Дидактическая система принципов, их взаимосвязь. Принципы сознательности, творческой активности, самостоятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:45, контрольная работа

Краткое описание

Дидактика (др.-греч «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий. — поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Оглавление

Введение 3
I. Понятие и роль дидактических принципов в учебном процессе 4
1.1 Разработка понятий «дидактика» и «дидактические принципы» в отечественной научно-педагогической литературе
1.2 Особенности реализации педагогических принципов в педагогической практике 11
II. Применение дидактических принципов в учебном процессе в группах различного школьного возраста
2.1 Особенности применения дидактических принципов в различных возрастных группах 13
III. Заключение 16
IV. Используемая литература. 17

Файлы: 1 файл

Теория обучения 2.docx

— 46.17 Кб (Скачать)
 

Коми  Государственный  Педагогический Институт

Факультет

Педагогика  и Методика Начального Образования

(Педагогика  и Психология)

Кафедра: Психология развития 

Контрольная работа 

по  теории обучения

На  тему:

«Дидактическая система принципов, их взаимосвязь. Принципы сознательности,

творческой  активности, самостоятельности» 

Выполнила:

Студентка 3 курса 

Косякова  Е.В.

(ПиП) 3 группа 

Проверила:

Чеснокова К.Н.

Сыктывкар 2011

Содержание

Введение            3

I. Понятие  и роль дидактических принципов  в учебном процессе   4

1.1 Разработка  понятий «дидактика» и «дидактические  принципы» в отечественной научно-педагогической  литературе

1.2 Особенности  реализации педагогических принципов  в педагогической практике                   11

II. Применение  дидактических принципов в учебном  процессе в группах различного  школьного возраста

2.1 Особенности  применения дидактических принципов  в различных возрастных группах                13

III. Заключение                 16

IV. Используемая  литература.                       17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Дидактика (др.-греч «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий— поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Основные  вопросы дидактики: «чему учить?», «как учить?».

 Теория  обучения начала формироваться  уже тогда, когда возникла осмысленная  необходимость передать потомкам  не только накопленные достижения, но и то, как их передавать  дальше. Впервые, насколько известно, термин «дидактика» появился  в сочинениях немецкого педагога  Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. В отечественной педагогике активное развитие дидактика получила в конце XIX века благодаря трудам, которые написал К. Д. Ушинский и его последователи, среди которых: Каптерев Пётр Фёдорович , Бунаков Николай Фёдорович, Корф Николай Александрович, Стоюнин Владимир Яковлевич, Острогорский Алексей Николаевич и др. В советский период проблемы дидактики разрабатывали П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Л. В. Занков Неизменным со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики — исследование проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: кого, когда, где и зачем учить.

Объект и предмет дидактики

Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Объект дидактики — обучение.

Существуют  «частные дидактики» — методики обучения отдельным учебным предметам (методика преподавания математики, физики, истории и др.), отдельных категорий учащихся (методика начального обучения, дидактика высшей школы), в разных типах учебных заведений и формах образования. У каждой методики обучения свой объект — обучение предмету, обучение определённых категорий учеников и т. д.

Предмет дидактики — связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие. 

Задача  дидактики состоит в том, чтобы  на основе знаний об объективном развитии учебного процесса выяснить, как на основе закономерностей его развития разрабатываются принципы и правила  обучения, которыми руководствуется  учитель в своей практической работе.

Объектом  исследования является организация  учебного процесса, а предметом исследования - дидактические принципы организации  учебного процесса, способствующие повышению  активности школьников.

Цель  работы - изучить дидактические принципы организации учебного процесса, способствующие повышению активности школьников.

Из цели вытекают следующие задачи:

1. Рассмотреть  понятие «дидактика» и «дидактические  принципы» в отечественной научно-педагогической  литературе.

2. Изучить  особенности реализации педагогических  принципов в педагогической практике.

3. Раскрыть  особенности применения дидактических  принципов в различных возрастных  группах.

4. Изучить  влияние дидактических принципов  на активность школьников.

Тема  дидактические принципы организации  учебного процесса, способствующие повышению  активности школьников, несомненно, актуальна. Рассматривать и развивать этот вопрос необходимо, чтобы лучше понимать необходимость школьников в учебном  процессе. Как правильно воздействовать на учебный процесс, чтобы повысить активность учащихся.

I. Понятие и роль  дидактических принципов  в учебном процессе

1.1 Разработка понятий  «дидактика» и  «дидактические принципы»  в отечественной  научно-педагогической  литературе

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ - основополагающие требования к практической организации учебного процесса. Я рассмотрела некоторые из них, такие как:

1. Принцип сознательности и активности обучения. Для процесса обучения закономерным является единство преподавания и учения. Только в том случае, когда оба эти процесса функционируют во взаимосвязи, целостный процесс обучения достигает желаемого результата. Невозможно рассчитывать на успех, если учитель активно преподает, а ученик не участвует в процессе усвоения знаний, умений и навыков. И в то же время известно, что учение протекает более эффективно, когда оно умело управляется преподавателем в непосредственной или опосредованной форме. Упомянутый принцип отражаем активную роль учащихся в обучении, подчеркивает, что он является субъектом обучения, а не пассивным его объектом.

Принцип сознательности и активности обучения подразумевает взаимосвязь педагогического  руководства с сознательной, активной, творческой деятельностью учащихся. Сознательность проявляется в осмысливании цели и задач обучения, в полном знании фактов, глубоком понимании материала, проникновении в сущность изучаемого, умении сознательно применять его на практике. Основой сознательности обучения является умственная, мыслительная или рече-мыслительная активность учащихся. Однако нельзя забывать и о роли волевой и физической активности. Активность теснейшим образом связана с самостоятельностью мысли и действий, играет большую роль в принятии решений, в умении отстаивать свои взгляды и т.п. 
Практическая реализация принципа сознательности и активности осуществляется путем соблюдения следующих правил обучения. 
1. Ясное понимание целей и задач предстоящей работы - необходимое условие сознательного обучения: покажите их учащимся, объясните важность и значение, раскройте перспективы. 
2. Обучайте так, чтобы учащийся понимал, что, почему и как нужно делать и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их.

3. Обеспечивайте  понимание учащимися смысла каждого  слова, предложения, понятия, раскрывайте  их, опираясь на знания и опыт  учащихся, используйте образные  сравнения. Не вводите понятий,  на обстоятельное раскрытие которых вы не рассчитываете.

4. Используйте  силу взаимообучения учащихся. Обеспечивайте надлежащие условия для развития коллективных форм поиска правильного ответа. То, что говорит товарищ, нередко воспринимается учащимися лучше и легче, чем объяснение учителя, а потому не нужно объяснять того, что могут объяснить лучшие ученики.

5. То, что  учащимся неизвестно, логически  увязывайте с известным: где  нет логической связи между  усвоенными и усвояемыми знаниями, там нет сознательного обучения.

6. Обучение  станет более успешным, если каждое  правило сопровождается оптимальным  количеством примеров, чтобы стало  достаточно ясно, как разнообразно его применение.

7. Ничему  не следует учить, опираясь  на один авторитет, но всему  учить при помощи доказательств,  основанных на чувстве и разуме. 
8. Следует как можно чаще использовать вопрос “почему”, чтобы научить учащихся мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей - непременное условие развивающего обучения.

9. Помните,  что по-настоящему знает не  тот, кто пересказывает, а тот, кто на практике применяет.

10. Постоянно  изучайте и используйте индивидуальные  интересы учащихся, развивайте и  направляйте их таким образом,  чтобы они согласовывались с  личными и общественными потребностями.

11. Приучайте  учащихся думать и действовать  самостоятельно. Не допускайте подсказывания,  пересказывания и копирования. 
12. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем, познавательные задачи решайте несколькими логически различающимися способами, чаще практикуйте творческие задания.

13. Мастерство  задавать вопросы и выслушивать  ответы - одно из важных условий  стимулирования и поддержания  активности. Какой вопрос - такой  ответ, как учитель слушает  ученика - так ученик слушает  учителя. 
 В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения:

  • подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности;
  • сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учащихся, организации учебного процесса и управления познавательной деятельностью учащихся, применяемых преподавателем методов и средств обучения и др.;
  • собственная познавательная активность является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.

Практическая  реализация принципа сознательности и  активности обучения осуществляется путем  соблюдения следующих правил обучения:

1. Ясное  понимание целей и задач предстоящей  работы — необходимое условие  сознательного обучения: покажите  их учащимся, объясните важность  и значение, раскройте перспективы.

2. Обучайте  так, чтобы учащийся понимал,  что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнял  учебных действий, предварительно  и глубоко не осознав их.

3. То, что  учащимся неизвестно, логически  увязывайте с известным: где  нет логической связи между  усвоенными и усваиваемыми знаниями, там нет сознательного обучения.

Информация о работе Дидактическая система принципов, их взаимосвязь. Принципы сознательности, творческой активности, самостоятельности