, ответственности, социальных норм, интеллектуального развития, поэтому отношения учителя и учащихся -- одна из сложнейших проблем педагогической практики. Она может довольно сильно воздействовать на уровень личностного и социального приспособления в целом. Возникающие в школе конфликты из-за острой неудовлетворенности потребностей детей в позитивных отношениях с взрослыми играют значительную роль в формировании черт характера ребенка и в перестройке его личности. А.С. Макаренко считал, что они сеют разочарование, гибель характеров, подавленность, скрытые и открытые протесты, воровство, пьянство, хулиганство, то, что называют девиантным (отклоняющимся) и делинквентным поведением (поведение на грани правонарушений и противоправное поведение).