Дидактическая игра. Её место и роль в обучении младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:47, реферат

Краткое описание

Игры, применяемые в учебном процессе, называются дидактическими играми.
В начальной школе дидактические игры принимают форму игровых приемов в обучении, игровых моментов урока, когда класс делится на команды, участвующие в состязании, или помогают сказочному герою решить трудное для него задание.
Однако, для того чтобы игра стала методом обучения, необходимо соблюдение следующих условий:
• Учебная задача должна совпадать с игровой задачей;
• Учебная задача не должна «задавить» игровую задачу, важно сохранить игровую ситуацию;
• Одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постоянно усложняющейся учебной задачей.

Файлы: 1 файл

petqa (3).docx

— 43.53 Кб (Скачать)

Попова Е. В., Блинова Е. Г.

Дидактическая игра. Её место и  роль  в обучении   младших школьников. 

                            

                    

С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка. Возрастает новая социальная позиция личности - учащийся, т.е. непосредственный участник одной из форм общественно значимой деятельности, требующей большого напряжения сил. К малышу в этот период предъявляются  новые требования, у него появляются новые обязанности; новые товарищи, новые отношения со взрослыми  также требуют определенных нравственных усилий и опыта включения в  деловые отношения. Но готов ли ребенок  ответить на новую для него социальную ситуацию?

Психологи считают, что в  целом уровень психического и  физического развития детей-шестилеток позволяет им успешно справляться  с систематической учебной работой  в условиях общеобразовательной  школы. В то же время приходится учитывать, что шестилетки отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью, довольно быстрой утомляемостью, неустойчивостью  внимания, ситуативностью поведения. Классная форма коллективной работы вызывает у многих детей психологические  затруднения.

Дети, посещавшие детский  сад, как правило, более общительные, легче устанавливают контакт  с учителем и сверстниками, свободнее  чувствуют себя в коллективе, умеют  соблюдать санитарно-гигиенические  правила, не боятся оставаться в школе  без родителей. «Домашние» дети, напротив, более остро переживают переход  к новому образу жизни. Они часто  не имеют необходимых навыков  общения и работы в коллективе.

Психологическое напряжение, возникающее у первоклассников, впервые переступивших порог  школы, возникает как результат  реакции на изменившуюся, непривычную  обстановку. Дети не знают, чем отличается учитель от воспитателя детского сада, а также от мамы и бабушки. У ребенка есть опасение и по отношению  к сверстникам.                                                                     

                                                    

Новый режим жизни - режим  ученика - предполагает повышенную работоспособность  по сравнению со старшей группой  детского сада. В школе необходимо внимательно слушать учителя, не баловаться на уроках, уметь подчиняться  правилам и распорядку дня. Некоторые  первоклассники болезненно реагируют  на изменение условий жизни: нарушается сон, аппетит, ослабляется сопротивляемость организма к болезням. Все это  сказывается на ухудшении работоспособности, теряется интерес к школе, к учению.

Физическое и психическое  самочувствие шестилеток обычно стабилизируется  через полтора - два месяца пребывания в школе. Но так происходит при  условии, если взрослые учитывают новое  положение детей, действуют с  пониманием их возрастной психологии, используют специфические дошкольные формы и методы работы. А к таким  формам работы, конечно же, относится  игра. Дидактическая игра способна сделать переход к учебной  деятельности плавным и менее  болезненным для детей. Она повышает эмоциональную составляющую учебного процесса, и в первую очередь каждого  урока. Она способна существенно  повысить эффективность усвоения знаний учащимися, а также работоспособность  маленьких школьников. Увлеченный ребенок  никогда не переутомится. Безделие на уроке - самый опасный для здоровья детей вид перегрузки. В.А.Сухомлинский писал: «Я решительно заявляю, что перегрузки в программах средней школы нет. Перегрузки в наших методах преподавания».                                                                                               

Игры, применяемые в учебном  процессе, называются дидактическими играми. Их можно разделить наследующие виды:

а) обучающие,

б) контролирующие,

в) обобщающие.

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают  новые знания, умения, навыки, или  вынуждены приобретать их в процессе подготовки к игре.

Контролирующей будет  игра, дидактическая цель которой  состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.

Обобщающие игры требуют  интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать  в различных учебных ситуациях.

Специфическими признаками дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной  цели и предполагаемого результата.

В начальной школе дидактические  игры принимают форму игровых  приемов в обучении, игровых моментов урока, когда класс делится на команды, участвующие в состязании, или помогают сказочному герою решить трудное для него задание.

В средней школе дидактические  игры проводятся, как правило, в целях  повторения, закрепления и проверки усвоения изученного материала (диктанты, соревнования по истории, физике, родному  языку, математике, «путешествия» по географии, решение кроссвордов  и т.д.).

Многие дидактические  игры на первый взгляд не вносят ничего нового в знания школьников. На самом  же деле они приносят большую пользу тем, что учат учащихся применять  знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой  требует проявлений разнообразных  форм умственной деятельности. Ведь чтобы  понять замысел, усвоить игровые  действия и правила, нужно внимательно  выслушать и осмыслить объяснение учителя, сосредоточить все внимание на игровой задаче, обдумать разные варианты, выполнить сравнения и  обобщения.

Однако, дидактическая игра не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. В процессе игры у  детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается  внимание, стремление к знаниям.

Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые  пассивные из детей включаются в  игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей  по игре.

Дидактические игры очень  хорошо уживаются с «серьезным»  учением. Включение в урок игр  и их компонентов делает процесс  обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Дидактическая игра, таким образом, является незаменимым рычагом умственного развития ребенка.

Истоки сочетания обучения малых детей с игрой - в народной педагогике. Народ создал такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Гули-гули» и многие другие. Мать, играя с ребенком, привлекает его внимание к окружающим предметам, учит производить элементарные игровые действия. Она просит показать, «где глазки, где носик, ушки, ручки, пальчики» и т.д. Называя части лица, предметы или игровые действия, ласково приговаривая, мать закладывает самые первые основы обучения родному языку, создает радость общения.

В обучающие игры народ  привносил потешки, песенки, сказки. Простые тексты, доступные детям  движения вызывают стремление самого ребенка к игровым действиям, пробуждают радостное настроение, готовность общения с близкими людьми, прежде всего с матерью.

Радость детей и неудержимое  стремление к игре вызывают и народные дидактические игрушки - дар народа малым детям. Конусы из ярких цветных  колец разной величины, ярко окрашенные шары, складные бочонки, яйца, мисочки, матрешки. В этих игрушках заложено обучающее начало -привлечение внимания детей к цвету, форме, величине, объему, к целому и составляющим его частям.

Народная педагогика талантливо решала вопрос о связи обучения с  игрой и внесла известный вклад  в понимание особенностей обучающей  игры. Традиции ее вошли в научную  разработку вопроса о дидактических  играх, в практику работы с детьми младшего возраста, в подвижные игры с правилами и заслуживают  дальнейшего глубокого изучения.

К.Д.Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он писал: «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а равно число и разнообразие следов, оставленных ею в душе дитяти, с подобными же влияниями учения первых четырех-пяти лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры».                    

Далее он указывал на то, что  обучение в форме игры может и  должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.

Известный педагог Е.И.Тихеева высоко ценила дидактическую игру, ее роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни.

Уточнению взаимосвязи игры и обучения способствовала разработка вопроса о самом обучении, его  содержании, характере и роли в  развитии и воспитании детей младшего школьного возраста.

Оценивая дидактическую  игру и ее роль в системе обучения,А.П.Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность».

В последние годы вопросы  теории и практики дидактической  игры разрабатывались и разрабатываются  многими исследователями. Во всех исследованиях  утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения.

В общей системе обучения дидактическая игра приобретает  самостоятельность и сосуществует с обучением на занятиях. Ее место  определяется той ролью, какую ей отводит учитель, используя все  многообразие дидактических форм и  средств обучения детей.

Обучение и игровая  деятельность как форма обучения в школе направлена на развитие у  детей произвольного внимания, наблюдательности, запоминания и припоминания, сравнения, первичных форм аналитико-синтетической  деятельности, деятельности воображения, развитие любознательности и познавательных интересов.

Воспитательная и развивающая  ценность обучения в игровой форме  заключается в содержании и направленности его на решение задач нравственного  воспитания - воспитания положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни.

Содержание познавательной деятельности в сочетании с игровой  содействует и эстетическому  воспитанию, формированию эстетического  восприятия и отношения к явлениям социальной жизни и природы, к  предметам быта и произведениям  искусства. Дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым учителем, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что увеличивает  их значение.

Психолог А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».

Дидактические игры - это  разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой  в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение  конкретных задач обучения детей, но, в то же время, в них проявляется  воспитательное и развивающее влияние  игровой деятельности. Необходимость  использования дидактических игр  как средства обучения детей в  младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

  • Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения (не случайно, поэтому многие дети приносят в школу игрушки). Можно согласиться с Л.С.Выготским, который писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
  • Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).
  • Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов.
  • Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребенка в школу (освоение им новой роли - роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями). Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата.

Самое главное заключается  в том, чтобы игра органически  сочеталась с серьезным, напряженным  трудом, чтобы игра не отвлекала  от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.

Дидактическая игра имеет  определенную структуру. Структура  – это основные элементы, характеризующие  игру как форму обучения и игровую  деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

  • дидактическая задача;
  • игровая задача;
  • игровые действия;
  • правила игры;
  • результат (подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т.д. Она скрыта от детей.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи). Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры.

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи -незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Информация о работе Дидактическая игра. Её место и роль в обучении младших школьников