Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:10, контрольная работа
Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.
Введение……………………………………………………………………....стр.2
1.Понятие и виды девиантного поведения………………………………….стр.3
2.Особенности отдельных форм девиантного поведения:
2.1Преступления………………………………………………………….....стр.12
2.2 Алкоголизм………………………………………………………………стр.13
2.3 Наркомания…………………………………………………...………….стр.14
2.4 Суицид………………………………………………………………...…стр.14
2.5 Проституция……………………………………………………………..стр.16
3.Основные причины и факторы девиантного поведения………………..стр.16
4.Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения…………………………………………………………………….стр.24
Заключение…………………………………………………………………..стр.27
Список литературы…………………………………………….…………....
Немаловажным фактором усиления
девиантного поведения
Ослабление воздействия
системы образования на правовое
и нравственное воспитание молодежи,
«задержки» в законотворчестве, приводящие
в правовому «вакууму» в
Для практики социально-педагогической работы не менее важно знание и микросоциальных факторов, которые могут способствовать появлению девиации в молодежной среде.
К микросоциальным факторам обычно относят три основные сферы жизнедеятельности подростка и юноши: семью, школу и референтную группу сверстников, к которым на определенном возрастном этапе прибавляются армия, место работы.
В сфере семейного воспитания неблагоприятным фактором могут быть такие стили воспитания как гиперопека и гипоопека, характерными признаками которых в первом случае выступает избыток, чрезмерность внимания к воспитуемому, во втором - его недостаточность. В семье могут формироваться два типа делинквентности - агрессивно - защитный и оппозиционный. Первый формируется в обстановке эмоционального отвержения в семье, а второй - при воспитании по типу «кумира семьи».
Агрессивно - защитный тип делинквентности характеризует молодых людей, отличающихся особенно трудным, агрессивным характером: они драчливы, враждебны, конфликтны, неуступчивы, являются дезорганизаторами дисциплины, склонны к грубым хулиганским выходкам, к ранней алкоголизации.
Оппозиционный тип делинквентности характерен наличием у ребенка превратных представлений о себе, о своих правах и обязанностях, упрямства, повышенной обидчивости, конфликтности в отношениях с окружающими, стремлении выделиться, показать себя, командовать, демонстративным отвержением общепринятых ценностей.
Фактор семьи сказывается
не только по стилю воспитания, но и
по линии «благополучная-
Если перейти от семьи
к таким микросоциальным
Молодежь составляет значимую долю в составе занятого населения России (22,7%). Но одной из самых сложных в ряду социальных проблем молодежи является ее занятость. Доля молодежи среди зарегистрированных безработных уже сегодня составляет от 30% и выше! И она обрела стойкую тенденцию к постоянному увеличению за счет выпускников школ, ПТУ, вузов, демобилизованных военнослужащих и пр. Более половины молодых людей убеждены, что не смогут получить хорошей работы. Естественно, что такое убеждение играет свою отрицательную роль в проявлениях социальной девиации молодежи.
К этому следует добавить
и факты постоянно
В последние годы Россия устойчиво сохраняет лидирующее место в мире по смертности от самоубийств среди молодежи. По данным последних опросов, мысль о самоубийстве возникла у 19% юношей и 43% девушек.
Обзор основных факторов девиантного поведения будет неполным, если не сказать о генезисе девиации на индивидуальном уровне.
На этом уровне наиболее
общей причиной девиантного поведения
служит так называемая «социальная
неустроенность» как результат
несоответствия объективных свойств
индивида (включая его задатки, способности,
а также свойства, приобретенные
в процессе социализации) требованиям
занимаемой им позиции в системе
общественных отношений. Позиция может
быть «ниже» своих объективных возможностей
(молодой специалист-
К числу факторов девиантного поведения, проявляющихся на индивидуальном уровне, можно отнести также внутренние психологические процессы:
- потребность в престиже,
самоуважении (по некоторым данным,
у несовершеннолетних
- потребность в риске;
- наличие так называемых искусственных потребностей (в алкоголе, наркотиках);
- эмоциональная неустойчивость;
- агрессивность;
- наличие акцентуации
характера (к «группе риска»
относят гипертимную,
- отклонение в психическом развитии;
- неадекватная самооценка и др.
Завершая рассмотрения основных
макросоциальных, микросоциальных
и индивидуальных факторов, вызывающих
девиации в поведении молодых
людей, еще раз подчеркнем, что
все они в своей совокупности
образуют очень сложную систему,
в которой различные
При переходе к рассмотрению проблемы девиантного поведения на уровне конкретных форм его проявления обнаруживаются и специфические факторы, дополняющие основные, о которых речь шла выше.
Все эти обстоятельства необходимо иметь ввиду при организации социальной работы с конкретными категориями девиантной молодежи-беспризорниками, алкоголиками, наркоманами, проститутками, правонарушителями и т.д.
4.Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения
Общество всегда прилагало
усилия в борьбе с нежелательными
формами поведения с целью
сохранения стабильности и порядка.
Совокупность средств и механизмов
воздействия общества на нежелательные
формы отклоняющегося поведения
с целью их устранения или минимизации
и приведение в соответствие с
социальными нормами есть социальный
контроль. Поэтому социальные технологии
профилактики и коррекции девиантного
поведения непосредственно
Очевидно, что использование уголовного наказания в отношении, проституток и пьяниц не теряет смысл, так как большинство из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической, социальной помощи.
Наша исправительно-трудовая система не, сколько исправляет, сколько карает человека. Именно места лишения свободы являются основными школами, в которых завершается формирование девиантного поведения и самосознания.
К институтам социального контроля относят семью, государство и его учреждения, общественное мнение. По форме различают формальный и неформальный контроль. Формальный контроль (официальный) осуществляется компетентными организациями (полиция, суд), неформальный (неофициальный) - обществом, его мнением (общественным мнением). Методами контроля выступают профилактика и санкции.
Под предупреждением (профилактикой) различных форм девиантного поведения понимается воздействие общества, институтов социального контроля, отдельных граждан на причины девиантного поведения. В современной зарубежной литературе различают 3 уровня превенции (профилактики): 1) т.н. «общесоциальная профилактика» - воздействие на среду, экологию, экономические, социальные условия жизни с целью их улучшения; 2) т.н. «специальная профилактика» - она рассчитана на обеспечение мер безопасности, воздействие на «группы риска», устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений; 3) т.н. «индивидуальная профилактика» в отечественной криминологии.
Такие девиации как алкоголизм,
наркомания, психические расстройства,
агрессивное поведение в семье,
бродяжничество требуют, прежде всего,
организации различной
Проблема социального контроля сегодня является актуальной проблемой во всем мире. Общая стратегия достаточно ясна: необходим перенос акцента с наказания на превенцию, т.е. предотвращение, профилактику. Превенция предполагает воздействие на причины девиантного поведения, факторы, ему способствующие.
Выделяют два уровня мер
(технологий) социального контроля:
общесоциальный и специальный (индивидуальный).
Борьба с социальными отклонениями
на общесоциальном уровне - одно из направлений
социальной политики государства. Из внедряемых
в практику технологий общесоциального
контроля можно назвать следующие:
технологии, направленные на сокращение
безработицы; технологии, направленные
на расширение доступа и законным
способам достижения успеха и продвижения
по социальной лестнице; технологии, направленные
на замещение или вытеснение наиболее
опасных форм социальной патологии
полезной деятельностью. Так, например,
если потребление алкоголя выполняет
определенные социальные функции, то,
надо искать альтернативные средства
и способы реализации соответствующих
функций (если алкоголь - для поднятия
настроения - надо находить и предполагать
что-то другое для поднятия настроения).
Это же относится и употреблению
наркотиков. В этой связи важное
значение имеют программы поддержки
семьи и детей, программы поддержки
и помощи тем, кто злоупотребляет
наркотиками и алкоголем, кто
освободился из мест лишения свободы
(это система мер
Специальные технологии (меры) или технологии специального (индивидуального) контроля - это меры индивидуального воздействия. Они, в первую очередь, опираются на медицинские и психологические методы: лечение наркоманов и алкоголиков в соответствующих клиниках; психокоррекция, психотерапия, индивидуальная работа по ресоциализации осужденных в местах заключения, психологическая помощь жертвам преступления, деятельность социологических служб по анализу «групп риска», анализу работы «телефонов доверия» и т.д. Это уже работа психологов, социальных педагогов, социальных работников.
Информация о работе Девиантное поведение. Причины девиантного поведения