Девиантное поведение. Причины девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:10, контрольная работа

Краткое описание

Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………....стр.2
1.Понятие и виды девиантного поведения………………………………….стр.3
2.Особенности отдельных форм девиантного поведения:
2.1Преступления………………………………………………………….....стр.12
2.2 Алкоголизм………………………………………………………………стр.13
2.3 Наркомания…………………………………………………...………….стр.14
2.4 Суицид………………………………………………………………...…стр.14
2.5 Проституция……………………………………………………………..стр.16
3.Основные причины и факторы девиантного поведения………………..стр.16
4.Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения…………………………………………………………………….стр.24
Заключение…………………………………………………………………..стр.27
Список литературы…………………………………………….…………....

Файлы: 1 файл

антропология экз(6).docx

— 62.38 Кб (Скачать)

Немаловажным фактором усиления девиантного поведения выступают  правовой нигилизм, пренебрежительное  отношение к закону, правоохранительным органам и их представителям.

Ослабление воздействия  системы образования на правовое и нравственное воспитание молодежи, «задержки» в законотворчестве, приводящие в правовому «вакууму» в различных  сферах общественной жизни, слабая эффективность  работы правоохранительных органов - все  это способствует формированию у  молодых людей установки на возможность  решения своих жизненных проблем  в «обход» закона, в том числе  и преступными способами.

Для практики социально-педагогической работы не менее важно знание и  микросоциальных факторов, которые  могут способствовать появлению  девиации в молодежной среде.

К микросоциальным факторам обычно относят три основные сферы  жизнедеятельности подростка и  юноши: семью, школу и референтную  группу сверстников, к которым на определенном возрастном этапе прибавляются армия, место работы.

В сфере семейного воспитания неблагоприятным фактором могут  быть такие стили воспитания как  гиперопека и гипоопека, характерными признаками которых в первом случае выступает избыток, чрезмерность внимания к воспитуемому, во втором - его недостаточность. В семье могут формироваться два типа делинквентности - агрессивно - защитный и оппозиционный. Первый формируется в обстановке эмоционального отвержения в семье, а второй - при воспитании по типу «кумира семьи».

 

Агрессивно - защитный тип делинквентности характеризует молодых людей, отличающихся особенно трудным, агрессивным характером: они драчливы, враждебны, конфликтны, неуступчивы, являются дезорганизаторами дисциплины, склонны к грубым хулиганским выходкам, к ранней алкоголизации.

Оппозиционный тип  делинквентности характерен наличием у ребенка превратных представлений о себе, о своих правах и обязанностях, упрямства, повышенной обидчивости, конфликтности в отношениях с окружающими, стремлении выделиться, показать себя, командовать, демонстративным отвержением общепринятых ценностей.

Фактор семьи сказывается  не только по стилю воспитания, но и  по линии «благополучная-неблагополучная» семья. Распространено мнение, что подростковая и юношеская девиация имеют своим  источником исключительно неблагополучные  семьи, характеризуемые неустойчивостью  брака, разводами, дезорганизацией  общения в семье и социализации детей, алкоголизмом или наркоманией  одного или обоих родителей. Факты  показывают, что и благополучные  семьи являются «поставщиком» носителей  девиантного поведения. Тем не менее, именно неблагополучные семьи в  большей степени таят в себе возможность  девиантных проявлений со стороны младших  своих членов.

Если перейти от семьи  к таким микросоциальным факторам, как школа и группа сверстников, то коротко можно сказать, что  недостатками воспитательного процесса в школе, усугубляющими или порождающими девиации в поведении учащихся, считаются  так называемые дидактогении (изменения  в психике и поведении ученика  под влиянием ошибок учителя, воспитателя), являющиеся результатом недостаточной  психологической грамотности и  непроработанности личностных проблем  учителями; к негативным воздействиям референтной группы сверстников  обычно причисляют особенности досуговой  деятельности, бесцельное времяпровождение и др. Склонные к девиации подростки  и юноши, как правило, образуют относительно замкнутую, обособленную от других сверстников группу, что создает благоприятные условия для закрепления в их личности сознательно антиобщественных установок, в том числе и преступных. Ситуация усугубляется, если в группе появляется преступный или околопреступный «авторитет», который насаждает в ней свое представление о нормах поведения.

Молодежь составляет значимую долю в составе занятого населения  России (22,7%). Но одной из самых сложных  в ряду социальных проблем молодежи является ее занятость. Доля молодежи среди зарегистрированных безработных  уже сегодня составляет от 30% и  выше! И она обрела стойкую тенденцию  к постоянному увеличению за счет выпускников школ, ПТУ, вузов, демобилизованных военнослужащих и пр. Более половины молодых людей убеждены, что не смогут получить хорошей работы. Естественно, что такое убеждение играет свою отрицательную роль в проявлениях  социальной девиации молодежи.

К этому следует добавить и факты постоянно ухудшающегося  здоровья молодежи. По оценкам медиков  и демографов практически все  параметры, отражающие здоровье детей  и молодежи, носят отрицательный  характер. Происходит не только снижение качества здоровья молодых людей, но и растет число заболеваний ранее  не свойственных молодым людям - кардиологические заболевания, заболевания крови, нервной  системы и другие. Серьезным фактором, усиливающим тенденцию отрицательного изменения здоровья, является то, что  пока не получила широкого распространения  среди российской молодежи культура здоровья, здорового образа жизни.

В последние годы Россия устойчиво сохраняет лидирующее место в мире по смертности от самоубийств  среди молодежи. По данным последних  опросов, мысль о самоубийстве возникла у 19% юношей и 43% девушек.

Обзор основных факторов девиантного  поведения будет неполным, если не сказать о генезисе девиации на индивидуальном уровне.

На этом уровне наиболее общей причиной девиантного поведения  служит так называемая «социальная  неустроенность» как результат  несоответствия объективных свойств  индивида (включая его задатки, способности, а также свойства, приобретенные  в процессе социализации) требованиям  занимаемой им позиции в системе  общественных отношений. Позиция может  быть «ниже» своих объективных возможностей (молодой специалист-безработный, вынужденный «челнок» и т.п.), индивид может оказаться вне официальной структуры общества (беспризорник, бродяга, бомж и т.п.). Очевидно этим объясняется повышенная девиантность маргинальных групп.

К числу факторов девиантного  поведения, проявляющихся на индивидуальном уровне, можно отнести также внутренние психологические процессы:

- потребность в престиже, самоуважении (по некоторым данным, у несовершеннолетних правонарушителей  наблюдается преждевременное развитие  этой потребности в 12-13 лет,  причем она развита сильнее,  чем у их законопослушных сверстников);

- потребность в риске;

- наличие так называемых  искусственных потребностей (в алкоголе, наркотиках);

- эмоциональная неустойчивость;

- агрессивность;

- наличие акцентуации  характера (к «группе риска»  относят гипертимную, истероидную,  шизоидную и эмоционально-лабильную  акцентуацию);

- отклонение в психическом  развитии;

- неадекватная самооценка  и др.

Завершая рассмотрения основных макросоциальных, микросоциальных  и индивидуальных факторов, вызывающих девиации в поведении молодых  людей, еще раз подчеркнем, что  все они в своей совокупности образуют очень сложную систему, в которой различные взаимосвязанные  и взаимообусловленные элементы проявляют свои провоцирующие действия с различной степенью интенсивности  в зависимости от личностных свойств  индивида, его жизненных условий  и формы проявления девиантного  поведения.

При переходе к рассмотрению проблемы девиантного поведения  на уровне конкретных форм его проявления обнаруживаются и специфические  факторы, дополняющие основные, о  которых речь шла выше.

Все эти обстоятельства необходимо иметь ввиду при организации  социальной работы с конкретными  категориями девиантной молодежи-беспризорниками, алкоголиками, наркоманами, проститутками, правонарушителями и т.д.

4.Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения

Общество всегда прилагало  усилия в борьбе с нежелательными формами поведения с целью  сохранения стабильности и порядка. Совокупность средств и механизмов воздействия общества на нежелательные  формы отклоняющегося поведения  с целью их устранения или минимизации  и приведение в соответствие с  социальными нормами есть социальный контроль. Поэтому социальные технологии профилактики и коррекции девиантного  поведения непосредственно связаны  с технологиями социального контроля.

Очевидно, что использование  уголовного наказания в отношении, проституток и пьяниц не теряет смысл, так как большинство из них  больные люди и нуждаются в  медицинской, психологической, социальной помощи.

Наша исправительно-трудовая система не, сколько исправляет, сколько карает человека. Именно места  лишения свободы являются основными  школами, в которых завершается  формирование девиантного поведения  и самосознания.

К институтам социального  контроля относят семью, государство  и его учреждения, общественное мнение. По форме различают формальный и  неформальный контроль. Формальный контроль (официальный) осуществляется компетентными  организациями (полиция, суд), неформальный (неофициальный) - обществом, его мнением (общественным мнением). Методами контроля выступают профилактика и санкции.

Под предупреждением (профилактикой) различных форм девиантного поведения  понимается воздействие общества, институтов социального контроля, отдельных  граждан на причины девиантного  поведения. В современной зарубежной литературе различают 3 уровня превенции (профилактики): 1) т.н. «общесоциальная  профилактика» - воздействие на среду, экологию, экономические, социальные условия  жизни с целью их улучшения; 2) т.н. «специальная профилактика» - она  рассчитана на обеспечение мер безопасности, воздействие на «группы риска», устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений; 3) т.н. «индивидуальная  профилактика» в отечественной  криминологии.

Такие девиации как алкоголизм, наркомания, психические расстройства, агрессивное поведение в семье, бродяжничество требуют, прежде всего, организации различной социальной помощи: наркологической, психологической, открытие кризисных центров, домов  для бездомных, организация бесплатных обедов, трудоустройство, «телефоны  доверия». В то же время в отношении  преступного поведения нужны  запретительно-репрессивные меры.

Проблема социального  контроля сегодня является актуальной проблемой во всем мире. Общая стратегия  достаточно ясна: необходим перенос  акцента с наказания на превенцию, т.е. предотвращение, профилактику. Превенция  предполагает воздействие на причины  девиантного поведения, факторы, ему  способствующие.

Выделяют два уровня мер (технологий) социального контроля: общесоциальный и специальный (индивидуальный). Борьба с социальными отклонениями на общесоциальном уровне - одно из направлений  социальной политики государства. Из внедряемых в практику технологий общесоциального  контроля можно назвать следующие: технологии, направленные на сокращение безработицы; технологии, направленные на расширение доступа и законным способам достижения успеха и продвижения  по социальной лестнице; технологии, направленные на замещение или вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии  полезной деятельностью. Так, например, если потребление алкоголя выполняет  определенные социальные функции, то, надо искать альтернативные средства и способы реализации соответствующих  функций (если алкоголь - для поднятия настроения - надо находить и предполагать что-то другое для поднятия настроения). Это же относится и употреблению наркотиков. В этой связи важное значение имеют программы поддержки  семьи и детей, программы поддержки  и помощи тем, кто злоупотребляет наркотиками и алкоголем, кто  освободился из мест лишения свободы (это система мер превентивного  характера). В числе технологий общесоциального  контроля - система мер по оказанию помощи лицам девиантного поведения (т.е. это уже не профилактика, а  состоявшиеся девианты). Это - создание домов-приютов временного содержания для тех, у кого возникли конфликты  в семье; увеличение числа обществ  и групп взаимопомощи, содействующих  избавлению от алкогольной или наркотической  зависимости («Анонимные алкоголики», «Анонимные наркоманы» и т.д.); создание организаций и служб социальной помощи (наркологической, суицидологической), служб реабилитации лиц, оказавшихся  на обочине общества; развитие сети негосударственных лечебно-профилактических учреждений по профилям основных видов девиантности; умеющие уменьшение практических возможностей для совершения преступления (патрулирование, охрана, освещение улиц); оказание помощи жертвам преступлений (государственная помощь, моральная и материальная поддержка); развитие системы психологической помощи преступникам, которая должна включать в себя семейное консультирование, использование механизмов психотерапии.

Специальные технологии (меры) или технологии специального (индивидуального) контроля - это меры индивидуального  воздействия. Они, в первую очередь, опираются на медицинские и психологические  методы: лечение наркоманов и алкоголиков  в соответствующих клиниках; психокоррекция, психотерапия, индивидуальная работа по ресоциализации осужденных в местах заключения, психологическая помощь жертвам преступления, деятельность социологических служб по анализу  «групп риска», анализу работы «телефонов доверия» и т.д. Это уже работа психологов, социальных педагогов, социальных работников.

Информация о работе Девиантное поведение. Причины девиантного поведения