Дидактическая игра. Её место и роль в обучении младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:47, реферат

Краткое описание

Игры, применяемые в учебном процессе, называются дидактическими играми.
В начальной школе дидактические игры принимают форму игровых приемов в обучении, игровых моментов урока, когда класс делится на команды, участвующие в состязании, или помогают сказочному герою решить трудное для него задание.
Однако, для того чтобы игра стала методом обучения, необходимо соблюдение следующих условий:
• Учебная задача должна совпадать с игровой задачей;
• Учебная задача не должна «задавить» игровую задачу, важно сохранить игровую ситуацию;
• Одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постоянно усложняющейся учебной задачей.

Файлы: 1 файл

petqa (3).docx

— 43.53 Кб (Скачать)

Подведение итогов (результат) - проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т.д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью  решаются дидактические задачи.

В ситуации дидактической  игры знания усваиваются лучше. Дидактическую  игру и урок противопоставлять нельзя. Самое главное - и это необходимо еще раз подчеркнуть - дидактическая  задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая  задача скрыта от детей. Внимание ребенка  обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают  знания, умения, навыки. Взаимоотношения  между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог - участники одной игры. Нарушается это условие - и педагог  становится на путь прямого обучения. Цель дидактических игр и игровых  приемов обучения - облегчить переход  к учебным задачам, сделать его  постепенным. Сказанное позволяет  сформулировать основные функции дидактических  игр в обучении:

  • функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
  • функция формирования психических новообразований;
  • функция формирования собственно учебной деятельности;
  • функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
  • функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
  • функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения.

Итак, дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются  все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности  и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный процесс увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической  игры в учебном процессе облегчает  его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее  познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают  процесс познания.

В.А.Сухомлинский отмечал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в душу ребенка вливается живительный поток представлений об окружающей действительности».

Игра всегда выступает  одновременно как бы в двух временных  измерениях, в настоящем и в  будущем. С одной стороны, она  дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению назревших потребностей. С другой стороны – игра всегда направлена в будущее, так как  в ней либо моделируются какие-то будущие жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности и т.п., которые пригодятся в будущем.

В игре всегда присутствуют одновременно два плана: реальный и  условный (игровой). И личность в  игре находится одновременно в двух этих планах: реальном и условном. При  нарушении одного из них, игра всегда расстраивается.

Таким образом, нарушение  игрового, условного плана делает игру эмоционально непривлекательной, бессмысленной. Если же теряется реальный план, то есть забывают, что действуют  «понарошку», - то это уже не игра, а патология, которая может привести к реальным травмам.

Дидактика выделяет основные принципы организации игры. Их обязательно  нужно соблюдать организаторам  игр.

Вот перечень этих принципов:

  • Отсутствие принуждения в любой форме при включении детей в игру. Игра может состояться только при добровольном вхождении в нее всех участников.
  • Принцип развития игровой динамики, который реализуется через игровые правила и стимулирует поддержание и творческое развитие игрового сюжета
  • Принцип поддержания игровой атмосферы, что, по существу, является поддержанием реальных чувств детей в игре. Ведь если игра «понарошку», то чувства, испытываемые детьми в игре – реальные. И чем они богаче и разнообразнее, тем лучше.
  • Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности.                      
  • Данный принцип связан с мерой игры. Если цель какой-нибудь деятельности имеет для детей достаточно яркий и увлекательный смысл, такая деятельность не нуждается в поддержке средствами игры, она самоценна сама по себе.
  • Принцип перехода от простейших игр к сложным, развивающим игровым формам. Логика перехода связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил – от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражательства к игровой инициативе, от локальных игр к играм-комплексам, от возрастных игр к безвозрастным, «вечным».

В неигровой деятельности элементы игры могут быть использованы в структуре проводимого дела: игровая реклама, игровое приглашение  участников и гостей, игровая встреча  участников дела, игровое начало (игровой  зачин), компоненты игры основной (сценарной) части проводимого мероприятия, игра в массовой и концертной части, в концовке (финише) дела и даже впоследствии.

Основные этапы организации  игры.

Выбор игры. Многообразие детских игр отражает их разнообразную полезность, которая заключена в игровых сюжетах, содержании, правилах и т.п. Есть игры, вырабатывающие жесткость, грубость, чувства национальной неприязни, плохо действующие на нервную систему. Такие игры надо уметь распознать и не допускать в мир Детства. И есть игры, имеющие громадное воспитательное значение, укрепляющие волю, характер, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать товарищам и т.д. Выбор игры зависит, в первую очередь, от того, каков ребенок, или ребячий коллектив, что им необходимо, какие воспитательные задачи требуют немедленного решения, каков творческий, воспитательный потенциал игры. Однако, сам выбор – прерогатива самих детей. Задача педагога – заинтересовать, увлечь, помочь осуществить игровой замысел.

Предложение игры детям. Оно может быть неигровым (давайте поиграем...) и игровым (получение секретного пакета и др.). В предложение игры также входит объяснение правил и техники действий. Объяснять игру надо кратко и точно, перед самим ее началом. В объяснение входит: название игры, рассказ о ее содержании, объяснение основных и второстепенных правил, размещение играющих, их задачи, значение игровых аксессуаров и т.д.

Оборудование и оснащение места  для игры. Место для игры должно соответствовать ее сюжету, содержанию; подходить по размеру для количества играющих; быть безопасным и удобным для детей; не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом, местом иных занятий взрослых и детей и т.д.).

Разбивка на команды, группы, распределение  ролей. Разбивка на команды требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика детей накопила немало демократических приемов разделения на микроколлективы: жеребьевка, считалки, выбор цепочкой и т.д. Еще труднее распределять роли. Здесь возможны такие приемы:

а) выбор на роль непосредственно взрослым (чтобы никому не было   

   обидно);

б) назначение на роль через старшего (капитана, водящего);

в) выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект,                   

   костюм, сценарий);

г) добровольное соглашение на роль ребенком по его желанию;

д) очередность выполнения ролей в игре и т.д.

В любом случае роль каждого  должна подкрепляться конкретной деятельностью. Ребенок выйдет из игры, если ему  нечего будет делать.

Развитие игровой ситуации, то есть изменение положения играющих, усложнение правил игры, смена обстановки, введение новых действующих лиц, эмоциональное насыщение игровых действий и т.п. По содержанию игровые ситуации, составляющие основу игры, могут быть: спортивно-конкурсными, проблемно-познавательными, ценностно-ориентационными, конструкторско-трудовыми, шуточно-развлекательными и т.д. По тональности, настроению – торжественными, лирическими, комическими, сатирическими и т.д. Действия педагога-организатора - строго в соответствии с той ролью, которую он взял в игре.

Завершение игры. Впечатление у детей во многом зависит от ее окончания. Администрирование, пресечение, окрик в играх не допустимы. Конец игры должен быть результативным: чей-то выигрыш, проигрыш, победа, ничья – то есть должна быть подведена логическая черта. В ролевой игре конец ее не должен выходить из сюжета игры. Концовка многих игр требует подведения итогов, обсуждения, поощрения и т.п.

Основные позиции взрослых в игре:

  • Позиция увеличенной дистанции (в игре не участвует, а лишь косвенно направляет).
  • Позиция частичной включенности (помогает детям не на всех этапах игры, а на каком-то одном: в начале, при подведении итогов и т.д.).
  • Собственно игровая позиция (главнокомандующий, король, Баба Яга).
  • Позиция коллективного примера (педагоги участвуют отдельной командой, отрядом).

Итак, ещё раз подчеркнём, что дидактическая игра – это  сложное, многогранное явление. В  дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

Организовать и провести дидактическую игру – задача достаточно сложная для педагога.

Можно выделить следующие  основные условия проведения дидактической  игры:

  • Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.
  • Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
  • Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.
  • Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, легкость, непринужденность.
  • Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
  • Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
  • Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

Грамотное проведение дидактической  игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог  должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять  особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит  учебный процесс. И задача педагога – направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей  занимательным и продуктивным.

Далее, необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено различное  их количество. По возможности надо стремиться, чтобы в игре мог участвовать  каждый ребенок. Поэтому, если игровую  деятельность осуществляет часть детей, то остальная должна выполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать  участие в игре.

Следующим важным этапом при  организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной  параметр игры. В частности, как с  наименьшей затратой времени познакомить  детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения  можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение незапланированных  ситуаций при проведении дидактических  иг.

И, наконец, важно продумать  заключение, подведение итогов после  проведения дидактической игры. Большое  значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует и быстроту, и – главное – качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно  нужно обратить внимание и на проявления поведения детей и качеств  их личности в игре: как проявилась взаимовыручка в игре, настойчивость  в достижении цели. Следует постоянно  демонстрировать детям их достижения.

Важно продумать поэтапное  распределение игр и игровых  моментов на уроке. В начале урока  цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая  игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе  урока игра должна отвечать следующим  требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей. Игра, следовательно, может быть проведена  на любом этапе урока. Она используется также и на уроках разного типа. Так, на уроке объяснения нового материала, в игре должны быть запрограммированы  практические действия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала используют игры на воспроизведение свойств  действий и вычислительных приёмов. В системе уроков по теме важно  подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую.

Информация о работе Дидактическая игра. Её место и роль в обучении младших школьников