Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:10, контрольная работа
Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.
Введение……………………………………………………………………....стр.2
1.Понятие и виды девиантного поведения………………………………….стр.3
2.Особенности отдельных форм девиантного поведения:
2.1Преступления………………………………………………………….....стр.12
2.2 Алкоголизм………………………………………………………………стр.13
2.3 Наркомания…………………………………………………...………….стр.14
2.4 Суицид………………………………………………………………...…стр.14
2.5 Проституция……………………………………………………………..стр.16
3.Основные причины и факторы девиантного поведения………………..стр.16
4.Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения…………………………………………………………………….стр.24
Заключение…………………………………………………………………..стр.27
Список литературы…………………………………………….…………....
Немаловажным фактором усиления 
девиантного поведения 
Ослабление воздействия 
системы образования на правовое 
и нравственное воспитание молодежи, 
«задержки» в законотворчестве, приводящие 
в правовому «вакууму» в 
Для практики социально-педагогической работы не менее важно знание и микросоциальных факторов, которые могут способствовать появлению девиации в молодежной среде.
К микросоциальным факторам обычно относят три основные сферы жизнедеятельности подростка и юноши: семью, школу и референтную группу сверстников, к которым на определенном возрастном этапе прибавляются армия, место работы.
В сфере семейного воспитания неблагоприятным фактором могут быть такие стили воспитания как гиперопека и гипоопека, характерными признаками которых в первом случае выступает избыток, чрезмерность внимания к воспитуемому, во втором - его недостаточность. В семье могут формироваться два типа делинквентности - агрессивно - защитный и оппозиционный. Первый формируется в обстановке эмоционального отвержения в семье, а второй - при воспитании по типу «кумира семьи».
Агрессивно - защитный тип делинквентности характеризует молодых людей, отличающихся особенно трудным, агрессивным характером: они драчливы, враждебны, конфликтны, неуступчивы, являются дезорганизаторами дисциплины, склонны к грубым хулиганским выходкам, к ранней алкоголизации.
Оппозиционный тип делинквентности характерен наличием у ребенка превратных представлений о себе, о своих правах и обязанностях, упрямства, повышенной обидчивости, конфликтности в отношениях с окружающими, стремлении выделиться, показать себя, командовать, демонстративным отвержением общепринятых ценностей.
Фактор семьи сказывается 
не только по стилю воспитания, но и 
по линии «благополучная-
Если перейти от семьи 
к таким микросоциальным 
Молодежь составляет значимую долю в составе занятого населения России (22,7%). Но одной из самых сложных в ряду социальных проблем молодежи является ее занятость. Доля молодежи среди зарегистрированных безработных уже сегодня составляет от 30% и выше! И она обрела стойкую тенденцию к постоянному увеличению за счет выпускников школ, ПТУ, вузов, демобилизованных военнослужащих и пр. Более половины молодых людей убеждены, что не смогут получить хорошей работы. Естественно, что такое убеждение играет свою отрицательную роль в проявлениях социальной девиации молодежи.
К этому следует добавить 
и факты постоянно 
В последние годы Россия устойчиво сохраняет лидирующее место в мире по смертности от самоубийств среди молодежи. По данным последних опросов, мысль о самоубийстве возникла у 19% юношей и 43% девушек.
Обзор основных факторов девиантного поведения будет неполным, если не сказать о генезисе девиации на индивидуальном уровне.
На этом уровне наиболее 
общей причиной девиантного поведения 
служит так называемая «социальная 
неустроенность» как результат 
несоответствия объективных свойств 
индивида (включая его задатки, способности, 
а также свойства, приобретенные 
в процессе социализации) требованиям 
занимаемой им позиции в системе 
общественных отношений. Позиция может 
быть «ниже» своих объективных возможностей 
(молодой специалист-
К числу факторов девиантного поведения, проявляющихся на индивидуальном уровне, можно отнести также внутренние психологические процессы:
- потребность в престиже, 
самоуважении (по некоторым данным, 
у несовершеннолетних 
- потребность в риске;
- наличие так называемых искусственных потребностей (в алкоголе, наркотиках);
- эмоциональная неустойчивость;
- агрессивность;
- наличие акцентуации 
характера (к «группе риска» 
относят гипертимную, 
- отклонение в психическом развитии;
- неадекватная самооценка и др.
Завершая рассмотрения основных 
макросоциальных, микросоциальных 
и индивидуальных факторов, вызывающих 
девиации в поведении молодых 
людей, еще раз подчеркнем, что 
все они в своей совокупности 
образуют очень сложную систему, 
в которой различные 
При переходе к рассмотрению проблемы девиантного поведения на уровне конкретных форм его проявления обнаруживаются и специфические факторы, дополняющие основные, о которых речь шла выше.
Все эти обстоятельства необходимо иметь ввиду при организации социальной работы с конкретными категориями девиантной молодежи-беспризорниками, алкоголиками, наркоманами, проститутками, правонарушителями и т.д.
4.Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения
Общество всегда прилагало 
усилия в борьбе с нежелательными 
формами поведения с целью 
сохранения стабильности и порядка. 
Совокупность средств и механизмов 
воздействия общества на нежелательные 
формы отклоняющегося поведения 
с целью их устранения или минимизации 
и приведение в соответствие с 
социальными нормами есть социальный 
контроль. Поэтому социальные технологии 
профилактики и коррекции девиантного 
поведения непосредственно 
Очевидно, что использование уголовного наказания в отношении, проституток и пьяниц не теряет смысл, так как большинство из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической, социальной помощи.
Наша исправительно-трудовая система не, сколько исправляет, сколько карает человека. Именно места лишения свободы являются основными школами, в которых завершается формирование девиантного поведения и самосознания.
К институтам социального контроля относят семью, государство и его учреждения, общественное мнение. По форме различают формальный и неформальный контроль. Формальный контроль (официальный) осуществляется компетентными организациями (полиция, суд), неформальный (неофициальный) - обществом, его мнением (общественным мнением). Методами контроля выступают профилактика и санкции.
Под предупреждением (профилактикой) различных форм девиантного поведения понимается воздействие общества, институтов социального контроля, отдельных граждан на причины девиантного поведения. В современной зарубежной литературе различают 3 уровня превенции (профилактики): 1) т.н. «общесоциальная профилактика» - воздействие на среду, экологию, экономические, социальные условия жизни с целью их улучшения; 2) т.н. «специальная профилактика» - она рассчитана на обеспечение мер безопасности, воздействие на «группы риска», устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений; 3) т.н. «индивидуальная профилактика» в отечественной криминологии.
Такие девиации как алкоголизм, 
наркомания, психические расстройства, 
агрессивное поведение в семье, 
бродяжничество требуют, прежде всего, 
организации различной 
Проблема социального контроля сегодня является актуальной проблемой во всем мире. Общая стратегия достаточно ясна: необходим перенос акцента с наказания на превенцию, т.е. предотвращение, профилактику. Превенция предполагает воздействие на причины девиантного поведения, факторы, ему способствующие.
Выделяют два уровня мер 
(технологий) социального контроля: 
общесоциальный и специальный (индивидуальный). 
Борьба с социальными отклонениями 
на общесоциальном уровне - одно из направлений 
социальной политики государства. Из внедряемых 
в практику технологий общесоциального 
контроля можно назвать следующие: 
технологии, направленные на сокращение 
безработицы; технологии, направленные 
на расширение доступа и законным 
способам достижения успеха и продвижения 
по социальной лестнице; технологии, направленные 
на замещение или вытеснение наиболее 
опасных форм социальной патологии 
полезной деятельностью. Так, например, 
если потребление алкоголя выполняет 
определенные социальные функции, то, 
надо искать альтернативные средства 
и способы реализации соответствующих 
функций (если алкоголь - для поднятия 
настроения - надо находить и предполагать 
что-то другое для поднятия настроения). 
Это же относится и употреблению 
наркотиков. В этой связи важное 
значение имеют программы поддержки 
семьи и детей, программы поддержки 
и помощи тем, кто злоупотребляет 
наркотиками и алкоголем, кто 
освободился из мест лишения свободы 
(это система мер 
Специальные технологии (меры) или технологии специального (индивидуального) контроля - это меры индивидуального воздействия. Они, в первую очередь, опираются на медицинские и психологические методы: лечение наркоманов и алкоголиков в соответствующих клиниках; психокоррекция, психотерапия, индивидуальная работа по ресоциализации осужденных в местах заключения, психологическая помощь жертвам преступления, деятельность социологических служб по анализу «групп риска», анализу работы «телефонов доверия» и т.д. Это уже работа психологов, социальных педагогов, социальных работников.
Информация о работе Девиантное поведение. Причины девиантного поведения