Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:47, реферат
Игры, применяемые в учебном процессе, называются дидактическими играми.
В начальной школе дидактические игры принимают форму игровых приемов в обучении, игровых моментов урока, когда класс делится на команды, участвующие в состязании, или помогают сказочному герою решить трудное для него задание.
Однако, для того чтобы игра стала методом обучения, необходимо соблюдение следующих условий:
• Учебная задача должна совпадать с игровой задачей;
• Учебная задача не должна «задавить» игровую задачу, важно сохранить игровую ситуацию;
• Одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постоянно усложняющейся учебной задачей.
Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.
Вчерашний дошкольник должен освоить массу новых обязанностей, новых правил, приучиться к систематической учебной работе. Он входит в школу как в сложный, многолюдный, многодеятельностный мир. Войти в этот мир поможет ему, конечно, внимание, доброта учителя, его умение доступно, образно объяснять правила учения и поведения. Но, все же, лучший помощник малышу – игра.
Пройдет время адаптации
первоклассников в школе, и вы
заметите, что дети стали собраннее,
организованнее, внимательнее, легче
включаются в интеллектуальную работу
и т.д. И что же, можно закончить
с игрой? Нет. Весь период обучения в
начальных классах
Ценность игры в психолого-педагогическом
контексте очевидна. Однако многие
педагоги начальной школы если и
не игнорируют вовсе ее абсолютное
право на присутствие в жизни
младшего школьника, то относятся к
ней с некоторой
Библиография
1. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. М.: Просвещение, 1986.
Изучив теорию и проверив ее основные положения в ходе преддипломной педагогической практики, мы пришли к следующему заключению. Взрослые участники образовательного процесса нередко упускают из вида, что ребенок, пришедший в школу, по своему развитию еще не стал настоящим учеником. Он находится как бы на переходной ступеньке от дошкольного возраста, где все новые личностные качества формируются легче и лучше всего в игровой деятельности, к младшему школьному, где ведущей деятельностью становится – учебная деятельность.
Под учебной деятельностью
понимается, прежде всего, деятельность,
имеющая своим содержанием
При этом игра остается очень важной деятельностью. Именно она помогает сформироваться новой ведущей деятельности – учебной. Речь идет, прежде всего, одидактической игре.
Однако, для того чтобы игра стала методом обучения, необходимо соблюдение следующих условий:
Но часто дидактическая задача превалирует над игровой задачей и напоминает «скармливание манной каши». Но при такой постановке вопроса подлинной игры возникнуть не может. Даже если во время урока учитель и будет чувствовать себя в игровом ударе! Все равно у детей на его уроках нач
нет формироваться своеобразная апатия и недоверие к его сладеньким словам, что мол, сейчас они опять поиграют в очень интересную игру.
Некоторые авторитетные учителя играют на уроках часто. И с увлечением. Как на игровых автоматах. Игрок в азарте, а автомат всего лишь перегревается. Для него это не игра, а повседневное нудное и безрадостное эксплуатирование механизма. Несомненно, прав Л.С. Выготский, который при рассмотрении детской игры выдвигает на первый план развитие мотивационно – потребностной (субъектной) сферы ребенка.
Чтобы игра стала полезной
на уроке нужно соблюдать
1-е правило. Собирайте как особую ценность любимые игры детей. Они могут сопровождать их в течение многих лет. И в первом и в седьмом классе вы найдете охотников играть в них. Ни праздник, ни поход, ни день рождения не обойдутся без любимых игр.
2-е правило. Новая хорошая игра – лучший подарок детям. Готовясь к учебному дню, учитель, воспитатель откроют свой «Сборник игр» и точно так же, как приносят они новые знания, принесут вместе с игрой и новый опыт отношений, а вместе с тем и радостные минуты детям.
3-е правило. Не навязывайте детям игру, которая вам кажется полезной, игра – дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, выбрать другую игру.
4-е правило. Игра – не урок. Это не значит, что не надо играть на уроке. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, о чем вы прочли, - это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на уроке.
5-е правило. Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. Можете себе представить: учитель предлагает смешную скороговорку и делает это с равнодушным, скучным или сверхсерьезным выражением лица... В отличие от всех других методических средств, игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. В этом смысле играет не только ребенок, но и взрослый.
6-е правило. Игра – средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах. Наблюдайте за этими проявлениями, размышляйте о них, но не используйте полученную информацию во вред ребенку.
7-е правило. Категорически нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто как проявил себя в игре и как надо было бы избежать конфликта.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что дидактические игры дадут определенный эффект в формировании интереса младших школьников к урокам русского языка лишь в том случае, если грамотно и правильно организованы учителем, оправдалась.
Цель работы - доказать, что дидактические игры необходимы в обучении младших школьников, что они значительно повышают интерес к предмету,
активизируют деятельность детей, снимают напряжение, раскрепощают учащихся, дают выход детской энергии – достигнута.
Задачи, поставленные в работе, решены.
Надеемся, данная работа окажется интересной учителям начальной школы, воспитателям групп продленного дня, студентам педагогических ВУЗОВ и колледжей, готовящихся к работе с младшими школьниками. Представленные в приложении дидактические игры пополнят их методическую копилку.
Библиография
1. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. М.: Просвещение, 1986.
Шмаков С.А. Его Величество – Игра. М.: Магистр, 1992.
Информация о работе Дидактическая игра. Её место и роль в обучении младших школьников