Дидактическая игра. Её место и роль в обучении младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:47, реферат

Краткое описание

Игры, применяемые в учебном процессе, называются дидактическими играми.
В начальной школе дидактические игры принимают форму игровых приемов в обучении, игровых моментов урока, когда класс делится на команды, участвующие в состязании, или помогают сказочному герою решить трудное для него задание.
Однако, для того чтобы игра стала методом обучения, необходимо соблюдение следующих условий:
• Учебная задача должна совпадать с игровой задачей;
• Учебная задача не должна «задавить» игровую задачу, важно сохранить игровую ситуацию;
• Одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постоянно усложняющейся учебной задачей.

Файлы: 1 файл

petqa (3).docx

— 43.53 Кб (Скачать)

Дидактическая игра входит в  целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с  другими формами обучения и воспитания.  

         Вчерашний дошкольник должен освоить массу новых обязанностей, новых правил, приучиться к систематической учебной работе. Он входит в школу как в сложный, многолюдный, многодеятельностный мир. Войти в этот мир поможет ему, конечно, внимание, доброта учителя, его умение доступно, образно объяснять правила учения и поведения. Но, все же, лучший помощник малышу – игра.

Пройдет время адаптации  первоклассников в школе, и вы заметите, что дети стали собраннее, организованнее, внимательнее, легче  включаются в интеллектуальную работу и т.д. И что же, можно закончить  с игрой? Нет. Весь период обучения в  начальных классах сопровождается использованием дидактических, подвижных  игр, театрализацией, то есть всем, что  повышает эмоциональный тонус жизни  ребенка, помогает развитию его любознательности, дает выход энергии. 

Ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. Однако многие педагоги начальной школы если и  не игнорируют вовсе ее абсолютное право на присутствие в жизни  младшего школьника, то относятся к  ней с некоторой настороженностью. Одна из главных причин такой позиции  – ошибочная установка на то, что школа призвана в первую очередь  учить, а не развлекать ребенка. Таким  образом, значительная часть педагогов  начальной школы не готова и не умеет играть со своими учениками, особенно в условиях, когда большинство  детей, только что переступивших  порог школы, чуть старше шести лет.                                                                                                              Выходом из ситуации является:                                                                                         - пересмотр педагогом собственной профессиональной позиции;                                            - обстоятельное рассмотрение ресурсов детской игры и изучение условий, позволяющих ей максимально эффективно воздействовать на разные стороны детского развития, и в первую очередь – на формирование у младших школьников творческой и социальной активности; становление навыков учебной деятельности и всех тех качеств и способностей, которые в совокупности обеспечивают успешность их развития, обучения и воспитания.               Использование потенциала игры в педагогической работе в значительной мере связано с профессионализмом и творчеством самого педагога. Для того чтобы успешно организовывать детские игры, он должен обладать своеобразным чувством игры, развитым творческим воображением и, кроме того, определенным запасом знаний и практических умений в области методики игры. Именно таких знаний не хватает большинству педагогов, работающих с детьми младшего школьного возраста. Правильно подобранную, уместно и умело проведенную педагогом игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок.

Библиография 

   1. Амонашвили Ш.А.  В школу – с шести лет. М.: Просвещение, 1986.

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
  2. Баев Г.Н. Играем на уроках. М.: Просвещение, 1988.
  3. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. М.: Академия развития, 1998.
  4. Былеева Л., Таборков В. Игра?..Игра! М.: Просвещение, 1994.
  5. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой. М.: Просвещение, 1991.
  6. Данильчук В.И.- доктор пед. наук, член. кор. РАО., проф. Гребенюк О.С.- доктор пед. наук, проф. Савина Ф.К., проф. Сергеев Н.К.- доц., канд. Пед., Куликова С.В.- доц., канд. пед. Наук, Вайщев В.В.- доц., канд. пед. наук, Крицкий А.Г.- доц., канд. псих. наук, Богачинская Ю.С.- доц., канд. пед. наук, Нагибина О.Г., Ястребова Г.А.- ст. преп. кафедры, Грачев К.Ю., Ершов Д.А., Савин М.В.- аспирант кафедры пед.  Методические рекомендации.  Волгоградский педагогический университет,  2003.
  7. Дризгунова В.А.  Дидактические игры для ознакомления с растениями. М.: Просвещение, 1981.
  8. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1986. 
  9. Казанский  О.А.  Игры в самих себя. М.: Роспедагенство, 1995. 
  10. Карпова Е.В.  Дидактические игры в начальный период обучения. М.: Академия развития, 1997. 
  11. Кудыкина Н.В. Дидактические игры по закреплению навыков чтения и ознакомлению с окружающим миром для шестилетних первоклассников. М.: Просвещение, 1988. 
  12. Кулагина Ю.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.: Просвещение, 2001 
  13. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.: Просвещение, 1990. 
  14. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988. 
  15. Луначарский А.В. Игра. М.: Просвещение, 1920. 
  16. Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987. 
  17. Михайленко Н.Л., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М.: Просвещение, 1990. 
  18. Никитин Б.Л. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1990. 
  19. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. М.: Просвещение, 1994. 
  20. Сорокина А.И. Дидактические игры. М.: Просвещение, 1982. 
  21. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. М.: Просвещение, 1981. 
  22. Столяр А.А. Давайте поиграем. М.: Просвещение, 1991. 
  23. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976.

 

                   

Изучив теорию и проверив ее основные положения в ходе преддипломной   педагогической практики, мы пришли к следующему заключению. Взрослые участники образовательного процесса нередко упускают из вида, что ребенок, пришедший в школу, по своему развитию еще не стал настоящим учеником. Он находится как бы на переходной ступеньке от дошкольного возраста, где все новые личностные качества формируются легче и лучше всего в игровой деятельности, к младшему школьному, где ведущей деятельностью становится – учебная деятельность.

Под учебной деятельностью  понимается, прежде всего, деятельность, имеющая своим содержанием овладение  обобщенными способами действий. Результатом  учебной деятельности является изменение самого ученика, его развитие.

При этом игра остается очень  важной деятельностью. Именно она помогает сформироваться новой ведущей деятельности – учебной. Речь идет, прежде всего, одидактической игре.

Однако, для того чтобы  игра стала методом обучения, необходимо соблюдение следующих условий:

  • Учебная задача должна совпадать с игровой задачей;
  • Учебная задача не должна «задавить» игровую задачу, важно сохранить игровую ситуацию;
  • Одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постоянно усложняющейся учебной задачей.

Но часто дидактическая  задача превалирует над игровой  задачей и напоминает «скармливание  манной каши». Но при такой постановке вопроса подлинной игры возникнуть не может. Даже если во время урока  учитель и будет чувствовать  себя в игровом ударе! Все равно  у детей на его уроках нач

нет формироваться своеобразная апатия и недоверие к его сладеньким словам, что мол, сейчас они опять  поиграют в очень интересную игру.                    

Некоторые авторитетные учителя  играют на уроках часто. И с увлечением. Как на игровых автоматах. Игрок  в азарте, а автомат всего лишь перегревается. Для него это не игра, а повседневное нудное и безрадостное эксплуатирование механизма. Несомненно, прав Л.С. Выготский, который при рассмотрении детской игры выдвигает на первый план развитие мотивационно – потребностной  (субъектной) сферы ребенка.

Чтобы игра стала полезной на уроке нужно соблюдать следующие  правила:

1-е правило. Собирайте как особую ценность любимые игры детей. Они могут сопровождать их в течение многих лет. И в первом и в седьмом классе вы найдете охотников играть в них. Ни праздник, ни поход, ни день рождения не обойдутся без любимых игр.

2-е правило. Новая хорошая игра – лучший подарок детям. Готовясь к учебному дню, учитель, воспитатель откроют свой «Сборник игр» и точно так же, как приносят они новые знания, принесут вместе с игрой и новый опыт отношений, а вместе с тем и радостные минуты детям.

3-е правило. Не навязывайте детям игру, которая вам кажется полезной, игра – дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, выбрать другую игру.

4-е правило. Игра – не урок. Это не значит, что не надо играть на уроке. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, о чем вы прочли, - это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на уроке.

5-е правило. Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. Можете себе представить: учитель предлагает смешную скороговорку и делает это с равнодушным, скучным или сверхсерьезным выражением лица... В отличие от всех других методических средств, игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. В этом смысле играет не только ребенок, но и взрослый.

6-е правило. Игра – средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах. Наблюдайте за этими проявлениями, размышляйте о них, но не используйте полученную информацию во вред ребенку.

7-е правило. Категорически нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто как проявил себя в игре и как надо было бы избежать конфликта.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что дидактические  игры дадут определенный эффект в  формировании интереса младших школьников к урокам русского языка лишь в  том случае, если грамотно и правильно  организованы учителем, оправдалась.

Цель работы -  доказать, что дидактические игры необходимы в обучении младших школьников, что они значительно повышают интерес к предмету,

активизируют деятельность детей, снимают напряжение, раскрепощают учащихся, дают выход детской энергии  – достигнута.

Задачи, поставленные в работе, решены.

Надеемся, данная работа окажется интересной учителям начальной школы, воспитателям групп продленного  дня, студентам педагогических ВУЗОВ  и колледжей, готовящихся к работе с младшими школьниками. Представленные в приложении дидактические игры пополнят их методическую копилку. 

                               

                                        

Библиография 

   1. Амонашвили Ш.А.  В школу – с шести лет. М.: Просвещение, 1986.

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
  2. Баев Г.Н. Играем на уроках. М.: Просвещение, 1988.
  3. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. М.: Академия развития, 1998.
  4. Былеева Л., Таборков В. Игра?..Игра! М.: Просвещение, 1994.
  5. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой. М.: Просвещение, 1991.
  6. Данильчук В.И.- доктор пед. наук, член. кор. РАО., проф. Гребенюк О.С.- доктор пед. наук, проф. Савина Ф.К., проф. Сергеев Н.К.- доц., канд. Пед., Куликова С.В.- доц., канд. пед. Наук, Вайщев В.В.- доц., канд. пед. наук, Крицкий А.Г.- доц., канд. псих. наук, Богачинская Ю.С.- доц., канд. пед. наук, Нагибина О.Г., Ястребова Г.А.- ст. преп. кафедры, Грачев К.Ю., Ершов Д.А., Савин М.В.- аспирант кафедры пед.  Методические рекомендации.  Волгоградский педагогический университет,  2003.
  7. Дризгунова В.А.  Дидактические игры для ознакомления с растениями. М.: Просвещение, 1981.
  8. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1986. 
  9. Казанский  О.А.  Игры в самих себя. М.: Роспедагенство, 1995. 
  10. Карпова Е.В.  Дидактические игры в начальный период обучения. М.: Академия развития, 1997. 
  11. Кудыкина Н.В. Дидактические игры по закреплению навыков чтения и ознакомлению с окружающим миром для шестилетних первоклассников. М.: Просвещение, 1988. 
  12. Кулагина Ю.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.: Просвещение, 2001 
  13. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.: Просвещение, 1990. 
  14. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988. 
  15. Луначарский А.В. Игра. М.: Просвещение, 1920. 
  16. Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987. 
  17. Михайленко Н.Л., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М.: Просвещение, 1990. 
  18. Никитин Б.Л. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1990. 
  19. Петрусинский В.В. Игры – обучение, тренинг, досуг. М.: Новая школа, 1993. 
  20. Поломеес К. Дети и их игры. М.: Просвещение, 1989. 
  21. Протов А.А. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1989. 
  22. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Просвещение, 1993. 
  23. Саморукова П.Г. Игры детей. М.: Просвещение, 1973. 
  24. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. М.: Просвещение, 1994. 
  25. Сорокина А.И. Дидактические игры. М.: Просвещение, 1982. 
  26. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. М.: Просвещение, 1981. 
  27. Столяр А.А. Давайте поиграем. М.: Просвещение, 1991. 
  28. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976. 
  29. Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математики. М.: Просвещение, 1993.

 

 Шмаков С.А. Его Величество –  Игра. М.: Магистр, 1992. 

  1. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 1994. 
  2. Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки. М.: Новая школа, 1993.
  3. Калмыкова Е.В. Игровые технологии обучения в начальной школе. М.:Москва, 2007

Информация о работе Дидактическая игра. Её место и роль в обучении младших школьников