Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:47, реферат
Игры, применяемые в учебном процессе, называются дидактическими играми.
В начальной школе дидактические игры принимают форму игровых приемов в обучении, игровых моментов урока, когда класс делится на команды, участвующие в состязании, или помогают сказочному герою решить трудное для него задание.
Однако, для того чтобы игра стала методом обучения, необходимо соблюдение следующих условий:
• Учебная задача должна совпадать с игровой задачей;
• Учебная задача не должна «задавить» игровую задачу, важно сохранить игровую ситуацию;
• Одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постоянно усложняющейся учебной задачей.
Попова Е. В., Блинова Е. Г.
Дидактическая игра. Её место и роль в обучении младших школьников.
С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка. Возрастает новая социальная позиция личности - учащийся, т.е. непосредственный участник одной из форм общественно значимой деятельности, требующей большого напряжения сил. К малышу в этот период предъявляются новые требования, у него появляются новые обязанности; новые товарищи, новые отношения со взрослыми также требуют определенных нравственных усилий и опыта включения в деловые отношения. Но готов ли ребенок ответить на новую для него социальную ситуацию?
Психологи считают, что в
целом уровень психического и
физического развития детей-шестилеток
позволяет им успешно справляться
с систематической учебной
Дети, посещавшие детский
сад, как правило, более общительные,
легче устанавливают контакт
с учителем и сверстниками, свободнее
чувствуют себя в коллективе, умеют
соблюдать санитарно-
Психологическое напряжение, возникающее у первоклассников, впервые переступивших порог школы, возникает как результат реакции на изменившуюся, непривычную обстановку. Дети не знают, чем отличается учитель от воспитателя детского сада, а также от мамы и бабушки. У ребенка есть опасение и по отношению к сверстникам.
Новый режим жизни - режим ученика - предполагает повышенную работоспособность по сравнению со старшей группой детского сада. В школе необходимо внимательно слушать учителя, не баловаться на уроках, уметь подчиняться правилам и распорядку дня. Некоторые первоклассники болезненно реагируют на изменение условий жизни: нарушается сон, аппетит, ослабляется сопротивляемость организма к болезням. Все это сказывается на ухудшении работоспособности, теряется интерес к школе, к учению.
Физическое и психическое
самочувствие шестилеток обычно стабилизируется
через полтора - два месяца пребывания
в школе. Но так происходит при
условии, если взрослые учитывают новое
положение детей, действуют с
пониманием их возрастной психологии,
используют специфические дошкольные
формы и методы работы. А к таким
формам работы, конечно же, относится
игра. Дидактическая игра способна
сделать переход к учебной
деятельности плавным и менее
болезненным для детей. Она повышает
эмоциональную составляющую учебного
процесса, и в первую очередь каждого
урока. Она способна существенно
повысить эффективность усвоения знаний
учащимися, а также работоспособность
маленьких школьников. Увлеченный ребенок
никогда не переутомится. Безделие на
уроке - самый опасный для здоровья детей
вид перегрузки. В.А.Сухомлинский п
Игры, применяемые в учебном процессе, называются дидактическими играми. Их можно разделить наследующие виды:
а) обучающие,
б) контролирующие,
в) обобщающие.
Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения, навыки, или вынуждены приобретать их в процессе подготовки к игре.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.
Специфическими признаками дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата.
В начальной школе дидактические игры принимают форму игровых приемов в обучении, игровых моментов урока, когда класс делится на команды, участвующие в состязании, или помогают сказочному герою решить трудное для него задание.
В средней школе дидактические игры проводятся, как правило, в целях повторения, закрепления и проверки усвоения изученного материала (диктанты, соревнования по истории, физике, родному языку, математике, «путешествия» по географии, решение кроссвордов и т.д.).
Многие дидактические
игры на первый взгляд не вносят ничего
нового в знания школьников. На самом
же деле они приносят большую пользу
тем, что учат учащихся применять
знания в новых условиях или ставят
умственную задачу, решение которой
требует проявлений разнообразных
форм умственной деятельности. Ведь чтобы
понять замысел, усвоить игровые
действия и правила, нужно внимательно
выслушать и осмыслить
Однако, дидактическая игра не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Увлекшись, дети не замечают,
что учатся: познают, запоминают новое,
ориентируются в необычных
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок игр и их компонентов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Дидактическая игра, таким образом, является незаменимым рычагом умственного развития ребенка.
Истоки сочетания обучения
малых детей с игрой - в народной
педагогике. Народ создал такие игры,
как «Ладушки», «Сорока-
В обучающие игры народ привносил потешки, песенки, сказки. Простые тексты, доступные детям движения вызывают стремление самого ребенка к игровым действиям, пробуждают радостное настроение, готовность общения с близкими людьми, прежде всего с матерью.
Радость детей и неудержимое стремление к игре вызывают и народные дидактические игрушки - дар народа малым детям. Конусы из ярких цветных колец разной величины, ярко окрашенные шары, складные бочонки, яйца, мисочки, матрешки. В этих игрушках заложено обучающее начало -привлечение внимания детей к цвету, форме, величине, объему, к целому и составляющим его частям.
Народная педагогика талантливо
решала вопрос о связи обучения с
игрой и внесла известный вклад
в понимание особенностей обучающей
игры. Традиции ее вошли в научную
разработку вопроса о дидактических
играх, в практику работы с детьми
младшего возраста, в подвижные игры
с правилами и заслуживают
дальнейшего глубокого
К.Д.Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он писал: «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а равно число и разнообразие следов, оставленных ею в душе дитяти, с подобными же влияниями учения первых четырех-пяти лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры».
Далее он указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.
Известный педагог Е.И.Тихеева высоко ценила дидактическую игру, ее роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни.
Уточнению взаимосвязи игры и обучения способствовала разработка вопроса о самом обучении, его содержании, характере и роли в развитии и воспитании детей младшего школьного возраста.
Оценивая дидактическую
игру и ее роль в системе обучения,А.П.Усова п
В последние годы вопросы
теории и практики дидактической
игры разрабатывались и
В общей системе обучения
дидактическая игра приобретает
самостоятельность и
Обучение и игровая деятельность как форма обучения в школе направлена на развитие у детей произвольного внимания, наблюдательности, запоминания и припоминания, сравнения, первичных форм аналитико-синтетической деятельности, деятельности воображения, развитие любознательности и познавательных интересов.
Воспитательная и развивающая ценность обучения в игровой форме заключается в содержании и направленности его на решение задач нравственного воспитания - воспитания положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни.
Содержание познавательной деятельности в сочетании с игровой содействует и эстетическому воспитанию, формированию эстетического восприятия и отношения к явлениям социальной жизни и природы, к предметам быта и произведениям искусства. Дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым учителем, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что увеличивает их значение.
Психолог А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».
Дидактические игры - это
разновидность игр с правилами,
специально создаваемых педагогикой
в целях обучения и воспитания
детей. Они направлены на решение
конкретных задач обучения детей, но,
в то же время, в них проявляется
воспитательное и развивающее влияние
игровой деятельности. Необходимость
использования дидактических
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата.
Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.
Дидактическая игра имеет
определенную структуру. Структура
– это основные элементы, характеризующие
игру как форму обучения и игровую
деятельность одновременно. Выделяются
следующие структурные
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т.д. Она скрыта от детей.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи). Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры.
Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи -незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
Информация о работе Дидактическая игра. Её место и роль в обучении младших школьников